Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ХОРЕОГРАФИЯ

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………..3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………................3
1.1.1. Цель и задачи Программы………………………………………………………………………6
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………………............6
1.1.3. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
дошкольного возраста………………………………………………………………………………….7
1.2. Планируемые результаты освоения Программы………………………………………..............8
1.3. Развивающее оценивание качества Программы………………………………………………...9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………….…….11
2.1. Описание образовательной деятельности………………………………………………………11
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы............16
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………….............17
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………………………………......18
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………………...19
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы……………………….……..19
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания………………………………………………………………………………………….…20
3.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………………………………...21
3.4. Распорядок дня……………………………………………………………………………….…..21
3.5. Календарный учебный график………………………………………………………………..…22
3.6. Учебный план………………………………………………………………………………….…23
3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….…….23
ПРИЛОЖЕНИЯ ……….………………………………………………………………………........26
Приложение 1. Определение уровня освоения воспитанниками данной программы.
Диагностическая карта…………………………………………………………………………….…26
Приложение 2. Календарно-тематический план по возрастам……………………………..……...27

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Хореография» (далее по тексту Программа) – учебнометодический документ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ) художественной направленности,
разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г.
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 182 от 27.06.2017 г. № 2118/46/36.Данная программа является
дополнительной общеразвивающей программой для художественно-эстетического развития
детей в танцевальной
деятельности и определяет комплекс основных характеристик
дополнительного образования с детьми дошкольного возраста (объем, содержание и
планируемые результаты), организационно-педагогические условия образовательного
процесса по хореографии в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детский сад № 182 (далее по тексту МБДОУ).
Программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных
потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста педагог дополнительного
образования по хореографии создает индивидуальную педагогическую модель образования в
соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования(далее – ФГОС ДО).
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система
(модель)
представляет
собой
оптимальные
психолого-педагогические
условия,
обеспечивающие художественно-эстетическое развитие детей, развитие их инициативы и
3

творческих способностей на основе хореографической деятельности, сотрудничества со
взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.
Актуальность программы
Дошкольное детство – важный этап в развитии ребёнка, на котором закладываются все
его способности.
Приобщение дошкольников к искусству, во всем его многообразии помогает
воспитанию эмоциональной отзывчивости, формирует эстетическое отношение к
действительности.
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений
ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку,
песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный,
эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно
детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма,
умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию
нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, движения, прошедшие длительный
отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Искусство танца – это синтез эстетического и физического развития человека.
Общеразвивающие упражнения, упражнения партерной гимнастики, элементы танца
исполняются под музыкальное сопровождение. Образность, различный характер музыки,
многообразие ее жанров повышает эмоциональность детей, питает воображение.
Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется
опорно-двигательный аппарат, формируется правильная осанка, развиваются координация
движений и ориентация в пространстве.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что необходимо
продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения,
заложенные природой, т.к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться
только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная
организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие
способности.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая возрастные
особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в игровой форме,
большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В музыкальных играх,
создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные
чувства.
Хореография – один из базовых предметов, в основе которой лежит «изучение
элементов музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут
быть отражены в движении» (Г.С. Франио). Психологи и педагоги отмечают, что освоение
движений положительно влияет на все психические процессы: восприятие, внимание, память,
воображение. Музыкальное движение способствует развитию эмоциональной сферы.
В системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так
как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и
развивать духовный мир человека. Эмиль Жак-Далькроз, руководивший в начале ХХ века
Институтом музыки и ритма в Хеллерау, заложил основы хореографии, которые впоследствии
были подхвачены и развиты Н.С.Александровой, С.Рудневой, Г.С. Франио., Т.В.Бырченко.
4

Идеи Жака-Далькроза стали одной из основ Музыкально- педагогической концепции К.Орфа,
которая нашла свое развитие в работах Н.Г. Куприной, Т.Э. Тютюнниковой, И.Э. Сафаровой,
В. Жилина. Музыкально-ритмические упражнения всегда были неотъемлемой частью
музыкальных занятий в детских садах. Большое внимание музыкальному движению отводится
в работах Н.А. Ветлугиной, С.И. Бекиной, Т.П. Ломовой, Е.Н. Соковниной.
Эмоциональный отклик на музыку, пережитый в движении - основа хореографии и
танца в дошкольном возрасте, при этом дети приобретают и элементарные теоретические
знания о музыке и движении. Хореография развивает детей духовно и физически. А значит
целесообразно ее введение в программы дошкольного образования независимо от дальнейшей
специализации ребёнка, тем более что в дошкольном возрасте сделать правильный выбор
детям и родителям достаточно сложно.

5

1.1.1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы:
приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре, формирование у детей
творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи:
• Образовательные:
– учить выражать собственное восприятие музыки через танцевальные образы;
– расширить музыкальный кругозор, пополнить словарный запас;
– учить отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический
рисунок;
– сформировать умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, и музыкальными фразами.
• Развивающие:
– развивать координацию, гибкость, пластичность, выразительность и точность
движений;
– развивать умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером
музыки, динамикой;
– укреплять опорно-двигательный аппарат;
– приобщать к совместному движению с педагогом.
• Воспитательные:
– воспитывать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания
положительного эмоционального настроя;
– раскрепощать ребенка через музыку и движение;
– воспитывать умение работать в паре, коллективе.
1.1.2. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
– Принцип культуросообразности: реализация этого принципа обеспечивает учет
национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовнонравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс
приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль,
искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная
ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры.
– Принцип систематичности и последовательности: постановка задач
эстетического воспитания в логике «от простого к сложному», с учетом всех необходимых
музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при условии
многократного повторения заданий, что помогает успешному развитию детей.
– Принцп эстетизации предметно-окружающей среды и быта в целом;
– Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской
активности;
– Принцип интеграцииразличных видов хореографического искусства и музыкальной
деятельности;
– Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
– Принцип взаимосвязиобобщённых представлений и обобщённых способов действий,
направленных на создание выразительного художественного образа;
– Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, сохранения
непосредственных реакций, эмоциональной открытости).
– Специфические принципы, обусловленные особенностями хореографической
деятельности - безукоризненный показ движений педагогом, повторение вырабатываемых
двигательных навыков.
6

1.1.3. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ И
ИНДИВИДУАЛЬНЫХОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
от 3 до 5 лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, его
общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом
семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять
такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями.
Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим
видом деятельности в дошкольном возрасте.
Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость
проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься течении 10-15 мин., но
привлекательное занятие длится дольше, и ребёнок не отвлекается от него.
Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску.
Они сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в и памяти без
внутренних усилий, тогда положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления
запоминаются прочно и надолго.
Продолжает развиваться наглядно-действенноемышление. При этом преобразования
ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом
желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость. Однако возрастные
особенности строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище),
протекания нервных процессов и их зрелости, сформировано сказываются на двигательных
возможностях. Естественная для ребенка общая подвижность, двигательная активность, яркий
эмоциональный отклик на музыку, желание двигаться под нее вместе со сверстниками делают
музыкальное движения; одним из самых любимых видов музыкальной деятельности.
Дети этого возраста различают яркий контраст в музыке, могут попрыгать доплясать»
под веселую музыку, постоять и послушать грустную. Они воспроизводят образные движения
и несложный сюжет под музыку, согласуя движения ее характером («Игра с песком», «Игра в
снежки» и т. п.). В этом возрасте дети плохо ориентируются в пространстве зала и не
охватывают его во время движений, стараются держаться вместе, плотной группой, с трудом
преодолевая это стремление.
Движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито
чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все
они носят, как правило, игровой характер.
Дети пятого года жизни значительно отличаются от детей четвертого года даже
внешне: у них более пропорциональное сложение (удлиняются конечности относительно
туловища, начинает приподниматься свод стопы). Они очень активны, в окружающем
пространстве ориентируются более уверенно.
Могут воспроизвести в движениях характер более сложной и менее контрастной двух- и
трехчастной музыки; самостоятельно определяют жанры марша и танца и выбирают
соответствующие движения.
Дети уже овладели некоторыми видами основных движений (ходьбы, бега, прыжков),
могут согласовывать их с яркими средствами музыкальной выразительности (темпом,
динамикой, ре регистром и др.); используют изобразительные, выразительные жесты, мимику
при воспроизведении образов животных и птиц, в сюжетных игровых этюдах.
Приоритетное направление работы с детьми пятого года жизни — развитие основных
движений. В этом возрасте усваиваются все виды ходьбы, бега, прыжков. Здесь уже меньшую
7

роль играет прямой показ взрослого. Он важен на этапе разучивания, освоения движения, а
затем достаточно только назвать его. Дети запоминают названия различных основных и
танцевальных движений (высокий шаг, спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок,
прыжки, прямой галоп, качание рук и т.д.).
от 5 до 7 лет
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии движений,
которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У детей резко возрастает
способность к исполнению разнообразных и сложных по координации движений — из области
хореографии, гимнастики. Это дает возможность подбирать для работы с детьми более
сложный репертуар, в основе которого не только народная музыка, детские песни, но и
некоторые классические произведения.
Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточно большой и разнообразный
опыт музыкального выразительного движения. Они слышат в музыке и могут передать в
движениях не только ее общее настроение, но и темп, динамику, яркий ритмический рисунок,
форму. Сюжеты, которые доступны детям для воспроизведения в музыкальных этюдах,
становятся более сложными. В них присутствуют не только изобразительные моменты, но и
выразительное начало, отражение определенного настроения.
Дети уже владеют главными видами основных движений: шаг, бег, прыжки, и могут
выполнить их достаточно координировано, ритмично и выразительно. Однако им недостает
легкости, пружинности, ловкости; не сформирована техника некоторых основных
и
танцевальных движений(подскоки)
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые
результаты
освоения
Программы
представлены
в
виде
социальнонормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе
завершения освоения дополнительной общеразвивающей программы по хореографии.
•
сформированы навыки двигаться в соответствии с характером музыки, ее
динамическими и метроритмическими особенностями;
•
владение простейшими музыкальными терминами;
•
умение согласовывать движение с построением музыкального произведения:
менять движения по фразам, частям;
•
сформированы умения координировать движения, напрягать и расслаблять
мышцы;
•
ориентирование в пространстве, построениях, перестроениях, в кругу линиях,
диагоналях, соблюдать интервалы;
•
умение повторять движения по показу и словесному описанию;
•
овладение умением исполнять простые движения чётко и выразительно;
•
выполнение упражнений с гимнастическими палками;
•
овладение навыками танцевать с предметами (платочками, флажками, листьями,
цветами, шарфами, шумовыми музыкальными инструментами);
•
умение передавать в движениях образы явлений природы, животных, сказочных
персонажей;
•
умение легко и естественно импровизировать под разнохарактерную музыку;
•
сформированы навыки импровизировать в движении с предметами;
•
сформированы умения выбирать движение соответствующие характеру музыки;
•
овладение коммуникативными навыками: танцевать в паре и группе.

8

1.3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
Мониторинг результатов освоения Программы
При реализации дополнительной общеразвивающей программы «Хореография»
проводится оценка индивидуального развития детей.
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности
педагогических действий по музыкально-ритмическому развитию, лежащей в основе их
дальнейшего планирования и выстраивания индивидуальной траектории развития каждого
ребенка).
В ходе образовательной деятельности педагог дополнительного образования создает
диагностические ситуации и совместно с воспитателями наблюдает за активностью детей в
спонтанной и специально организованной музыкально-ритмической деятельности.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно
для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
индивидуальных образовательных маршрутов и учета особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Педагогическая оценка - мониторинг результатов освоения Программы проводится 2
раза в год:
- в начале года – сентябрь, октябрь;
- в конце года – апрель, май.
Результаты педагогической диагностики оформляются в таблицы на каждую
возрастную группу детей (приложение 1).
В конце года на итоговом педагогическом совет заслушивается анализ образовательной
деятельности за год по дополнительному образованию детей с
целью
выявления
эффективности педагогической деятельности.
Общие показатели уровня развития музыкально-ритмических способностей детей:
• умение определять характер, темп, ритм музыки.
• умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой.
• знание основных видов движений, точность и правильность исполнения.
• умение передавать в пластике музыкальных образов.
• умение самостоятельно исполнять знакомые движения.
• умение выполнять движения с предметами.
• умение ориентироваться в пространстве.
• выразительность исполнения.
Критерии показателей:
• Высокий уровень – 3 балла;
• Средний уровень – 2 балла;
• Достаточный уровень – 1 балл.
Высокий уровень: Ребенок знает и называет жанры музыкальных произведений, умеет
выполнять знакомые плясовые движения, правильно выполняет перестроения на площадке.
Правильно определяет характер музыки, темп, ритм, умеет передавать в пластике движений
музыкальный образ. Умеет сочинять несложные плясовые движения. Умеет определять вид
танца.
Средний уровень: Ребенок определяет темп, ритм, характер музыки, знает, но
допускает ошибки при определении жанров музыки, умеет передать в пластике музыкальный
9

образ, выполняет несложные плясовые движения при участии взрослого. С небольшой
помощью взрослого определяет вид танца.
Достаточный уровень: Ребенок допускает ошибки при выполнении плясовых
движений, не знает и не умеет определить темп, ритм, характер музыки, не выполняет
самостоятельно плясовые движения, не умеет передавать музыкальный образ в пластике, не
умеет перестраиваться на площадке, не выполняет правильно упражнения с предметами.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание образовательной деятельности с детьми 3-5 лет
• воспитание интереса, потребности в движениях под музыку;
• развитие слухового внимания, умения выполнять движения в соответствии с характером и
темпом-ритмом музыки;
• обогащение слушательского и двигательного опыта,
• развитие основных движений (ходьбы, бега, прыжков);
• запоминание названий различных основных и танцевальных движений (высокий шаг,
спокойная ходьба, легкий бег, мягкий бег, подскок, прыжки, прямой галоп, качание рук и
т.д.);
• умение осмысленно использовать выразительные движения в соответствии с музыкальноигровым образом.
Направления развития
1. Музыкальноритмические
упражнения

Содержание образовательной деятельности
Передача в движении простого ритма музыкального произведения,
направления его мелодической линии, динамики.
Активный словарь:
- тихо, громко, тише, громче, очень тихо, очень громко, громче,

-

2. Упражнение для
ориентировкив
пространстве

3. Основные
танцевальные движения

-

тише, не очень тихо, не очень громко;
медленно, быстро, замедляя, ускоряя, умеренно, не спеша,
сдержанно, неторопливо;
грустно, весело, бодро, энергично, легко ,живо, задорно,
скоро, оживлённо, подвижно, игриво;
торжественно, энергично, грациозно, мягко;
долгие, короткие звуки;
части музыкального произведения.

построение в одну линию по музыкальному сигналу;
построение в круг;
сужение и расширение круга;
движение по линии танца;
ровные интервалы в кругу;
выбор пары по музыкальному сигналу;
- движение произвольно по залу, не задевая друг друга;
- постановка корпуса; - постановка корпуса;

- положение рук на поясе;
- положение рук на юбке;
- простой танцевальный шаг;
- шаг с высоким подниманием колена;
- приставные шаги с полуприседанием;
- лёгкий бег;
- бег с откидыванием ноги от колена назад;
- прыжки по VI позиции вверх, вперёд, в сторону;
- прыжки на одной ноге;
- перескоки с ноги на ногу;
- шаги на полупальцах и пятках;
- притопы равномерные и тройные;
11

- притопы в различных ритмических рисунках;
- простой шаг (спокойный, чёткий, мягкий);
- топающий шаг;
- шаги на полупальцах;
- приставные шаги;
- легкий бег;
- подъем на полупальцы по 6 позиции;
- повороты вокруг себя на полупальцах;
- приседания;
- выставление ноги на носок или пятку;
- притопы одной ногой в пол и поочерёдно;
- прыжки на двух ногах по 6 позиции;
- прыжки вперёд, вправо, влево;
- положение рук на поясе;
- поднимание и опускание рук вместе и поочерёдно, плавно и резко в
зависимости от характера музыки;

- круговые движения руками от локтя с вытянутыми руками;
- круговые движения локтями вперёд и назад;
- качание руками;
- наклоны головы;
- полукруговые движения головы;
- наклоны корпуса;
- хлопки ладонь о ладонь перед собой, справа, слева, вверху, внизу;
- поворот вокруг себя на топающем шаге;
- поворот в паре;

- полуприседания по VI и I позиции;
- вынос ноги на каблук с полуприседанием;
- галоп;
- поворот вокруг себя;
поворот в паре «лодочкой».
Движения исполняются самостоятельно, а также в простых
комбинациях, сочетаниях: ходьба и бег, бег и прыжки, в различном
темпе, динамических оттенках и образах.
4. Перестроения

5.Игры

- два круга (понятия: внутренний и внешний круг);
- понятия: по линии танца, против линии танца;
- одна и две линии;
- колонки (одна, две, три и т.д.);
- змейка;
- воротца;
- понятия: вправо, влево;
- переход к другому партнёру по линии танца.
- несложные ролевые игры, основанные на изменении регистра,
динамики, темпа, характера, настроения музыкального сопровождения
(«Бабочки и комарики», «Погуляем», «Вышла курочка гулять» и др.
по выбору преподавателя);
- пальчиковые игры («Вьюги», «Птички», «Гости», «У Маланьи»);
- коммуникативные игры («Поменяйся погремушкой», «Две лошадки»,
«Шёлкозел» и др. по выбору преподавателя)

- пальчиковые игры («Вьюги», «Птички», «Гости», «У Маланьи»);
- коммуникативные игры по выбору преподавателя;
- на внимание;
12

- на изменение характера музыки «На лесной опушке»;
- коммуникативные игры со сменой партнёра «Апельсин»;
- сюжетные, ролевые игры «Как у наших у ворот»;
- на долгие и короткие звуки «Часы», «Туча и дождик»;
на смену темпа «Дети, пешеходы, машины».
6. Упражнения с
предметами

- флажками;
- осенними листьями;
- цветами;
- снежинками;
- мягкими игрушками;
- лентами;
- гимнастическими палками;
- погремушками;
- мячами (игра в парах);

- ложки (исполнение ритмических рисунков);
- бубен (удары, звон);
- куклы (умение красиво держать куклу);
- колокольчики;
- зонтики.
7. Задания на танцевальное
и игровое творчество

- импровизации под разнохарактерную музыку;
- самостоятельный выбор движений в ролевых играх;

- танцевальные загадки в различных образах, с
музыкальным сопровождением;
- импровизация с предметами (лентами, музыкальными
инструментами).
8. Партерная гимнастика

разным

- постановка корпуса, сидя и лёжа: «Мышка», «Скрут»;
- упражнения для развития голеностопного сустава: «Клювики»,
«Пальчики и пяточки»;
- упражнения для укрепления брюшного пресса: «Велосипед», «Ежик»,
«Мишка», «Солнышко»;
- упражнения для подколенных мышц и связок «Петрушка», «Бабочка»;
- упражнения для развития тазобедренного сустава «Лягушки»;
- упражнения для гибкости спины «Морской котик», «Самолет»,
«Качелька», «Киска»;

- упражнения для укрепления мышц ног и брюшного пресса
«Ванька-встанька», «Паровоз»;
Упражнения
исполняются по
принципу
контраста
(напряжение, расслабление).
9. Танцевальные этюды

- танцевальные этюды и комбинации, состоящие из 3-4-х движений;
- танцевальные этюды с речевым руководством собственных действий
(пением, проговариванием): «Сапожки», «Скакалка» и др.;
- танцевальные этюды, носящие образный характер: «Лисичка»,
«Птичка», «Медведь», «Лягушки» и др;

- этюды со сменой танцевального рисунка по
преподавателя;
- сюжетные танцы по выбору преподавателя;
- разнохарактерные этюды «Вальс», «Полька» и т.д.

выбору

Передача в движении простого ритма музыкального
произведения, направления его мелодической линии, динамики.
13

Содержание образовательной деятельности с детьми 5-7 лет
•
•
•

развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений;
развитие умения импровизировать под незнакомую музыку;
формирование адекватной оценки и самооценки.

Направления развития

Содержание образовательной деятельности

1. Музыкальноритмические
упражнения

Передача в движении ритмического рисунка музыкального
произведения, направления его мелодической линии, динамики,
музыкальных фраз.
Исполнение ритмических рисунков на шумовых музыкальных
инструментах.
Активный словарь:
- очень тихо, очень громко, громче, тише, не очень тихо, не очень
громко;
- умеренно, не спеша, сдержанно, неторопливо, певуче;
- замедляя, ускоряя;
- живо, задорно, скоро, оживлённо, подвижно, игриво;
- торжественно, энергично, грациозно, мягко;
- сильная доля;
-двухдольный и трёхдольный музыкальный размер;
-метр;
-ритм;
-долгие, короткие звуки;
- tutti – solo;
-музыкальная фраза.
- постановка корпуса;
- различные виды шагов со сменой темпа, направления движения;
- приставные шаги с ударом в пол или приседанием во всех
направлениях, с различными движениями рук;
- шаги накрест;
- бег, откидывая ноги от колена назад, выбрасывая прямые ноги
вперёд;
- прыжки по 6 позиции на двух ногах и поочерёдно на одной ноге
вверх, вперёд, вправо, влево;
- прямой и боковой галоп;
- выпады вправо, влево;
- покачивания с ноги на ногу по одному и в паре;
- подскоки;
- полуприседание по 6, 1 свободной, 2 свободной позиции;
- поднимание рук, плавно и резко; вместе и поочерёдно;
-тройные наклоны;
-хлопки перед собой, вверху, внизу, сзади, сбоку;
-хлопки в паре перед собой, накрест, одной и двумя руками;
- шлепки по коленям, по бёдрам, по плечам;
-повороты вокруг себя, топающим шагом и на полупальцах;
-повороты в паре топающим шагом и на полупальцах.

2. Основные
танцевальные
движения

14

3. Перестроения

4.Игры

5.Упражнения с
предметами

6. Задание на
танцевальное и игровое
творчество

7. Партерная гимнастика

8. Танцевальные этюды
и танцы

- из одного большого круга в два – четыре малых;
- из круга в одну- две линии;
- диагональ;
- звёздочка;
- плетень;
- шахматный порядок;
- «расчёска».
Игры на смену движения в зависимости от:
- характера музыки («После дождя»);
- динамики;
- строения музыкального произведения («Мальчики и девочки»);
- музыкальных фраз («Передай платочек»);
- темпа («Попляши!»);
Коммуникативные игры («Вертушки», «Зеркало»).
- с ложками;
- мячами;
- бубнами;
- колокольчиками;
- зонтиками;
- шляпками;
- лентами;
- платочками.
- танцевальные загадки в различных образах, с разным
музыкальным сопровождением;
- импровизация с предметами (лентами, музыкальными
инструментами);
- самостоятельное
сочинение
небольших
танцевальных
комбинаций на заданную музыку по одному и в паре.
- постановка корпуса, сидя и лёжа («Веревочка»);
- вытягивание и сокращение стоп («Птенчики»);
- упражнение для развития
тазобедренного
сустава
«Лягушка»;
- складка («Чемоданчик»);
- упражнение для пресса («Ежик»);
- упражнение
для
гибкости позвоночника
«Лесенка»,
«Коробочка»;
- упражнение для мышц спины («Самолет», «Лодочка»);
- поднимание вытянутых ног на 45 и 90 градусов лёжа на полу,
вместе и поочерёдно («Карандаши»).
- этюды со сменой танцевального рисунка по выбору
преподавателя;
- сюжетные танцы на основе проученных движений по выбору
преподавателя;
- разнохарактерные этюды по выбору преподавателя;
- танцевальные этюды, носящие образный характер.

15

2.2.ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы предполагает различные формы организации детей:
•
•
•
•

непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия групповые и подгрупповые);
совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические развлечения);
индивидуальная музыкально-ритмическая деятельность с детьми;
совместная музыкальная деятельность с детьми (подготовка к праздникам, конкурсам,
разучивание музыкально-ритмического и танцевального материала для театрализованных
постановок);
самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность детей;
открытые занятия и праздники для родителей, гостей и детей других групп: выступления
детей на открытых мероприятиях;
участие в тематических праздниках;
контрольные занятия;
итоговое занятие;
открытые занятия и концерты для родителей и детей.

•
•
•
•
•
•

Структура построения группового занятия
•
•
•
•
•
•
•
•

Вход в зал. Поклон.
Разминка.
Упражнения для развития ориентировки в пространстве, координации, равновесия.
Музыкально-ритмические упражнения.
Изучение танцевальных элементов, этюдов, композиций.
Партерная гимнастика.
Задания на танцевальное и игровое творчество. Игры.
Поклон. Выход из зала.
Методические приемы:

Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного
возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние
детей дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том,
чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом.
Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В
процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои
представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер,
используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного
мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению
скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
16

Практический метод заключается
музыкально-ритмического движения.

в

многократном

выполнении

конкретного

Материал изучается концентрическим методом в течение всего учебного года, занятия
строятся комплексно. Иногда разные темы прорабатываются на одном музыкальном
материале.
2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это
время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и
индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации,
устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре,
общечеловеческим ценностям.
Построение образовательной деятельности «Хореография» на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, является
главным условием развития и поддержки детской инициативы.

Сферы
(направления)
детской инициативы

Сущность, проявления
детской инициативы

Способы и направления поддержки
детскойинициативы

Творческая
инициатива

Включенность
в
творческую
деятельность
ребенка, где развиваются
воображение,
образное
мышление.
Включенность в разные
виды
продуктивной
деятельности – разучить
танец для праздника

Введение игровой формы проведения
занятия, персонажей сказок, создание
ситуаций, например - попросить
детей помочь ёжику спастись от лисы
и др.
Поддержка
детской
самостоятельности в разных видах
хореографической деятельности;
Создание условий для свободного
выбора
детьми
движений
и
выразительных средств при создании
творческой работы с дальнейшим
рассказом ребёнка о том, что он
изобразил.
Поддержка
доброжелательного
отношения детей друг к другу и их
взаимодействия втворческих видах
деятельности;
Оказание помощи детям.

Инициатива как
целеполагание и
волевое усилие

Коммуникативная
инициатива

Включенность ребенка во
взаимодействие
со
сверстниками,
где
развиваются
эмпатия,
коммуникативная функция
речи.

17

Познавательная
инициатива любознательность

Включенность в простую
исследовательскую
деятельность,
где
развиваются способности
устанавливать
пространственновременные отношения.

Создание условий для свободного
выбора темы творческой работы, с
дальнейшим
ее
коллективным
обсуждением, введение на занятиях
нетрадиционных форм – например,
современной хореографии

2.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Взаимодействие педагога с родителямипо развитию детей в хореографии необходимо
для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи и для достижения
наилучших результатов в работе.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями ставит своей целью
психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе совместной деятельности и
включает в себя следующие направления:
Направления взаимодействия педагога с семьями воспитанников:
наглядно-информационные - нацелены на знакомство родителей с условиями,
задачами, содержанием и методами обучения детей по программе «Хореография», к ним
относятся фотографии, видео детского творчества по группам и общие, стенды, буклеты,
памятки, папки-передвижки. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и
достижениями своих детей.
досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между
педагогами и родителями, более доверительных отношений между родителями и детьми. В
течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия детей и
родителей. Смысл ее в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети, да
и просто приобщить к творчеству.
информационно-ознакомительные - нацелены на преодоление поверхностных
представлений о работе педагога в обучении детей творчеству путем ознакомления родителей
с организацией этой деятельности, об ее эффективности в творческом развитии ребёнка:
тематические уголки в группах с памятками педагога о целях и задачах, консультации в
родительских уголках и на сайте МБДОУ.
Формы работы с родителями:
- непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог» участие в
акциях, в совместной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов. Педагог
организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка через индивидуальные и
групповые консультации, консультации по запросам, анкетирование, дает методические
рекомендации родителям по развитию у детей творческих способностей.
традиционные формы - родительские собрания, которые проводятся в начале
учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит
знакомство педагога с родителями; рассказ о содержании программы по хореографии, ее
целях, задачах, требованиях, проводится анкетирование. На первом собрании распределяются
и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для получения наилучшего
результата.
18

Кроме этого, с родителями проводится консультативная работа по обеспечению детей
удобной одеждой для занятий по хореографии: мальчики занимаются в футболках и
трикотажных шортах, девочки - в гимнастических купальниках, лосины и широких, коротких
юбках. Педагог рекомендует, чтобы волосы у девочек были прибраны, на ноги рекомендуется
надевать носки и мягкие балетные туфли или чешки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Музыкального зала и кабинета
Место
размещения

Основное
предназначение

Оборудование и материалы

Музыкальный • Проведение
зал
образовательной
деятельности;
• Проведение праздников,
развлечений, утренников;
• Проведение родительских
собраний;
• Консультативная работа с
родителями.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Музыкальный Подготовка к
кабинет
образовательной
деятельности;
Консультативная работа с
родителями

2
• Шкаф-купе для используемых
пособий, игрушек, атрибутов,
литературы и прочего
материала.
7 видов
• Разнообразные музыкальные
инструменты для детей.
кукольный,
• Различные виды театров.
ростовые
куклы
1
• Ширма для кукольного театра.
1
• Дом для театрализованной
деятельности.
2
• Мольберт
• Детские костюмы.
8
• Взрослый костюм

19

Большое настенное зеркало
Музыкальный центр
Фортепиано цифровое
Синтезатор
Видеопроектор
Экран
Ширма для кукольного театра
Детский хохломской стул
Стул взрослый
Стол детский

4
1
1
1
1
1
1
48
34
1

3.2. ОПИСАНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Автор, название, издательство, год издания
Программно- 1. Барышникова Т.К. «Азбука хореографии». – СПб., 1996.
методические 2. Вихрева Н.А. «Классический танец для
пособия
начинающих».М.,2004..
ЭЛЕКТРОННЫЙ
3. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». -2-е изд., испр. и
РЕСУРС
доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000
4. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца.
Танцевальные движения и комбинации на середине зала». –
М., 2004.
5. Ваганова А.Я. «Основы классического танца».– СанктПетербург., 2000.
6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей
танцевать». – М., 2004.
7. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки». Программа для
музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
Композитор, СП.б: 1999.
8. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические
упражнения и танцы длядетей».– М. 1997.
9. Прибылов Г. Методическое пособие по классическому танцу
для педагогов и хореографов младших и средних классов. М,
1999.
10. Поляков С.С. «Основы современного танца».-Ростов-наДону, 2005
11. Фирилива Ж.Е., Сайкина Е.Г. Личебно-профилактический
танец. «Фитнес-данс» М., 2007

20

3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы возложена на педагога, имеющего среднее профессиональное
образование.
№
п/п
1

ФИО
работника
Афанасьева
Алена
Олеговна

Дата
рождения

Стаж работы

03.06.
2003 г.

1 год

Образование

Государственное бюджетное
профессиональное
образовательное учреждение
«Педагогический колледж им.
Н.К. Калугина» г. Оренбурга,
28.06.2023 по специальности
«Педагогика дополнительного
образования».

Квалификационная
категория
Не имеет

3.4. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует
санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН 2.4.1.3049-13).
При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное
чередование видов деятельности: занятий (непрерывной образовательной деятельности),
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной
деятельности.
Продолжительность занятий (непрерывной образовательной деятельности) в различных
возрастных группах составляет:
− для детей четвертого года жизни – не более 15 минут;
− для детей пятого года жизни - не более 20 минут;
− для детей шестого года жизни - не более 25 минут;
− для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.
В течение образовательной деятельности статическая деятельность (пение, слушание)
чередуется с динамической - музыкально-ритмическими движениями (танцы, хороводы, игры).
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,
календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся занятия (непрерывная
образовательная деятельность) в соответствии с учебным планом и расписанием,
действует режим на холодный период года;
2. летний оздоровительный период (июнь-август), во время которого занятия (непрерывная
образовательная деятельность), в том числе по дополнительному образованию не
проводятся, с детьми
организуются оздоровительные мероприятия и спортивные
развлечения, на летний период действует режим на теплый период года.
21

3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание
Начало учебного года
Окончание учебного
года

Младший возраст
(3-5 лет)
02 сентября
30 мая

Старший возраст
(5-7 лет)
02 сентября
30 мая

Зимние каникулы

29 декабря – 08 января

29 декабря – 08 января

Летние каникулы

01 июня – 31 августа

01 июня – 31августа

Продолжительность
учебного года
Первое полугодие

36 недель

36 недель

17 недель

17 недель

Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Всего в неделю занятий
(НОД)
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Занятие (Непрерывная
образовательная
деятельность)

19 недель
5 дней

19 недель
5 дней

2

2

40 мин

50 мин

20 мин

25 мин

Продолжительность
перерыва
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов освоения
программы

10 мин

10 мин

Праздники

начало учебного года
02 – 13 сентября

начало учебного года
02 – 13 сентября

конец учебного года
19 – 30 мая

конец учебного года
19 – 30 мая

Осенний праздник

Осенний праздник

Зимний праздник

Зимний праздник

Праздник Весны

Праздник Весны

Праздник Детства

Праздник Детства

Итоговые мероприятия

Праздник Детства

22

3.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план деятельности педагога дополнительного образования «Хореография»

Направления
Вид детской
развития детей деятельности
(образовательная
область)
Длительность
(в мин.)

Количество занятий (НОД), общая нагрузка/часы
1 год обучения
1 год обучения
(младший возраст с 3 до 5
(старший возраст с 5 до 7
лет)
лет)
20
30
В неделю
В год
В неделю
В год

Художественно Двигательная
эстетическое и музыкально
развитие
ритмическая

2

72

72

2

3.7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Развитие ребенка в музыкально-ритмической деятельности в МБДОУ обеспечивается за
счет насыщенности развивающей предметно-пространственной среды.
При создании предметно-развивающей среды учитываются следующие принципы:
•
полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать
множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в
этом смысле должна быть многофункциональной;
•
трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это
возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную
функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко
закрепляющего функции за определенным пространством);
•
вариативности, сообразно которому содержание воспитания учитывает культурные и
художественные традициями края, особенностями Уральской природы, культуры и традиций.
В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования выступают общие
закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
При создании предметной развивающей среды учитывается гендерная специфика: в
музыкальном зале подобраны как общие, так и специфичные материалы для девочек и
мальчиков, их количество, разнообразие зависит и от процентной наполняемости группы
детьми разного пола.
Развивающая предметно-пространственная среда
№
п/п

Атрибуты

Количество, шт

1.

Платочки капроновые

22

2.

Платочки атласные красные

7
23

3.

Платочки атласные зеленые

9

4.

Лента

1

5.

Лента гимнаст.

9

6.

Лента разноцв.

6

7.

Осенние листья

20

8.

Цветы

20

9.

Гвоздика букет

13

10.

Астра букет

6

11.

Тюльпан букет

46

12.

Роза

9

13.

Флаг

1

14.

Флажок голубой

32

15.

Флажок белый

31

16.

Флажок красный

60

17.

Флажок росс.

4

18.

Зонт детский

15

19.

Ложка дерев.

43

20.
21.
22.

Погремушки
Треугольник
Барабан

20
1
8

23.

Бубен

2

24.
25.
26.
27.
28.
29.

Мелодичный слоник
Ксилофон детский
Дудочка
Саксофон
Труба
Мяч надувной

10
8
18
16
1
7

30.

Корзина пластмассовая

6

31.

Бинокль

6

32.

Автомат

10

33.

Сабля

21

34.

Топорик

10

35.

Клюшка

6

36.

Свеча игрушка

10

37.

Ободок разный

33

38.

Шляпа желтая

8

39.

Шляпа разноцв.

9

40.

Шляпа «Звездочет»

1
24

41.

Шляпа

8

42.

Шлем Рыцаря

2

43.

Каска

4

44.

Фуражка

3

45.

Бандана

6

46.

Буденовка

2

47.

Кепка армейская

2

48.

Накидка военная

7

49.

Юбка синяя

11

50.

Юбка в клетку

10

51.

Сарафан

10

52.

Платье серое

6

53.

Костюм взрослый «Скоморох»

1

54.

Костюм взрослый «Водяной»

1

55.

Костюм взрослый «Дед Мороз»

1

56.

Костюм взрослый «Снегурочка»

1

57.

Костюм взрослый «Осень»

1

58.

Костюм взрослый «Весна»

1

59.

Костюм взрослый «Петрушка»

1

60.

1

61.

Костюм взрослый «Солнце»
Кукольный театр

62.

Ростовые куклы

4

63.

Диско-шар

1

3

25

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Определение уровня освоения воспитанниками данной программы
Сводная таблица Диагностическая карта
№
ФИ
п/п ребенка

Определение Определение Определение Начинать и Знание
Умение
Умение
Умение
Умение
Выразитель- Итого
характера темпа музыки ритма музыки заканчивать основных передавать в самостоятельно выполнять ориентироваться
ность
музыки
движение в
видов
пластике
исполнять
движения с в пространстве исполнения
соответствии движение музыкальных
знакомые
предметами
с музыкой
образов
движения

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарно-тематический план (с детьми 3-5 лет)
Месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 1.
Вводное занятие.
Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей на начало
года.
Занятие 2.
Партерная гимнастика:
-упражнения для подвижности
стопы.
-упражнения на ориентировку в
пространстве.

Занятие 3.
Партерная гимнастика:
-упражнения для гибкости суставов;
- положения и движения ног;
- положения и движения рук.
Занятие 4.
Партерная гимнастика:
-упражнения для эластичности
мышц и связок.

Занятие 5 .
Постановка корпуса.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- игра «Найди свое место»;
Занятие 6.
Положения и движения ног:
- позиции ног( 6; 1);
- releve по 6 позиции.

Занятие 7.
Партерная гимнастика:
- упражнения для развития
силы мышц ног.
Занятие 8.
Упражнения для разминки:
- наклоны головы вверх, вниз,
направо, налево, круговое
движение головой, «Уточка»;
Положения и движения ног:
- saute по 6 позиции по точкам
зала.
-sotte в повороте (по точкам зала).

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 9.
Упражнения на ориентировку
в пространстве:
простейшие
построения:
линия, колонка.
Положения и движения ног:
- demi – plie по 6 и 1
позициям.
- сочетание маленького
приседания и подъема на
полупальцы.
Занятие 10.
Упражнения для разминки:
- наклоны корпуса назад,
вперед, в сторону;
- движения плеч;

Занятие 11.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- простейшие перестроения: круг;
- сужение
круга, расширение
круга;
- интервал.
Положения и движения ног:
- шаги с высоким подниманием
ноги согнутой в колене вперед и
назад на полупальцах.
Занятие 12.
Упражнения для разминки: «Качели»
(покачивание
с
полупальцев на пяточки);
- шаги на полупальцах и пяточках

Занятие 13.
Положения и движения рук:
-подготовка к началу движения
(ладошка на талии).
Изучение танцевальная комбинация,
основанная на элементах
классического танца.
Занятие 14.
Положения и движения ног:
- простой бытовой шаг вперед с
каблука.
Танцевальная комбинация,
основанная на элементах
классического танца.

Занятие 15.
Положения и движения ног:
- 6 позиция.
Изучение сюжетного танеца .
Занятие 16.
Положения и движения ног:
-легкий бег на полупальцах.
Сюжетный танец .

Н
О
Я
Б
Р
Ь

- движения руками.

(чередование шагов).
Положения и движения ног:
- demi-plie

Занятие 17.
Упражнения на ориентировку
в пространстве:
- различие правой и левой руки,
ноги, плеча;
- повороты вправо, влево..
- Положения и движения ног
Занятие 18.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- движения по линии танца,
против линии танца.

Занятие 19.
Положения и движения ног:
- «Пружинка» - маленькое
тройное приседание;
- «Пружинка» с одновременным
поворотом корпуса.
Занятие 20.
Упражнения для разминки:
- простой бег (ноги забрасываются
назад);
- простой бег на месте и с
продвижением вперед и назад.
Положения и движения рук:
- положение рук на поясе –
кулачком;
- смена ладошки на кулачок.

Занятие 21.
Упражнения для разминки: «Цапельки» - шаги с высоким
подниманием бедра;
- «Лошадки» - бег с высоким
подниманием бедра.
Движения ног:
- шаг с каблука в народном характере;
- простой шаг с притопом.
Занятие 22.
Положения и движения ног:
-sote (6 позиция).
Положения и движения рук:
- переводы рук из одного положения
в другое (в характере русского танца).

Занятие 23.
Упражнения для разминки:
- «Ножницы» - легкий бег с
поочередным выбросом прямых
ног вверх;
- прыжки поочередно на правой и
левой ноге.
Занятие 24.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- пространственное ощущение
точек зала (1,3,5,7).
Движения ног:
- простой переменный шаг с
выносом ноги на пятку в сторону

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 25.
Положения и движения ног: позиции ног( 1, 6, 2 прамая)
battementtendu вперед и в
сторону на носок по
1 свободной позиции
Занятие 26.
Положения и движения ног: позиции ног (1, 6, 2прямая);
- притоп простой, двойной,
- battementtendu вперед, в
сторону на носок с переводом на
каблук в сочетании plie.

Занятие 27.
Положения и движения ног:
– прямая закрытая;
- «приглашение».
Движения ног:
- простой русский шаг назад через
полупальцы на всю стопу.
Занятие 28.
Упражнения для разминки:
- прыжки из 6 позиции во 2 прямую
позицию;
Положения и движения рук:
- хлопки в ладоши – двойные,
тройные;
- руки перед грудью – «полочка».

Занятие 29.
Упражнения для разминки:
- прыжки из 6 позиции во 2 прямую
позицию с одновременным
раскрыванием рук в стороны.
Положения рук в паре:
- «лодочка» (поворот под руку).
Занятие 30.
Положения и движения рук:
- подготовительная позиция;
- подготовка к началу движения.
Движения ног:
Простой шаг с притопом с
продвижением вперед.

Занятие 31.
Положения и движения
рук:
- позиции рук (1-3);
Движения ног:
- простой дробный ход
Занятие 32.
- отличие 2 позиции
классического танца от 2 позиции
народного танца.
Положения рук в паре:
- «под ручки» (лицом вперед).

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 33.
Положение рук в паре:
- «под ручки» (лицом друг к
другу).
Движения ног:
-простой бытовой шаг по парам
в повороте, взявшись под ручку
противоположными руками.
Занятие 34.
Положения и движения ног:
- releve по 6 позиции с
фиксацией наверху.
Упражнения на ориентировку
в пространстве:
- простейшие перестроения:
колонна по одному, по парам,
тройкам, по четыре.

Занятие 35.
Положения и движения ног:
- demi-plie (1 поз.).
Положения рук в паре:
- сзади за талию (по парам,
тройкам).
Движения ног:
- танцевальный шаг по парам,
(положение рук сзади за талию).
Занятие 36.
Положения и движения ног:
- сторону на носок с переводом на
каблук в русском характере.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- диагональ.

Занятие 37.
Положения и движения ног:
- притоп простой, двойной, тройной
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- «змейка»;
- «ручеек».
Занятие 38.
Положения и движения рук:
- хлопки в ладоши.
Изучение танцевальной комбинации,
построенная на шагах народного
танца.

Занятие 39.
Положения и движения ног:
- battementtendu на носок с
переводом на каблук с
приседанием.
Танцевальная комбинация,
построенная на шагах
народного танца
Занятие 40.
ритмическое сочетание хлопков в
ладоши с притопами
Движения ног:
- прыжки с поджатыми ногами.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Т

Занятие 41.
Положения и движения рук: основная позиция (внутренние
руки партнеров вытянуты
вперед).
Занятие 42.
Положения и движения ног:
- танцевальный шаг;
-танцевальный шаг по парам
(руки в основной позиции).
(мальчики):
подготовка к присядке (плавное
и резкое опускание вниз по 1
прямой и свободной позиции).

Занятие 43.
Положения и движения рук:
- взмахи платочком (дев.);
- взмах кистью (мал.).
Движения ног:
(девочки):
- простой бег с открыванием рук в
подготовительную позицию
Занятие 44.
Положения и движения ног:
- простой приставной шаг на всей
стопе и на полупальцах по 1 прямой
позиции.
- «ковырялочка» с притопом;

Занятие 45.
Положения и движения ног:
- простой приставной
шаг с
притопом;
- поклон на месте с руками;
- поклон с продвижением вперед и
отходом назад.
Занятие 46.
- простой приставной шаг с
приседанием.
(мальчики):
- подскоки на двух ногах (1 прямая,
свободная позиция);
(девочки):
- бег с сгибанием ног назад по
диагонали, руки перед грудью
«полочка».

Занятие 47
Положения и движения рук:
- «Полочка» (руки согнутые в
локтях, перед грудью).
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- «звездочка».
Занятие 48
Положения и движения ног:
- поднимание и опускание ноги
согнутой в колене, вперед (с
фиксацией и без)
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- «корзиночка».
.

М
А
Р
Т

Занятие 49.
Положения и движения ног:
- приставной шаг с приседанием
и одновременной работой рук
(положение «Полочка», наклон
корпуса по ходу движения);
- боковые перескоки с ноги на
ногу по 1 прямой позиции.
Занятие 50.
-перенос корпуса с одной ноги
на другую (через battementtendu);

Занятие 51.
Положения и движения ног: приставной шаг с приседанием;
Изучение танцевальной
комбинации, построенная на
движениях народного танца.
Занятие 52.
- приседание на двух ногах с
поворотом корпуса.
Танцевальная комбинация,
построенная на движениях
народного танца.

Занятие 52
Положения и движения ног:
- «Ковырялочка»;
Занятие 54.
Положения и движения ног:
- «Ковырялочка» (с притопом).

Занятие 55.
Положения и движения ног:
- «Елочка»;
Занятие 56.
Положения и движения рук:
- «Матрешка».
.

А
П
Р
Е
Л
Ь

М
А
Й

Занятие 57.
Положения и движения ног:
- приставные шаги по парам,
лицом друг к другу.
-«боковой галоп»
Занятие 58.
Положения и движения рук: «Лодочка» (положение рук в
паре).
- «боковой галоп» с притопом

Занятие 59.
- реверанс для девочек, поклон для
мальчиков.
Движения ног:
- «пике» (одинарный)
Занятие 60.
- поклон в русском характере (без
рук).
Движения ног:
- «пике» (двойной)

Занятие 61.
вынести ногу на каблук и притоп в 6
позицию.
Изучение танцевальной комбинация.
Занятие 62.
руки в положение «полочка» с
притопом в повороте.
Танцевальная комбинация.

Занятие 65.
Движения ног:
-подскоки по кругу руки на
поясе.
-подскоки по кругу с
высоким подниманием колена.
Занятие 66.
Руки в положении «полочка»,
выставить ногу на каблук и
притоп в 6 позицию;
Движения ног:

Занятие 67.
галоп по кругу, галоп по кругу в
парах, руки в положении «лодочка»
Движения ног:

Занятие 69.
Повторение пройденного материала.
Занятие 70.
Повторение пройденного материала.
Диагностика

«моталочка»

«моталочка»
Занятие 68.
шаг по кругу с высоким подьемом
колена.
Движения ног:

«моталочка»

Занятие 63.
Танцевальная комбинация.
Занятие 64.
Танцевальная комбинация.

Занятие 71.
Танцевальные этюды.
Диагностика
Занятие 72.
Танцевальные этюды.
Диагностика

Календарно-тематический план (с детьми 5-7 лет)
месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

С
Е
Н
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 1.
Диагностика уровня
музыкально-двигательных
способностей детей на начало
года.
Занятие 2.
Повторение 2 г обучения.
Упражнения на ориентировку в
пространстве, положения и
движения рук

Занятие 3.
Повторение 2 года обучения.
Классический танец (положения и
движения ног).
Занятие 4.
Движения рук:
- portdebras.

Занятие 5.
Движения ног:
- releve.
Занятие 6.
Движения ног:
- demi – plie.

Занятие 7.
Движения ног:
- battementtendu.
Занятие 8.
Движения ног:
- passé.

О
К
Т
Я
Б
Р
Ь

Занятие 9.
Повторение 2 г обучения.
Народный танец (положения и
движения рук, положения рук в
паре).
Занятие 10.
Повторение 2 года обучения.
Народный танец (движения ног,
упражнения на ориентировку в
пространстве).

Занятие 11.
Повторение 2 года обучения.
Народный танец (движения ног,
упражнения на ориентировку в
пространстве).
Занятие 12.
Положения и движения рук: переводы рук из одного положения
в другое.

Занятие 13.
Движения ног:
- поклон в русском характере.
Занятие 14.
Движения ног:
- хороводный шаг.

Занятие 15.
Движения ног:
- хороводный шаг с остановкой
ноги сзади, с выносом ноги на
носок вперед.
Занятие 16.
Движения ног:
- хороводный шаг с остановкой
ноги сзади, с выносом ноги на
носок вперед.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Занятие 17
Движения ног:
- переменный ход вперед,
назад.
Занятие 18.
Положения и движения рук:
- скользящий хлопок в ладоши
- «тарелочки»;
(девочки):
- взмахи платочком.

Занятие 19.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- «воротца»;
- « карусель».
Занятие 20.
Движения ног:
- боковое «припадание»

Занятие 21.
Движения ног:
- «припадание»
Занятие 22.
Положения и движения рук:
- скользящий хлопок по бедру, по
голени.

Занятие 23.
Танцевальная комбинация,
основанная на движениях
народного танца (хороводная).
Занятие 24.
Танцевальная комбинация,
основанная на движениях
народного танца (хороводная).

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Занятие 25.
Движения ног:
- кадрильный шаг с каблука.
Занятие 26.(н.т.)
Движения ног:
- шаркающий шаг

Занятие 27.
Движения ног:
- шаркающий шаг
Занятие 28.
Движения ног:
- пружинящий шаг.

Занятие 29.
Движения ног:
- «ковырялочка» (с притопом, с
приседанием, с открыванием рук).
Занятие 30.
Движения ног:
«ковырялочка» с подскоком.

Занятие 31.
Движения ног:
- перескоки с ноги на ногу по 3
свободной позиции на месте.
Занятие 32.
Движения ног:
- перескоки с ноги на ногу по 3
свободной позиции с
продвижением в сторону.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Занятие 33.
Движения ног:
- поочередное выбрасывание
ног перед собой или крест на
крест на носок или ребро
каблука на месте.
Занятие 34.
Движения ног:
- поочередное выбрасывание
ног перед собой или крест на
крест на носок или ребро
каблука на месте.

Занятие 35.
Движения ног:
-поочередное выбрасывание ног
перед собой или крест на крест на
носок или ребро каблука с
отходом назад.
Занятие 36.
Движения ног:
- подготовка к «веревочке».

Занятие 37.
Движения ног:
- прыжок с поджатыми;
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки на поясе –
кулачком).
Занятие 38.
Движения ног:
(мальчики):
- присядка «мячик» (руки перед грудью
«полочка»).
Движения в паре:
- соскок на две ноги лицом друг другу.

Занятие 39.
Движения ног:
- пружинящий шаг под
ручку по кругу;
(мальчики):
-присядка по 6 позиции с
выносом ноги вперед на всю
стопу.
Занятие 40.
Движения ног:
- пружинящий шаг под ручку в
повороте;
(мальчики):
- присядка по 6 позиции с
выносом ноги вперед на всю
стопу или каблук.

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Занятие 41.
Упражнения на ориентировку
в пространстве:
- «воротца».
Движения ног:
(мальчики):
- одинарные удары ладонями по
внутренней или внешней
стороне голени.

Занятие 43.
Упражнения на ориентировку в
пространстве:
- «карусель».
Танцевальная
комбинация,
основанная на основе движений
народного танца (плясовая).
Занятие 44.
Танцевальная
комбинация,
основанная на основе движений
народного танца (плясовая).

Занятие 45.«Русская плясовая».
Занятие 46.«Русская плясовая».

Занятие 47.
Повтор 2 года обучения.
Бальный танец (движения ног,
положения рук в паре,
движения в паре).
Занятие 48.
Движения ног:
Полька:
- par польки (по одному);
- par польки ( по парам).

Занятие 42.
Движения ног:

(девочки):
- вращение на полупальцах;
(мальчики):
«гусиный шаг».

М
А
Р
Т

Занятие 49.
Движения ног:
Полька:
-«подскоки» (по одному, по
парам);
- «подскоки» в повороте.
Занятие 50.
Движения ног:
Полька:
-par польки в сочетании с
«подскоками».

Занятие 51.
Движения ног:
Полька:
- «пике» с одинарным и двойным
ударом о пол (с продвижением
назад).
Занятие 52.
Движения ног:
Полька:
- прыжок из 6 позиции во 2 прямую.
позицию на одну ногу.

Занятие 53.
Танцевальная
комбинация,
основанная на движениях бального
танца («Полька»).
Занятие 54
Танцевальная комбинация, основанная
на движениях бального танца
(«Полька»).

Занятие 55.
Движения ног:
Вальс:
- par вальса (по одному, по
парам).
Занятие 56.
Движения ног:
Вальс:
- parbalance (на месте, с
продвижением вперед, назад).

А
П
Р
Е
Л
Ь

Занятие 57.
Движения в паре:
- легкий бег на полупальцах по
парам, лицом вперед (с
поворотом через середину); легкий бег по парам на
полупальцах по кругу (девочка
выполняет поворот под руку на
сильную долю такта).
Занятие 58.
Танцевальная комбинация,
основанная на движениях
бального танца («Вальс»).

Занятие 59.
Детский танец
Занятие 60.
Детский танец

Занятие 61.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
- основное движение «Рок-нролл».
Танцевальная комбинация
Занятие 62.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
-прыжки в стороны «гармошка»
Танцевальная комбинация

Занятие 63.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
- шаги в сторону «буратино».
Танцевальная комбинация
Занятие 64.
Движения ног:
Рок-н-ролл:
-хоппы
«танцующие
петушки».
Танцевальная комбинация

М
А
Й

Занятие 65.
«подскоки» по кругу и
чередование их с танцевальным
бегом.
Занятие 66.
шаг по кругу на полупальцах,
руки на юбочке, у мальчиков на
поясе.

Занятие 67.
шаг с перестроением из круга в
колонну.
Занятие 68.
шаг с перестроением из круга в
колонну в парах.

Занятие 69.
Повторение пройденного материала.
Занятие 70.
Повторение пройденного материала.
Диагностика

Занятие 71.
Танцевальные этюды.
Диагностика
Занятие 72.
Танцевальные этюды.
Диагностика


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».