Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа РАЗВИВАЙ-КА

СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………….……..3
1.1. Пояснительная записка…………………………..…………………………….................3
1.2. Цель и задачи Программы……………………..…………………………………...….…4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………….…......5
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
дошкольного возраста…………..………………………………………………………….….6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………..........8
1.6. Развивающее оценивание качества Программы…………………………………….…..9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….….….12
2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………….…12
2.2. Этапы реализации программы……………………………………………………………14
2.3. Содержание образовательной деятельности……………...…………………………......15
2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы………………………….......19
2.5. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………....21
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………..………………………...22
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы……………………….22
3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания…………………………..……………………………………………………….…23
3.3. Кадровое обеспечение…………………………..………………………………………...24
3.4. Распорядок дня………………………………..……………………………………….…..24
3.5. Календарный учебный график…………………………..……………………………..…25
3.6. Учебный план…………………………………..………………………………………….26
3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………26
ПРИЛОЖЕНИЯ ……….……….…………………………………………………………........28
Приложение 1. Перспективно-тематическое планирование занятий в старшей группе......28
Приложение 2. Перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной
группе ………………………………………..……………………………………………….…31
Приложение 3. Определение уровня освоения воспитанниками данной программы.
Диагностическая карта ……………………...………………………………………………....34

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 5 до 7(8) лет «Развивай-ка» (далее по тексту Программа) –
учебно-методический
документ
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ)
художественной направленности, разработана в соответствии с требованиями в
образовании, отраженными в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г.
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 182 от 27.06.2017 г. № 2118/46/36.
Актуальность программы
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все
сферы жизни ребенка. При её решении принято выделять ряд аспектов. Во-первых,
продолжающееся развитие личности ребёнка и его познавательных процессов, лежащих в
основе успешной учебной деятельности в будущем, и, во-вторых, необходимость обучения
начальным школьным умениям и навыкам, таким, как элементы письма, чтения, счёта.
Первый аспект, отражает психологическую готовность к школе. Исследования
показали, что далеко не все дети к моменту поступления в школу достигают того уровня
психологической зрелости, который позволил бы им успешно перейти к систематическому
школьному обучению. У таких детей, как правило, отсутствует учебная мотивация, низкий
уровень произвольности внимания и памяти, отмечается неразвитость словеснологического мышления, неправильное формирование способов учебной работы,
отсутствует ориентировка на способ действия, слабое владение операциональными
3

навыками, низкий уровень развития самоконтроля, отмечается неразвитость тонкой
моторики и слабое речевое развитие.
Проводя исследования психологической готовности, учёные, с одной стороны,
определяют требования школы, предъявляемые ребенку, а с другой, исследуют
новообразования и изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу
дошкольного возраста. Так, например, Л. И. Божович отмечает: «...беспечное
времяпрепровождение дошкольника сменяется жизнью, полной забот и ответственности,
– он должен ходить в школу, заниматься теми предметами, которые определены школьной
программой, делать на уроке то, что требует учитель; он должен неукоснительно следовать
школьному режиму, подчиняться школьным правилам поведения, добиваться хорошего
усвоения положенных по программе знаний и навыков». Учителей волнуют вопросы, как
обучать без принуждения, как у них развивать устойчивый интерес к знаниям и
потребность к самостоятельному поиску, как сделать учение радостным. А.С. Макаренко
писал, и американский учёный-психолог Блюм утверждает, что основные
характерологические черты личности складываются до 5–7-летнего возраста (до 70%).
Именно в этот период игровая деятельность помогает так организовать учебный процесс
(как отмечают психологи), что дает возможность раскрыть сущностные силы растущего
человека, сформировать ядро личности. Все, что осваивает человек в этом возрасте,
остается на всю жизнь.
Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди
развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка».
Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день
детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться
имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои
силы».
Не все родители обеспокоены проблемами подготовки детей к обучению: в школу
приходят дети, не подготовленные даже на уровне элементарной информированности об
окружающем мире. У них не развиты психические функции, такие как интеллектуальная,
моторная, эмоционально-волевая, что делает процесс дальнейшего обучения таких детей
сложным, а иногда и не возможным.
Учебная деятельность предъявляет высокие требования к психике ребенка –
мышлению, восприятию, вниманию, памяти.
Для того, чтобы вчерашний дошкольник мог безболезненно включиться в новые для
него отношения и новый (учебный) вид деятельности необходимы условия успешного
вступления в школьную жизнь. В сложившейся ситуации появилась необходимость
создания Программы, которая дает возможность подготовить детей к школе. Занятия с
будущими первоклассниками позволяют им в дальнейшем успешно овладеть школьной
программой и продолжить обучение.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным
условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной
ступени на другую.
Задачи:
Образовательные:
1.
Формировать умения планировать свои действия, осуществлять решение в
соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
2.
Формировать систему знаний, умений, навыков по основам математики.
3.
Формировать умения самостоятельно решать простейшие задачи в процессе
обучения (выбор способа решения, планирование предстоящих действий, самоконтроль,
умение применять полученные знания в решении других задач).
4

4.
Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
Развивающие:
1.
Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое
мышление, формировать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация, аналогия).
2.
Развивать внимание, память, расширять сенсорный опыт.
3.
Развивать фантазию, воображение, творческие способности.
4.
Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить
простейшие умозаключения.
5.
Формировать основные способы деятельности, проявление инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.
6.
Развивать крупную и мелкую моторику.
Воспитательные:
1. Воспитывать положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим
людям и самому себе, чувства собственного достоинства.
3.
Вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями,
устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
4.
Формировать умения разрешать конфликты, договариваться, учитывать
интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя.
Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:
1.
Развитие внимания и памяти.
2.
Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.
3.
Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по математике
и обучению грамоте.
4.
Развитие умственных способностей.
5.
Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться,
слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).
6.
Развитие волевой готовности ребенка.
1.3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебновоспитательного пространства:
– принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от
близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
– принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с
постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
– принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
– принцип природо-сообразности: постановка и/или корректировка задач развития
детей с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных
способностей;
– принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на
интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
5

− принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
− принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
− принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
− принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным
особенностям детей;
− принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
− принцип постепенности подачи учебного материала.
Подходы:
В основе содержания ООП ДО лежат следующие подходы в развитии ребёнка:
– культурно-исторический (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.
Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.);
– деятельностный (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);
– комплексный;
– личностный (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В.
А. Петровский и др.).
1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
От 5 до 6 лет
Возраст 5–6 лет – это старший дошкольный возраст. Он является очень важным
возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.
В 5-6 лет ребёнок, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно
доказано, что ребёнок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не
запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребёнку интересно всё, что связано с
окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно
научную информацию является чтение детских энциклопедий, в которых чётко, научно,
доступным языком, ребёнку описывается любая информация об окружающем мире.
Ребёнок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и
растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Этот период называют сензитивным, т.е. наиболее благоприятным для развития всех
познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для
развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим,
интеллектуальным, когда ребёнку приходится думать и рассуждать.
Хорошо в этом возрасте играть с ребёнком в словесные игры, так как ребёнок уже
использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может
определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец
слова). Ниже предложены некоторые из таких игр.
Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом
является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные
головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет,
форму, величину.
Все анализаторы – зрительные, логические, словесные – развивают различные
логические таблицы. (Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены
различные предметы. Из четырёх предметов один – лишний. Ребёнок должен подумать и
6

выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний. «Разложи по порядку».
Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребёнок
должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже –
то есть разложить по порядку. Здесь ребёнок должен увидеть последовательность,
проследить логическую закономерность и обосновать.)
В пятилетнем возрасте активно развиваются познавательная и интеллектуальная
сферы. И чем лучше развиты внимание, восприятие, мышление, память, воображение, тем
лучше и быстрее развивается ребёнок, тем лучше он готов к школе.
От 6 до 7(8) лет
Каждый момент жизни ребёнка в дошкольном возрасте – это прекрасные минуты
познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что
возраст 6-7 лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе,
взрослении и переходе к новому этапу – школе. У детей этот момент связан с
положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая роль,
новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому
внимательно, не помочь ребёнку советом и собственным примером, школа станет тяжелым
испытанием для родителей и детей.
В возрасте 6–7 лет ребенок осознанно познаёт мир. Детей нужно готовить к школе в
первую очередь психологически. Это тот период, когда старые привычки и дела отходят в
сторону, а новые ещё не усвоились в сознании малыша. Любимые конструкторы уже
надоели, игры со сверстниками становятся однотипными, ваш ребёнок все больше задаёт
разного рода вопросы – происходит переоценка ценностей: что было раньше главным уже
отходит на второй план. Вместе с детской непосредственностью и непоседливостью у
детей в возрасте 6–7 лет появляются логика, связность в размышлениях и умозаключениях.
С ребенком должны быть доверительные и уважительные отношения.

7

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих планируемых результатов:
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде показателей
развития возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения дополнительной
общеразвивающей программы «Развивай-ка».
Показатели развития для детей от 5 до 6 лет
•
распознаёт звук в словах;
•
отвечает на вопросы по содержанию, делает элементарные выводы;
•
участвует в коллективных разговорах;
•
использует принятые нормы вежливого речевого общения;
•
различает геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат, овал,
четырёхугольник), по цвету, по размеру;
•
считает от 0 до 10 в прямом и обратном направлении;
•
считает от 10 до 20;
•
определяет количество предметов в пределах 10, соотносит количество с
цифрами;
•
ориентируется в пространстве;
•
ориентируется в тетради в клетку;
•
выполняет элементарные рисунки на клетчатой бумаге;
•
выполняет элементарный орнамент в полосе;
•
определяет место звука в слове: в начале, в середине, в конце;
•
соотносит звук и букву;
•
находит знакомые слова, начинающиеся с заданного звука.
Показатели развития для детей от 6 до 7 лет
•
считает до 100 десятками, до 20 единицами;
•
рисует цифры, запоминая изображение и соответствующее ему количество
предметов;
•
умеет пользоваться простыми вычислительными операциям (сложение, вычитание);
•
находит простые и сложные фигуры в окружающих предметах;
•
различает гласные и согласные звуки и соотносит их с буквами;
•
читает по слогам;
•
выделяет первый звук в слове, меняет по просьбе слово, убирая из него названный
звук;
•
решает математические задачи;
•
решает логические задачи, придумывает собственные задания;
•
устанавливает количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и
обратном направлении;
•
использует основные правила построения линейного орнамента;
•
знает буквы русского алфавита;
•
пишет буквы русского алфавита в клетке;
•
понимает и использует в речи термин «Буква» и «Звук»;
•
различает гласные, согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие
согласные звуки;
•
проводит звуковой анализ слова;
•
составляет предложения из двух, трех, четырех слов, анализирует его.
8

1.6. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
МОНИТОРИНГ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И РАЗВИТИЯ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.
Диагностическое обследование по оценке эффективности работы,
направленной на овладение воспитанниками чтением и формирование элементарных
математических представлений проводится 2 раза в год с небольшим изменением
диагностического материала для отслеживания динамики развития воспитанников.
Методика оценки развития воспитанников по обучению грамоте была разработана на
основе критериев, предложенных О.С.Ушаковой, С.М.Струниной и Т.П.Сальниковой, а
оценки формирования элементарнх математических представлений – В.П. Новиковой.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Воспитанники
- различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
- могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
- делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
- составляют слова из слогов;
- производят звуковой анализ слов;
- дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие,
глухие);
- находят в предложении слова с заданным звуком;
- владеют чтением.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ:
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Слушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1.Что я сейчас сказала?
2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и
предлагает определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог,
второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
9

Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить
ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги
(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребёнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в
игру «Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с
тобой соберём их в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов (мак, мост, кукла, сорока,
картина, черепаха); набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут
картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова. (При первичном
диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования:
Педагог произносит звук, предлагает ребёнку рассказать какой это звук
( гласный, согласный: твёрдый, мягкий, звонкий глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком.
(При первичном диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»
Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы
произносим, и поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый
произносит несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в
«прятки» со звуками. Правила игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук
нужно искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот
должен сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: о, а, ш, с.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть
(отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить ребёнку,
10

чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно
повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в
предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
(с учетом возрастных особенностей)
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать
предложение из 3 – 4 слов.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.
Низкий уровень – ребёнок читает по буквам.
МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1.
Считает (отсчитывает) в пределах 10.
2.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в
пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»
3.
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление
единицы)
4.
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет
точность определений путем наложения или приложения.
5.
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания,
убывания их длины, ширины, высоты, толщины.
6.
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим
предметам.
7.
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур
(количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон).
8.
Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.
9.
Называет текущий день недели.
10.
Знает количественный и порядковый счет до 20
11.
Обозначает числа цифрами, пользуется знаками.
12.
Знает геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник квадрат, шар,
куб, цилиндр, конус)
13.
Знает название и начертание линий (прямая, кривая, ломаная)
14.
Умеет ориентироваться в пространстве (слева, справа, впереди, сзади и т д.)
15.
Знает цвета (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, коричневый,
розовый, голубой)
16.
Умеет сравнивать подлине, ширине, высоте
17.
Знает дни недели, месяцы, времена года
18.
Ориентируется на листе бумаги
19.
Умеет измерять длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и
сыпучих веществ с помощью условных мер.
20.
Умеет делить предметы (фигуры) на несколько равных частей. Сравнивать целый
предмет и его часть. Соотносить величину предметов и частей.
21.
Умеет определять временные отношения (день – неделя – месяц); время по часам с
точностью до 1 часа.
11

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с ФГОС ДО познавательное развитие предполагает:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, ритме, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Участвуя в повседневной жизни, наблюдая за взрослыми, ребёнок развивает
математические способности и получает первоначальные математические представления.
Благодаря освоению математического содержания окружающего мира в дошкольном
возрасте у большинства детей развиваются предпосылки успешного обучения в школе и
дальнейшего изучения математики на протяжении всей жизни. Для этого важно, чтобы
освоение математического содержания на ранних ступенях образования сопровождалось
позитивными эмоциями – радостью и удовольствием.
Предлагая детям математическое содержание, нужно также иметь в виду, что их
индивидуальные возможности и предпочтения будут различными, и поэтому освоение
детьми математического содержания носит сугубо индивидуальный характер.
В соответствии с принципом интеграции образовательных областей программа
предполагает взаимосвязь математического содержания с другими разделами программы.
Особенно тесно математическое развитие в дошкольном возрасте связано с социальнокоммуникативным и речевым развитием.
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи;
• развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов
различных жанров детской литературы;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Реализация Программы предполагает различные формы организации детей:
– непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия групповые и
подгрупповые);
– совместная деятельность с детьми (подготовка к конкурсам, разучивание
стихотворений и др.);
– индивидуальная деятельность с детьми;
– самостоятельная деятельность детей;
– игра;
– развлечения;
– контрольные занятия;
12

– итоговое занятие;
– открытые занятия для родителей и детей.
Структура построения группового занятия:
– приветствие, организационный момент;
– основная часть;
– физминутка;
– работа в тетрадях.
– итог.
Методические приемы
Используются следующие методы организации образовательного процесса:
1. По признаку получения знаний:
словесные (беседа, диалог, дискуссия, лекция, чтение, объяснение, рассказ);
наглядные (методы иллюстрации: показ плакатов, пособий, таблиц, фотографий,
картин, работа по образцу);
практические (практические работы, исследования и наблюдения, изготовление
поделок).
2. По способам организации деятельности:
информационные, объяснительно-иллюстративные с использованием различных
источников знаний (книг, журналов, компьютера);
репродуктивные (изготовление наглядных пособий, оформление выставок, работа
по образцу);
проблемного изложения материала.
3. По управлению учебно-познавательной деятельностью:
методы формирования познавательных интересов;
методы формирования познавательной активности.
4. Методы формирования устойчивой мотивации:
создания ситуации успеха;
познавательные игры, конкурсы, викторины, олимпиады, КВНы и др.; учебные дискуссии, беседы.
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Главные направления психолого-педагогической работы:
•
Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых обеспечивается опора на его личный опыт при
освоении новых знаний и жизненных навыков.
•
Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребёнка,
стимулирование самооценки.
•
Формирование игры как важнейшего фактора развития ребёнка.
•
Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому развитию ребёнка и
сохранению его индивидуальности.
•
Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
13

творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
•
Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребёнка
дошкольного возраста.
•
Профессиональное
развитие
педагогов,
направленное
на
развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
мастерства мотивирования ребёнка.

2.2 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы отличаются по целям, задачам, организации, содержанию, методике
обучения, возрастному цензу, степени индивидуализации подходов и совпадают с
годичными циклами воспитательно-образовательного процесса.
Первый этап (подготовительный)
(1-й год обучения, старшая группа 5-6 лет, старший дошкольный возраст)
Подготовительный этап обучения
Цель этапа: формирование основ для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением
и письмом) и элементарных математических преставлений.
Задачи этапа:
•
формировать фонематическое восприятие (способность воспринимать и различать
звуки речи (фонемы);
•
учить правильно произносить все звуки родного языка;
•
развивать элементарные навыки звукового анализа (определение порядка слогов и
звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука);
•
учить считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с
количеством предметов;
•
учить сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при
сравнении пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»;
сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда;
•
учить выражать словами местонахождение предмета относительно другого
человека; умеет ориентироваться на листе бумаги.
Второй этап (основной)
(2-й год обучения, подготовительная группа 6-7 лет, старший дошкольный возраст)
Основной этап обучения
Цель этапа: формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков
письма, а также математических представлений.
Задачи этапа:
•
познакомить со всеми звуками и буквами русского языка.
•
развивать звукобуквенный анализ слова;
•
обучать чтению;
•
формировать первоначальные навыки письма;
•
учить называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
•
учить обозначать числа 1-100 с помощью цифр;
14

•
учить определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;
•
учить составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на
вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах 10;
•
учить пользоваться линейкой для измерения длины;
•
учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с
помощью плана;
•
учить решать задачи на логическое мышление.

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса включает следующие разделы: обучение грамоте и письму,
математическое развитие и развитие логики.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Цель: создание
благоприятных
условий
для формирования
аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
закрепить правильное произношение всех звуков родного языка; - учить составлять
из слов и словосочетаний предложения.
Развивающие:
развивать фонематическое восприятие;
развивать познавательные процессы: память, мышление, воображение;
развивать умение слышать слоги в слове, делить двух-трех сложные слова с
открытыми слогами;
развивать умение делить короткие предложения на слова, определять количество
слов в предложении;
развивать умения дифференцировать звуки в словах, определять позицию звука в
слове (первый и последний), производить звуковой (фонетический) анализ слова.
Воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
воспитывать у ребёнка стремление к активной деятельности.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребёнка необходимо познакомить
с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова
очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не
натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые
становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети
знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде
прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым
группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова,
уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку
во всем многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением
15

звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий
согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям
демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем её
печатное изображение, что помогает ребёнку лучше запомнить букву. Буква представлена
разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква)
находятся не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того,
чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться
только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать
понятия «звук» (его слышим и произносим) и «буква» (ее видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У,
Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце, что уже на
следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать
слоги, слова, предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный
квадрат.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено
множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к
занятию будет уменьшаться. Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р),
которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных
звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении согласных
надо научить детей произносить не алфавитное название букв, а тот звук, который они
обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев –Ль), что будет способствовать хорошему
различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.
По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и
буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат.
На последующей занятиях дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама,
мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое
целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть по
слоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами. Также дети знакомятся
со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога,
ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные)
вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое
говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям
(Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость
согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О,
У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся буквы Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же
знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются
прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что
символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо
усвоить понятие парности по звонкости - глухости. После этого дети познакомятся с
одиночными согласными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей
функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
16

На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие
упражнения: вырезать букву; обвести ее пальчиком по контуру; написать букву по точкам;
закрасить контур буквы; дорисовать элементы так, чтобы получилась буква; написать
букву в клетке; выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования
фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись
местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква,
отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание
стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в
картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания,
памяти, мышления.
Разнообразный по формам материал физкультминуток продолжает словарную и
звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит
правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели
используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения
различных движений соответственно тексту (в то же время дети упражняются в
произношении изучаемого звука).
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ
Цель: развитие математических представлений детей старшего дошкольного
возраста и подготовка к школе.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить с пространственными и временными представлениями;
ознакомить с разными видами счета (прямой, обратный, количественный,
порядковый);
сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Развивающие:
развивать умение ориентироваться в пространстве, передвигаться в заданном
направлении;
развивать мышление, память, воображение.
Воспитательные:
воспитывать любознательность, активность, доброжелательное отношение к
взрослым и сверстникам.
❖ Количество и счет
Цель раздела: развивать самостоятельность, активность, знакомить со счетом в
пределах 20, упражнять в составлении и решение простых задач на сложение и вычитание,
закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, развивать
психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.
Поставленные цели реализую через следующие игры:
▪

«Назови следующее, предыдущее число»,

▪

«Назови соседей числа»,

▪
▪

«Назови меньше на 1, больше на 1»,
«Вверх-вниз по числовой лестнице»,
17

▪

«Составь и реши задачу».
Таким образом, данные игры помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют
понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый
интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы
мышления.
❖ Геометрические фигуры
В разделе геометрические фигуры закрепляют представления о многоугольниках и
их свойствах, развиваю умение классифицировать геометрические фигуры по
определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое
мышление.
Игры, помогающие реализовать задачи раздела:
▪

«Назови предметы заданной формы»,

▪

«Что общего и чем различаются фигуры»,

▪

«Найди предмет такой же формы»,

▪

«Подбери фигуры по цвету, размеру, форме»,

▪

«Найди лишнюю фигуру»,

▪
▪
▪
▪

«Конструктор»,
«Почини одеяло»,
«Танграм»,
«Пифагор».
Таким образом, проводимая работа помогает закреплять знание
ребёнка
о
геометрических фигурах их свойствах, развивает умение классифицировать их по
отдельным признакам и выполнять логические операции с ними, развивает логическое
мышление.
❖ Определение величины
Цель раздела: развивать умение сравнивать массу, объём, количество жидких,
сыпучих и твёрдых тел, сравнивать полученные результаты, делать выводы и
умозаключения.
В работе по данному разделу использую игры–эксперименты:
▪

«В каком сосуде больше воды?»,

▪

«Что легче, что тяжелее?»,

▪

«Что тонет, что плавает?»,

▪

«Подбери шарфик для кукол»,

▪

«Короче-длиннее»,

▪

«Подбери мебель для трех медведей».
В играх у детей есть возможность самостоятельно практическим путём сравнивать
массу, объём, количество жидких, сыпучих и твёрдых тел, сравнить полученные
результаты, делать выводы и умозаключения.
Данные игры развивают память, внимание, глазомер совершенствуют мыслительную
активность.
❖ Логические задачи
Цель раздела: развитие у детей приёмов мыслительной активности (анализ, синтез,
сравнение, классификация, обобщение).
18

Используемые пособия (кубики Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера,
различные ребусы, «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо»,
«Танграм», «Монгольская игра», «Головоломки», «Кубик Рубика», «Пифагор»,
«Лабиринт», кроссворды, задачи в стихах) развивают у дошкольников самостоятельность,
активность, произвольное внимание и логическое мышление.
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной
игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему
запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально подобранные
задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления,
мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск
способов решения поставленных задач. В ходе занятий используются загадки
математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии
самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения
умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания
уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети
должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться
объяснить понятое.
Занятия проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности
детей. Строятся на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.

2.4 СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей в таких основных
образовательных областях, как речевое и познавательное развития личности детей в том
числе формирование элементарных математических представлений.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития для участников
образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
1)
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
2)
обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
3)
создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
4)
обеспечивает открытость дошкольного образования;
5)
создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности.
Для воспитанников старшей группы (5-6 лет) приоритетной сферой инициативы
является внеситуативно-личностное общение. Педагог осуществляет следующую
деятельность по поддержке детской инициативы:
создаёт положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя
любовь и заботу ко всем детям: выражает радость при встрече; использует ласку и тёплое
слово для выражения своего отношения к ребёнку;
уважает индивидуальные вкусы детей, их позитивные привычки;
поощряет старание и стремление к выполнению задания;
помогает детям в решении проблем;
обращает внимание на полезность будущего продукта для других, доставленную
радость окружающим;
привлекает к планированию деятельности на занятие и более отдалённую
перспективу; обсуждает выбор способов решения и т.д.;
19

создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей.
Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) приоритетной
сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность
по поддержке детской инициативы:
вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание,
совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам
испытал новому;
создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою
компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников;
обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого из них;
создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
по необходимости помогает в решении проблем при выполнении задания;
привлекает к планированию деятельности на день и более отдалённую перспективу,
учитывая и реализуя пожелания и предложения детей;
создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности
детей.

20

2.5 ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ
ВОСПИТАННИКОВ
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является
единственным
общественным
институтом,
регулярно
и
неформально
взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё
определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены
следующие принципы:
•
единый подход к процессу воспитания ребёнка;
•
открытость дошкольного учреждения для родителей;
•
взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
•
уважение и доброжелательность друг к другу;
•
дифференцированный подход к каждой семье;
•
равно ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного
воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
– с семьями воспитанников;
– с будущими родителями.
Задачи:
1)
формирование психолого-педагогических знаний родителей;
2)
приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
3)
оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
4)
изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
•
ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
•
ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое,
психическое и социальное развитие ребенка;
•
целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное
воспитание в его разных формах;
•
обучение конкретным приёмам и методам воспитания и развития ребёнка в разных
видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых
занятиях.

21

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Место
размещения

Основное
предназначение

Оборудование и материалы

Кабинет
дополнительного
образования

– Проведение
образовательной
деятельности;
– Проведение открытых
занятий;
– Проведение
родительских собраний;
– Консультативная работа
с родителями.

22

– столы детские
– детские стулья
– школьная меловая
магнитная доска;
– стол для педагога;
– стул для педагога;
– методический шкаф для
хранения методических
пособий;
– простые карандаши на
каждого ребенка;
– цветные карандаши на
каждого ребенка;
– рабочие тетради;
– тетради в крупную клетку.

10
20
1
1
1
2

20
20
20
20

3.2. ОПИСАНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
-

информационная и справочная литература;
наглядные пособия по темам;
инструкции по технике безопасности;
индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации).
Программно
методические
пособия

–

ЭЛЕКТРОННЫЙ
РЕСУРС

Автор, название, издательство, год издания

1.
Бортникова Е.Ф. «Букварь» для детей 4-6 лет / рис.
Богуславской. – Екатеринбург: «Издательский дом «ЛИТУР»,
2020 г.
2.
Бортникова Е.Ф. «Изучаем состав числа» – Екатеринбург:
«Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая тетрадь для детей
5-6 лет)
3.
Бортникова Е.Ф. «Развиваем математические способности»
– Екатеринбург: «Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая
тетрадь для детей 5-6 лет. 2 части)
4.
Бортникова Е.Ф. «Складываем и вычитаем» –
Екатеринбург: «Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая
тетрадь для детей 5-6 лет)
5.
Бортникова Е.Ф. «Учим буквы» – Екатеринбург:
«Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая тетрадь.2 части)
6.
Володина Н.В. «Считаю и решаю» – Москва: Эксмо, 2020 г.
(Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. 2 части)
7.
Пятак С.В. «Читаю слова и предложения» – Москва: Эксмо,
2019 г. (Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. 2 части)
8.
Пятак С.В. «Узнаю звуки и буквы» – Москва: Эксмо, 2020
г. (Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. 2 части)
9.
Ткаченко Т.А. «Обогащаем словарный запас» –
Екатеринбург: «Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая
тетрадь для детей 4-7 лет.)
10. Ткаченко Т.А. «Развиваем логику и речь» – Екатеринбург:
«Издательский дом «ЛИТУР», 2020 г. (Рабочая тетрадь для детей
5-7 лет.)

23

3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы возложена на педагога, имеющего высшее образование.
№
п/
п

ФИО
работника

Дата
рождения

1

Гусарова
Ольга
Владимировна

16.09.1965

Стаж
работы

37

Образование

Квалификаци
онная
категория

1. АНО ДПО
«Институт
современного
образования» по
программе
«Логопедия в
дошкольныхобразо
вательных
организациях и
начальной школе»,
10.09.2020 г.
2. ООО «Центр
инновационого
образования и
воспитания» по
программе
«Педагог
дополнительного
образования»,
25.01.2022 г.

1 КК

3.4. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время
года, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству,
содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
(СП 1.2.3685-21).
При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное
чередование видов деятельности: занятий (непрерывной образовательной деятельности),
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятий (непрерывной образовательной деятельности) в различных
возрастных группах составляет:
– для детей шестого года жизни – не более 25 минут;
– для детей седьмого года жизни – не более 30 минут.
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,
календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух периодов:
24

1. Учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся занятия (непрерывная
образовательная деятельность) в соответствии с учебным планом и расписанием,
действует режим на холодный период года;
2. Летний оздоровительный период (июнь-август), во время которого занятия
(непрерывная образовательная деятельность), в том числе по дополнительному
образованию не проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и
спортивные развлечения, на летний период действует режим на теплый период года.

3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние каникулы
Летние каникулы
Продолжительность
учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Всего в неделю занятий
(НОД)
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Занятие (Непрерывная
образовательная
деятельность)
Продолжительность
перерыва
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов
освоения программы
Итоговые мероприятия

Старшая группа
(5 – 6 лет)
02 сентября
30 мая

Подготовительная
группа
(6 – 7 лет)
02 сентября
30 мая

30 декабря – 08 января
01 июня – 31 августа
36 недель

30 декабря – 08 января
01 июня – 31 августа
36 недель

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

2

2

50 мин

60 мин

25 мин

30 мин

10 мин

10 мин

начало учебного года
02 – 13 сентября
конец учебного года
19 – 30 мая

начало учебного года
02 – 13 сентября
конец учебного года
19 – 30 мая

Открытое занятие

25

3.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план деятельности педагога дополнительного образования
«Развивай-ка»
Направления
развития детей
(образовательная
область)

Вид детской
деятельности

Длительность
(в мин.)

Социальнокоммуникативное

Коммуникативная,
познавательноисследовательская

Количество
занятий
нагрузка/часы

(НОД),

общая

1 год обучения
(дети 5 – 6)

1 год обучения
(дети
5 до 7 лет)

25

30

В неделю

В год

2

72

В
неделю
2

В год
72

3.7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Организация предметно-развивающей среды по развитию речи и математических
способностей, в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования, отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она
обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное
благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в
зависимости от образовательной ситуации.
Все элементы комплекса могут
преобразовываться самыми разными способами. Помещение для занятий дополнительной
деятельностью детей может быть преобразовано в «выставочный зал», «галерею»,
«мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды. Наличие в кабинете полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления) предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации познавательной деятельности.
Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое

26

и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет
решать задачи развития познавательной активности детей.
Доступность среды
Среда организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для
осуществления познавательной деятельности (в том числе и детям с ограниченными
возможностями), находятся либо в поле зрения ребёнка, либо доступны, чтобы он мог их
взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей
все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всём обеспечивает уют
и красоту, радует глаз, создаёт хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут
понадобиться для занятий другим детям или этому же ребёнку. Расходные материалы
эстетичные, целые, чистые. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование соответствует возрастным особенностям детей (учет требований
антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Хранение острых
и режущих предметов (карандаши, ножницы) обеспечено в специально отведенных чехлах,
коробках, шкафах. Высота столов и стульев соответствует росту детей, и они размещены
так, чтоб при работе за ними левостороннее освещение. Рабочие поверхности столов
имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов
и стульев, обладают низкой теплопроводностью. Размер настенной доски составляет 0,751,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра.

Развивающая предметно-пространственная среда
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Атрибуты

Количество, шт.

Восковые и акварельные мелки, цветной мел
Фломастеры
Цветные карандаши
Простые карандаши
Ручки
Цветная бумага
Клей
Ножницы
Мольберт
Рабочая тетрадь по математике №1
Рабочая тетрадь по математике №2
Рабочая тетрадь по математике №3
Рабочая тетрадь по развитию речи №1
Рабочая тетрадь по развитию речи №2
Рабочая тетрадь по развитию речи №3
Тетрадь в крупную клетку
Ластик
Линейка

27

10
10
10
10
10
10
10
10
1
10
10
10
10
10
10
20
10
10

Приложение 1
Перспективно-тематическое планирование занятий в старшей группе
Месяц

№
п/п
1

Сентябрь

2
3
4
5
6

Октябрь

7
8

9
10
Ноябрь

11
12

Декабрь

13
14
15
16
17
18

Январь
19
20
21
22
Февраль

23

Тема раздела «Математическое развитие и развитие логики»
Прямой и обратный счёт предметов. Порядковый счёт предметов.
Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева»,
«справа» и так далее.
Ориентировка на плоскости. Ориентировка на листе бумаги. Понятия
«слева», «справа», «снизу», «сверху» и другие. Игра «Встань, где
скажу» (встань справа от стола, слева от двери…)
Ориентировка в тетради в крупную клетку.
Порядковый счёт в направлениях «справа», «слева», «от».
Число и цифра 1. Графическое изображение. Ориентировка на листе.
Число и цифра 2. Графическое изображение. Квадрат. Деление квадрата
на 2 части.
Число и цифра 3, графическое изображение, соотнесение количества
предметов с цифрой. Состав числа 3. знаки <, >, =.
Число и цифра 4, графическое изображение, соотнесение количества
предметов и цифрой. Состав числа 4. Деление квадрата на 2 и 4 равные
части.
Число и цифра 5, графическое изображение. Знаки <, >, =.
Состав числа 5. Независимость числа от величины предметов. Круг,
квадрат, треугольник, четырёхугольник.
Счёт в пределах первого пятка. Знак +. Работа в тетради в крупную
клетку. Написание цифр, решение примеров на сложение.
Число и цифра 6, графическое изображение. Знаки <, >, =. Понятие
«длинный», «короче», «еще короче».
Состав числа 6, независимость числа от расположения предметов.
Число и цифра 7, графическое изображение. Дни недели.
Состав числа 7, знак -. Примеры на вычитание.
Математические загадки. Логические задания.
Геометрические фигуры. Составление изображения из геометрических
фигур. Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Счёт в пределах 7. Знаки +, -. Работа в тетради в крупную клетку.
Написание цифр, решение примеров на вычитание.
Число и цифра 7, знаки <, >, =, +, -. Установление соответствия между
числом, цифрой, количеством предметов.
Число и цифра 8. Графическое изображение цифры 8. Решение
примеров на сложение и вычитание.
Числа и цифры 1-8, знак -, +, =. Деление круга на 2, 4 части
Порядковый счет, получение числа 8 из 2-х меньших чисел. Деление
круга на 2, 4 части.
Решение примеров, ориентировка в пространстве. Игра «Направление
определяй и куда скажу, шагай!»
28

24

Март

Апрель

25
26
27
28
28
30
31
32
33

Май

34
35
36

Знаки, геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи.
Понятия «слева», «справа», «сзади», «спереди».

Число и цифра 9. Графическое изображение. Понятие «высокий»,
«низкий».
Состав числа 9.
Порядковый счет. Числовая прямая. Понятие «соседи числа»
Число 10, работа в тетради в клетку. Соотнесение количества с цифрой.
Состав числа 10, Сравнение смежных чисел.
Состав чисел от 2 до 10.
Решение задач на сложение и вычитание, прямой и обратный счёт,
порядковый счет, логические задачи.
Ориентировка в тетради. Графический диктант.
Решение задач, отгадывание математических загадок, дни недели,
времена года.
Решение, сложение числа 10 из двух меньших, ориентировка на листе,
круг, овал, треугольник.
Решение логических задач, геометрические фигуры.
Проверочная работа.
Тема раздела «Обучение грамоте и письмо»

Сентябрь

1
2
3
4
5
6

Октябрь

7
8
9
10

Ноябрь
11
12

Декабрь

13
14

Введение: Планета РЕЧЬ. Предложение. Слово. Слог. Звук.
Повторение. Планета РЕЧЬ, Графическое изображение предложения.
Звук и буква, графическое изображение звука в слове. Гласные и
согласные звуки. Игра «Поймай звук»
Звуковой анализ слов (мак, муха, дом, рыба)
Звук и буква А. Звук А: место звука в слове (нач., сер., конец),
графические навыки: буква А.
Звук и буква У. Звук У: место звука в слове (нач., сер., конец),
графические навыки: буква У.
Звук и буква О. Звук О: место звука в слове (нач., сер., конец),
графические навыки: буква О.
Слова – существительные. Кто-что? – живое-неживое. Игры «Подбери
картинку»
Звук и буква М: место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной
букв, чтение слогов слов (ма, мо, му).
Звук и буква Н: место звука в слове, называние слов с начальных
слогов, чтение слогов с буквами Н, М. Печатание букв и слогов.
Соединяем буквы, читаем слоги.
Называем буквы, читаем слоги. Придумываем словосочетания.
(Разноцветный альбом)
Звук и буква Х: место звука в слове, чтение слогов со звуками М, Н, Х.
Звук и буква К: место звука в слове, чтение слогов со звуками М, Н, К,
Х.
29

15
16

Чтение слогов и слов со звуками М, Н, К, Х.
Гласные и согласные звуки. Знакомство с буквами Ы, Э.

17

Звук и буква Т: место звука в слове, графические навыки: чтение и
печатание слогов, слов,
Слово. Отгадывание загадок. Речевые игры.
Планета РЕЧЬ. От маленького к большому: буква, слог, слово,
предложение.
Звук и буква П: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Звук и буква В: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Ребусы. Игры на глагольный словарь.
Звук и буква Г: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Звук и буква Б: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Повторение изученных букв. Буквы – звуки. Первый и последний звук
в слове. «Звуковой паровозик».
Звук и буква Д: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Звук и буква С: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов,
текста.
Игра «Выбери картинку по первому слогу». (Ба-, Ва-, Ма-, Са-, Та-)
Придумывание слов на заданный слог.
Звук и буква И: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква,
слоги, слова. Чтение слогов, слов.
Звук и буква Е: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква,
слоги, слова. Чтение слогов, слов.
Планета РЕЧЬ. Повторение понятий: звук, буква, слог, слово,
предложение. Составление предложений по схеме, составление схемы
предложений.
Мягкие и твёрдые звуки. Звуковой анализ слов.
Составление рассказа по картинкам с развивающимся сюжетом. Схема
предложения.
Звук и буква Ф: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква,
слоги, слова. Чтение слогов, слов.
Проверочная работа.
Речевые игры. Загадки-обманки. Загадки-шутки. Ребусы.

18
Январь

19
20
21

Февраль

22
23
24
25

Март

26
27
28
29

Апрель

30
31
32
33

Май

34
35
36

30

Приложение 2
Перспективно-тематическое планирование занятий в подготовительной
группе
Месяц

№
п/п
1

Сентябрь

2
3
4
5
6

Октябрь

7
8

9
10
Ноябрь

11
12

Декабрь

13
14
15
16
17

Январь

18
19
20
21
22
23

Тема раздела «Математическое развитие и развитие логики»
Прямой и обратный счёт предметов. Порядковый счёт предметов.
Использование ориентировочных терминов «между», «за», «слева», «справа» и
так далее.
Ориентировка на плоскости. Ориентировка на листе бумаги. Понятия «слева»,
«справа», «снизу», «сверху» и другие. Игра «Встань, где скажу» (встань справа
от стола, слева от двери…)
Ориентировка в тетради в крупную клетку.
Порядковый счёт в направлениях «справа», «слева», «от».
Числа и цифры 1, 2, 3. Графическое изображение. Ориентировка на листе.
Числа и цифры 4, 5. Графическое изображение. Квадрат. Деление квадрата на 2
части.
Состав чисел 4, 5. знаки <, >, =. Соотнесение количества предметов с цифрой.
Пятиугольник, звезда.
Число и цифра 6, графическое изображение, соотнесение количества предметов
и цифрой. Состав числа 6. Деление квадрата на 2 и 4 равные части.
Шестиугольник.
Число и цифра 7, графическое изображение. Состав числа 7. Дни недели.
Состав числа 8. Независимость числа от величины предметов. Круг, квадрат,
треугольник, четырёхугольник.
Счёт в пределах первого десятка. Знак +. Работа в тетради в крупную клетку.
Написание цифр, решение примеров на сложение.
Число и цифра 9, графическое изображение. Знаки <, >, =. Понятие «длинный»,
«короче», «еще короче».
Состав числа 9, независимость числа от расположения предметов. Знаки <, >, =.
Цифра 10, графическое изображение. Знак -. Примеры на вычитание. Линейка.
Состав числа 10, Решение примеров на сложение и вычитание.
Математические загадки. Логические задания. Измерение длины с помощью
линейки.
Геометрические фигуры. Составление изображения из геометрических фигур.
Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. Часы.
Счёт в пределах 10. Знаки +, -. Работа в тетради в крупную клетку. Написание
цифр, решение примеров на сложение и вычитание. Часы.
Число 11. Знаки <, >, =, +, -. Установление соответствия между числом,
цифрой, количеством предметов.
Число 12. Составление чисел второго десятка. Часы.
Числа второго десятка, знаки -, +, =. Числовая прямая. Понятие «соседи числа».
Порядковый счёт. Сравнение смежных чисел.
Решение примеров, счёт с помощью числовой прямой ориентировка в
пространстве. Игра «Направление определяй и куда скажу, шагай!»
31

Февраль

24

Март

25
26
27
28

Апрель

28
30
31

Май

32
33
34
35
36

Знаки, геометрические фигуры, порядковый счет, логические задачи. Понятия
«слева», «справа», «сзади», «спереди».
Понятие «десятки и единицы». Счёты.
Составление числа из десятков и единиц. Графический диктант.
Прямой и обратный счёт в пределах 20. Порядковый счет. Числовая прямая.
Работа в тетради в клетку. Соотнесение количества с цифрой. Математический
диктант.
Устный счёт. Запись цифр. Трапеция. Часы.
Состав чисел второго десятка из десятков и единиц. Линейка.
Решение задач на сложение и вычитание, прямой и обратный счёт, порядковый
счет, логические задачи.
Ориентировка в тетради. Графический диктант.
Решение задач, отгадывание математических загадок, дни недели, времена года.
Решение математических задач, получение чисел второго десятка из двух
меньших. Ориентировка в тетради в крупную клетку.
Решение логических задач, задачи-шутки, геометрические фигуры.
Проверочная работа.

Тема раздела «Обучение грамоте и письмо»
Сентябрь

1
2
3
4
5
6

Октябрь
7

Ноябрь

8
9
10
11
12

Декабрь

13
14

Введение: Планета РЕЧЬ. Предложение. Слово. Слог. Звук.
Повторение. Планета РЕЧЬ, Графическое изображение предложения.
Звук и буква, графическое изображение звука в слове. Гласные и согласные
звуки. Игра «Поймай звук»
Звуковой анализ слов (мак, муха, дом, рыба)
Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э. Место звука в слове (нач., сер., конец),
графические навыки.
Гласные звуки и буквы: И, Е. Место звука в слове (нач., сер., конец), графические
навыки.
Гласные звуки и буквы. Место звука в слове (нач., сер., конец), графические
навыки. Схема слова. (мак, мир, рука, река)
Слова – существительные. Кто-что? – живое-неживое. Игры «Подбери картинку»
Звук и буква М, Н. Место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв,
чтение слогов слов.
Звук и буква: К, Г. Место звука в слове, называние слов с начальных слогов,
чтение слогов с буквами Н, М, К, Г. Печатание букв и слогов.
Соединяем буквы, читаем слоги. (Пособие «Читаем по буквам», «Читаем по
слогам (двусложные слова)»)
Называем буквы, читаем слоги. Придумываем словосочетания. (Разноцветный
альбом)
Парные мягкие и твёрдые звуки. Место звука в слове, чтение слогов. (Игровой
комплект «Твёрдые согласные звуки»)
Парные звонкие и глухие звуки и буквы. Место звука в слове. (Игровой комплект
«Звонкий-глухой»)
32

15
16

17
Январь

Февраль

18
19
20
21
22
23
24
25

Март

26
27
28
29

Апрель
30
31
32
33
Май
34
35
36

Звук и буква Б, П, В, Ф. Место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной
букв, чтение слогов слов.
Гласные и согласные звуки. Парные мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.
Повторение букв С-З.

Повторение изученных букв. Место звука в слове, графические навыки: чтение и
печатание слогов, слов. (Пособие «Читаем по слогам – трёхсложные слова»)
Слово. Ударение. Отгадывание загадок. Речевые игры.
Планета РЕЧЬ. От маленького к большому: буква, слог, слово, предложение.
Звук и буква Й: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Звуки и буквы Л и Р. Место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Ребусы. Игры на глагольный словарь.
Звук и буква Ш, Щ: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Звук и буква Ж: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Повторение изученных букв. Буквы – звуки. Первый и последний звук в слове.
«Звуковой паровозик».
Звук и буква Ё: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Звук и буква Ц: место буквы в слове, слоговое чтение, чтение слов, текста.
Игра «Выбери картинку по первому слогу». (-ба, -ец, -ка, -ки, -сы)
Придумывание слов на заданный слог. Ударения.
Звук и буква Я: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова. Чтение слогов, слов.
Звук и буква Ю: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги,
слова. Чтение слогов, слов.
Планета РЕЧЬ. Повторение понятий: звук, буква, слог, слово, предложение.
Составление предложений по схеме, составление схемы предложений.
Мягкие и твёрдые звуки. Звуковой анализ слов. (Логопедическое лото)
Составление рассказа по картинкам с развивающимся сюжетом. Схема
предложения.
Буквы Ч: место буквы в слове, графические навыки: узор, буква, слоги, слова.
Чтение слогов, слов.
Проверочная работа. (Пособие «Читаем предложения», «Читаем рассказ»)
Речевые игры

33

Приложение 3
Определение уровня освоения воспитанниками данной программы
Сводная таблица Диагностическая карта
№
п/п

Фамилия
имя
ребенка

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1
н

№
п/п

Фамилия
имя
ребенка

2
к

н

3
к

4

н

к

5

н

к

н

6
к

7

н

к

8

н

к

н

к

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1
н

2
к

н

3
к

н

4
к

н

5
к

н

6
к

н

7
к

н

8
к

н

9
к

н

10
к

н

к

11
н

к

12
н

к

13
н

к

14
н

к

15
н

к

16
н

к

17
н

к

18
н

к

19
н

к

20
н

к

21
н

к


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».