Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа МАГИЯ СОЛИ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ (Основные характеристики программы)…….3

1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..…3

1.2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………....14

1.3.

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………….....14

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………....16

2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ…….16
2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН………………………………………………………...17
2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ…………………………………….....20
3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………….21

3.1.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ………………....21

3.2.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ…………………………………………....21

3.3.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ……………………………...…….....21

3.4.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ……………………..….22

3.5.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ…………………………………………………….23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…25

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для
детей дошкольного возраста от 2 до 7(8) лет «Магия соли» (далее по тексту
Программа) – учебно-методический документ Муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детского сада № 182 (далее по
тексту МБДОУ) физкультурно-спортивной направленности, разработана в
соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки
качества дополнительного образования детей, направленные письмом
Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г.

№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические

требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов

3

среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года».
9.

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с
социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 182 от 27.06.2017 г. № 2118/46/36.
Программа обеспечивает

вариативность

образовательного маршрута в соответствии с интересами и способностями
воспитанников, направлена на удовлетворение конкретных образовательных
потребностей родителей как заказчиков образовательных услуг.
Актуальность Программы.
В

современном

обществе

проблема

сохранения

и

укрепления

здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций является
актуальной. Это объясняется тем, что в настоящее время предъявляются
высокие требования – сомато-физические, психические и личностные,
их соответствие хронологическому возрасту ребенку. О здоровье можно
говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при
условии

гармоничного

нервно-психического

развития,

высокой

умственной и физической работоспособности.
Вместе с тем результаты научных исследований свидетельствуют: уже
в дошкольном возрасте здоровых детей становится все меньше. Высок
процент физиологической незрелости (более 60%), которая становится
причиной роста функциональных (до 70 %) и хронических (до 50 %)
заболеваний. Более 20 % детей имеют дефицит массы тела. Ведущими

4

среди

функциональных

двигательного

отклонений

аппарата,

являются

сердечно-сосудистой

пищеварения;

среди

хронических

дыхательной,

костно-мышечной,

патологий

нарушения

опорно-

системы,

органов

болезни

нервной,

–

мочеполовой

систем,

а

также

аллергические заболевания. По статистике, в мире ежегодно болеет
каждый второй ребенок ОРЗ, ОРВИ и гриппом.
Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения
в психофизическом

и

речевом

развитии.

Приведенные

результаты

наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые
возникают перед педагогами и из этого следует необходимость воспитания
ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, которое
соответствовало бы социальному запросу общества.
Нетрадиционный

подход

к

решению

проблемы

сохранения

и

укрепления здоровья, всестороннего и гармоничного развитие детей – это
применение в МБДОУ оздоровительной гимнастики в соляной комнате.
Соляная комната – это полноценная имитация природной соляной
пещеры с присущим ей микроклиматом, воссоздающим морской воздух. По
сути, это помещение, стены и пол которого покрыты солью. Кроме того,
воздух в комнате ионизируется специальным прибором. Благодаря этому
искусственно

воспроизводится

микроклимат,

схожий

с

подземными

соляными пещерами. Это способствует лечению бронхиальной астмы и
других заболеваний органов дыхания, заболеваний суставов, да и просто
общее

самочувствие

оздоровительных

улучшает.

функций:

иммуностимулирующее,

она

Соль

выполняет

оказывается

сразу

несколько

противовоспалительное,

противоаллергическое

действие.

Оздоровительный курс в соляной комнате дает эффект на 2–3 года, поэтому в
дальнейшем его использовать можно просто для профилактики.
Введение

федерального

стандарта дошкольного
применению современных

государственного

образования

дает

большие

здоровьесберегающих

5

образовательного
возможности
технологий.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании это –
технологии,

направленные

современного

дошкольного

поддержания

и

процесса

в

на

образования

обогащения

детском

решение

саду:

приоритетной

сохранения,

-задачи

здоровья

задачи

субъектов педагогического

воспитанников,

педагогов

и родителей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это,
прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или
культуры

здоровья

дошкольников.

становление осознанного
человека,

отношения

накопление

Цель

этих

ребёнка

к

знаний о здоровье
его,

компетентности,

дошкольнику

эффективно
поведения,

решать

задачи

задачи,

здорового

связанные

здоровью

обретение
образа

с

и

и развитие

оберегать, поддерживать и сохранять
позволяющей

технологий

–

жизни
умения

валеологической

самостоятельно
жизни

и

и безопасного

оказанием

элементарной

медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Возрастные и психологические особенности детей
Занятия

проводятся

с

детьми

раннего,

младшего,

среднего,

старшего дошкольного возраста.
от 2 до 3 лет
На

третьем

Продолжают

году

жизни

развиваться

дети

предметная

сотрудничество ребенка и взрослого;
речь,

начальные

действенное

становятся

самостоятельнее.

деятельность,

совершенствуются

деловое
восприятие,

формы произвольного поведения, игры, наглядно-

мышление,

в

конце года появляются основы наглядно-

образного мышления. Развитие предметной деятельности

связано

усвоением

предметами.

культурных

способов

различными

с

Совершенствуются соотносящие и орудийные действия. Умение выполнять
орудийные

действия

развивает

произвольность,

преобразуя

натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой

6

взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта
для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность
ребенка. В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности
продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и
приобретает самостоятельное
осваивать
словесные

значение.

названия окружающих
просьбы

окружения.

предметов,

продолжают

учатся

выполнять

взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего

Количество

Совершенствуется

Дети

понимаемых слов

регуляция

поведения

в

значительно

возрастает.

результате

обращения

взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию,
но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К концу
третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со
сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный
характер,

главное

в

ней

—

действия,

которые

совершаются

с

игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего
года жизни широко используются действия с предметами-заместителями. На
третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки.
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят
их с большими искажениями. Для детей этого возраста характерна
неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний
от

ситуации.

сверстников.
произвольность

Дети
Однако

легко
в

поведения.

заражаются

этот

период

Она

эмоциональным
начинает

состоянием

складываться

и

обусловлена развитием орудийных

действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают
формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с
именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок
осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него
формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных
проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и

7

др.
от 3 до 4 лет
В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы
семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый
становится

для ребенка не только членом семьи, но и носителем

определенной общественной функции.

Желание

такую же функцию приводит к противоречию
возможностями.

Это

ребенка
с

выполнять

его

реальными

противоречие разрешается через развитие игры,

которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами заместителями.
Продолжительность
ограничиваются
неразвернутыми

игры

игрой

с

сюжетами.

небольшая.

Младшие

одной-двумя

ролями

Игры

с

правилами

в

дошкольники
и

простыми,

этом

возрасте

только начинают формироваться. Изобразительная деятельность ребенка
зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только
начинают формироваться. В младшем дошкольном возрасте развивается
перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов
индивидуальных
эталонам

—

единиц

восприятия,

культурно-выработанным

переходят

к

средствам

восприятия.

—

сенсорным
К

концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и
более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать
предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского
сада, а при определенной организации образовательного процесса — и в
помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание.
По просьбе взрослого дети могут напомнить 3–4 слова и 5–6 названий
предметов. К концу младшего дошкольного возраста они

способны

запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает
развиваться

наглядно-действенное
8

мышление.

При

этом

преобразования

ситуаций

основе целенаправленных
Дошкольники способны

в

ряде

проб

с

между предметами.

начинает

развиваться

проявляется

в

учетом

становить

отношения

когда

осуществляются
желаемого

некоторые

В

младшем

воображение,

игре,

случаев

В

результате

результата.

скрытые

связи

и

дошкольном

возрасте

особенно

наглядно

которое

одни объекты выступают в качестве

заместителей других. Взаимоотношения детей обусловлены
правилами.

на

нормами

и

целенаправленного воздействия они могут

усвоить относительно большое количество норм, которые выступают
основанием для оценки собственных действий и действий других
Взаимоотношения
Они

скорее

детей
играют

ярко

проявляются

рядом,

чем

в

детей.

игровой деятельности.

активно

вступают

во

взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые
избирательные

взаимоотношения.

Конфликты

между

детьми

возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка
в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя. В
младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов
поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление
поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще
ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения
собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными
указаниями. Начинает

развиваться

самооценка,

при

этом

дети

в

значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает
развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере
выбираемых игрушек и сюжетов.
от 4 до 5 лет
В

игровой

появляются

деятельности

ролевые

детей

взаимодействия.

среднего
Они

дошкольного

указывают

на

возраста
то,

что

дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе
игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не
ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и
9

реальных

взаимодействий

изобразительная

деятельность.

детализированным.
включать

детей.

Рисунок

Усложняется

деталей.

5–6

Значительное

развитие

становится

конструирование.

Двигательная

сфера

получает

предметным

Постройки

и

могут

ребенка характеризуется

позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются
ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем
младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через
небольшие

преграды.

Усложняются

среднего дошкольного
развитым.

Дети

возраста

способны

игры

восприятие

упорядочить

с

мячом.

детей

К

концу

становится

группы

более

предметов

по

сенсорному признаку

— величине, цвету; выделить такие параметры,

как

и

высота,

длина

ширина.

Совершенствуется

ориентация

в

пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают

до

названий

произвольное

предметов.

Начинает

складываться

7–

8

запоминание. Начинает развиваться образное мышление.
Продолжает

развиваться

особенности, как

воображение.

оригинальность

Увеличивается

Формируются

и

такие

его

произвольность.

устойчивость внимания. В среднем дошкольном

возрасте улучшается произношение звуков и

дикция.

Речь

становится

предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных,
интонационно
вызывают

выделяют

речь

ритмическая

грамматическая

сторона

тех

или иных персонажей.

структура
речи.

речи,

рифмы.

Дошкольники

Интерес

Развивается
занимаются

словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при
взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с
взрослым становится вне ситуативной. Изменяется содержание общения
ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой
оказывается

ребенок.

Ведущим

становится

познавательный

мотив.

Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть
сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей

10

формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них
оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной
обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой
возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются
избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться
лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна
для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его
детализации.
от 5 до 6 лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры
и

строить

свое

поведение,

придерживаясь

роли.

Игровое

взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию,
и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения
детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные
отношения

и

деятельности

понимать подчиненность позиций в различных видах
взрослых,

одни

роли

становятся

для

них

более

привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать
конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Развивается
изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее
рисования.

Конструктивная

деятельность

активного

может осуществляться на

основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование
в

ходе

совершенствоваться

совместной

деятельности.

восприятие

цвета,

формы

Продолжает
и

величины,

строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют
не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые
оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Однако дети
могут

испытывать

трудности

при

положения объектов, если сталкиваются
и

их

анализе
с

пространственного

несоответствием

формы

пространственного расположения. Это свидетельствует о том,

что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников
11

известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать
несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем
дошкольном возрасте продолжает развиваться

образное

мышление.

Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является
основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей
еще отсутствуют
развиваться

представления

устойчивость,

о классах

объектов.

Продолжают

распределение, переключаемость

внимания.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие
звуки.

Развиваются

фонематический

и

сонорные

слух, интонационная

выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в
повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Богаче
становится

лексика:

Развивается

активно

связная

характеризуются

речь.

распределением

структурированием
изобразительной

используются

игрового

Достижения
ролей

в

пространства;

и

антонимы.

этого

игровой

возраста

деятельности;

дальнейшим

развитием

деятельности, отличающейся высокой продуктивностью;

применением в конструировании обобщенного
образца;

синонимы

усвоением

способа

обследования

обобщенных способов изображения предметов

одинаковой формы.
от 6 до 7 (8) лет
В

сюжетно-ролевых

играх

дети

подготовительной

группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей,

к

школе

отражающие

характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение
ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д. Игровые действия детей становятся
более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается
взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько
центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. Образы из
окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в
изобразительной деятельности, становятся сложнее. К подготовительной к
школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из
12

строительного материала. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные
формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их
нужно специально обучать. Усложняется конструирование из природного
материала. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда
могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Продолжают
развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени
ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться
внимание дошкольников, оно становится произвольным. У дошкольников
продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй,
лексика. Развивается связная речь. Дети начинают активно употреблять
обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем
познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем
успешно учиться в школе.
Группы

формируются

по

одновозрастному

принципу.

Число

детей, одновременно находящихся в группе не более 10 человек.
Режим
проводятся

занятий

–

цикл

состоит

из

10

занятий.

Занятия

подгруппой в течении 30 минут ежедневно. Целесообразно повторять
курс посещения соляной комнаты каждые 6 месяцев.
Объем

Программы

–

общее

количество

учебных

часов,

запланированных на весь период обучения от 10 до 20 занятий в год.
Срок освоения программы – 1
год. Форма обучения – подгрупповая.
Перечень видов занятий – Занятие-игра, совместная деятельность
со

взрослым.

Использование

(пальчиковая гимнастика,
ушей,

головы,

здоровьесберегающих

дыхательная

гимнастика

для

гимнастика,

глаз),

музыкотерапии.

13

методик

самомассаж

релаксации,

носа,

сказкотерапии,

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: повышение уровня здоровья детей дошкольного
возраста

путем

использования

соляной комнате.
решения

здоровьесберегаюших

Поставленная

оздоровительных,

методик

в

цель реализуется в комплексности

образовательных,

развивающих

и

воспитательных задач.
Оздоровительные задачи:
1. Создать условия в МБДОУ для повышения и укрепления здоровья
детей дошкольного возраста путем проведение физкультурно-игровых
мероприятий.
2. Способствовать
устойчивости

детского

укреплению
организма

к

иммунитета

и

повышению

неблагоприятным

воздействиям

окружающей среды.
3. Сохранять и укреплять здоровья детей способом галотерапии через
комплекс игровых занятий.
Образовательные задачи:
1. Формирование жизненно

необходимых

умений

и

навыков

в

соответствии с индивидуальными особенностями.
2. Развитие физических качеств.
3. Получение элементарных знаний о своем организме, способах
укрепления собственного здоровья.
4. Обучение рефлексивным умениям.
Воспитательные задачи:
1. Воспитание потребностей в здоровом образе жизни.
2. Формировать у детей осознанного отношения к своему здоровью.
3. Формирование интереса к систематическим занятиям физическими
упражнениями.

14

1.3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
• Принцип

научности

-

использование

научно-обоснованных

и

апробированных программ, технологий и методик;
• Принцип

доступности

-

использование

здоровьесберегающих

технологий в соответствие с возрастными особенностями воспитанников;
•

Принципа

систематичности

и

постепенности

реализации

оздоровительных, профилактических мероприятий.
• Принцип
индивидуальности
–
предполагает
индивидуальных

учет

особенностей каждого ребенка.
• Принцип

психологической

комфортности

(взаимоотношения

между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности,
поддержки и взаимопомощи).

15

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Использование необычных сочетаний упражнений, игр, гимнастики –
несложный и доступный вид деятельности для ребенка, и одновременно
очень интересный, и увлекательный, несущий оздоровительный эффект как
за счет целебных свойств соли, так и возможностей ее применения в
рамках здоровьесберегающих технологий в МБДОУ.
Дыхательные упражнения

необходимо

поводить

с

разумной

осторожностью – следует практиковать легкие упражнения по смене ритма
дыхания или медленном дыхании только через нос. Не следует заниматься в
соляной комнате упражнениями, сопряженными с любыми нагрузками на
дыхательную систему.
Упражнения релаксации благоприятно сказываются на нервной
системе ребенка. Релаксация детей дошкольного возраста требует особого
взгляда и подхода. Умение расслабиться поможет одним детям снять
напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение.
Расслабление вызывается
приемов.

путем

Каждому дается

специально

название,

это

подобранных
увлекает

игровых

детей.

Они

выполняют расслабляющие упражнения, непросто подражая ведущему,
а

перевоплощаясь,

«Облака»,

входя

«Водопад»,

в заданный

образ

«Воздушные

шарики»,

«Спящий котёнок», «Шишки», «Солнышко и

тучка», «Улыбка», «Солнечный зайчик», «Бабочка», «Озорные щечки», «Рот
на замочке», «Любопытная Варвара».
Гимнастика

для

глаз

Упражнения

выполняются

всеми

детьми. Гимнастика для глаз укрепляет глазные мышцы, снимает с них
напряжение,

активизирует

кровообращение

глаз,

способствует

поступлению в ткани кислорода, оказывает комплексное укрепляющее и
тонизирующее действие. Рекомендуется
материал,

показ

использовать

наглядный

педагога. Используемые упражнения «Кошка»,

«Снежинки», «Мостик», «Елка», «Лучик солнца»,

16

«Стрекоза»,

Ежик»,

«Жук», «Ветер», «Белка», «Заяц», «Автобус», «Солнечный

зайчик»,

«Чудеса», «Бабочка», «Пчела», «Радуга», «Спал цветок», «Волшебный
сон», «Птицы на дворе», «Отдыхалочка», «Рыбка», «Сорока», «Ослик».
Пальчиковая
направлен на

гимнастика.

укрепление мышечного

к письму, профилактику
развития
обучаются

Комплекс

тонуса

в

игр

руки,

заболеваний

воображения, внимания.
дети

таких

упражнений

подготовку руки

органов
Основные

и

дыхания,

движения,

которым

процессе упражнений: Сжимание кисти в кулак и

разжимание; Вращательные движения указательными пальцами; Потирание
ладони о ладонь; Соединение пальцев каждой руки в щепоть; Удержание
кисти и пальцев рук в виде ковша.
Используемые

пальчиковые

игры и

упражнения:

«Паучок»

сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, раставил лапки – и
молчок»; «Солим суп» - «Мы сегодня повара, суп солить давно пора»;
«Хлопки» - похлопать ладонями: «Хлопайте ладошки соляные крошки,
крепко прижимайте, быстро убегайте»; Цыплята» - пальцы обеих рук
соединены щепотью и постукивают о поверхность: «Травку дружно мы
клюем, червяка сейчас найдем».
2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Структура занятий
1. Вводная часть. Цель: настроить группу на работу, установить
эмоциональный контакт между всеми участниками группы. Основные
процедуры: приветствие, небольшие игры на внимание, сплочение группы.
Используются ритуалы-вхождения в занятие.
2. Основная часть. Выполняются основные учебные задачи с помощью
разнообразных развивающих игр
• Пальчиковая

гимнастика;

• Дыхательная гимнастика;
• Игры и игровые упражнения
• Музыкотерапия

или

сказкотерапия
17

• Релаксационные упражнения
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Занятия
1 занятие

2 занятие

3 занятие

4 занятие

5 занятие

6 занятие

Содержание
Дети адаптируются.
Упражнения на расслабление
(релаксация) организма
ребёнка.
Пальчиковые игры
Дыхательная гимнастика.
Самостоятельная игровая
деятельность
Дети адаптируются.
Игры на эмоциональный
настрой Пальчиковые игры.
Динамические паузы (массаж
носа, ушей). Дыхательная
гимнастика. Самостоятельная
деятельность
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Пальчиковые
игры.
Гимнастика для глаз.
Упражнение на расслабление.
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Самомассаж лица.
Игровой массаж спины.
Пальчиковые игры. Слушание
музыки.
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Самомассаж ушей,
головы, рук и ног. Слушание
или чтения сказки. Словесные
игры.
Упражнение на расслабление.
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Пальчиковая
гимнастика Гимнастика для
глаз
Упражнение на расслабление.

18

Длительность
20 минут

20 минут

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

7 занятие

Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Пальчиковая
гимнастика.
Музыкотерапия
(П.И.Чайковский – времена
года), звуки природы и т.д.
Упражнение на расслабление
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика.
Пальчиковые игры.
Гимнастика для глаз.
Упражнение на расслабление.
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Пальчиковая
гимнастика Гимнастика для
глаз
Упражнение на расслабление.
Игры на эмоциональный
настрой. Дыхательная
гимнастика. Самомассаж ушей,
головы, рук и ног. Гимнастика
для глаз.
Словесные игры. Упражнение
на расслабление

8 занятие

9 занятие

10 занятие

ИТОГО

30 минут

30 минут

30 минут

30 минут

5 часов

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии:
динамические

паузы

(гимнастика

для

глаз,

носа,

ушей,

языка),

психогимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, музыкотерапия, звуко
терапия (поём гласные звуки и ладошкой хлопаем по грудной клетке),
сказкотерапия, ортопедическая гимнастика, массаж (ушей, головы, рук, ног),
словесные игры в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на
здоровый образ жизни. Вдыхание такого солёного воздуха и оказывает
лечебный эффект на организм не только ребёнка, но и взрослого человека.
Таким

образом,

соляная

комната

является

современным

немедикаментозным методом оздоровления и реабилитации детей.
19

эффектом

20

2.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Повышение общего эмоционального состояния детей.
2. Снижение заболеваемости ОРВИ и гриппом в разные сезонные
периоды.
3. Укрепление иммунитета и повышение устойчивости детского
организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
4. Улучшение состояния здоровья детей.
5. Уменьшения количества часто болеющих детей.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-педагогические условия Программы
3.1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Соляная комната оборудуется блоками из соли, которые покрывают
все поверхности помещения.
Соль является природным источником большого количества микро
и макроэлементов,
детского и

необходимых

взрослого

для

организма.

нормальной

Благодаря

жизнедеятельности

постоянным

процессам

высвобождения ионов йода, кальция, серебра, натрия, воздух в соляной
пещере насыщается полезными элементами, увеличивающими скорость
обменных процессов.
Предметно–пространственная среда

соляной

комнаты

оснащена

следующим игровым оборудованием:
Стол – 1 шт;
Стулья – 10 шт.
Музыкальный центр – 1 шт;
Диски
3.2. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
По программе могут работать педагог-психолог, инструктор по
физической культуре,

учитель-логопед,

воспитатель,

имеющий представления

о содержании базовых понятий проблемы,

основах здорового образа жизни и владеющий
технологией

условий

формирования

у

педагогической

дошкольников

здорового

образа жизни.
№

ФИО

Дата

п/п

работника

рождения

1

Кончикова 23.01.1969
Вера
Николаевна

Стаж
работы

31

Образование

Квалификационная
категория

1.Автономная
некоммерческая
организация
дополнительного

22

1 КК

профессионального
образования «Уральский
региональный учебный
центр
«Новатор»
переподготовка
по
программе
дополнительного
профессионального
образования «Физическая
культура в дошкольных
образовательных
учреждениях», 27.11.2020
2. АНО ДПО «Смарт
Эдьюкейшн»
(Умное
образование)
по
программе: «Педагогика
дополнительного
образования
и
инновационные подходы
к организации учебного
процесса», 29.01.2021

3.3. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Игры, упражнения, комплексы гимнастик:
• Упражнения на расслабление (релаксация) организма
ребёнка; • Пальчиковые игры;
• Дыхательная гимнастика;
• Игры на эмоциональный
настрой; • Динамические паузы;
• Гимнастика для глаз;
• Самомассаж;
• Словесные игры;
• Диски с классической музыкой (звуки природы, сказки).

3.4.
Для

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
организации

используется алгоритм

детей

в

соляной

мероприятий

23

комнате

детской

разработан

активности,

и

который

учитывает правила проведения
комнате,

занятий

в

соляной

особенности возрастной, индивидуальной и оздоровительной

направленности.
Правила посещения соляной комнаты:
• Перед началом курса в соляной комнате необходима консультация
врача.
• Рекомендовано ежедневное посещение соляной комнаты в течение 10
дней длительностью до 30 минут. Такое количество процедур оказывает
мощное и безопасное воздействие, необходимое для восстановления
системной биологической защиты.
• Между сеансами осуществляется перерыв в течение 30 минут.
• Целесообразно повторять курс посещения соляной комнаты
каждые 6 месяцев.
• Для соблюдения в комнате гигиены и поддержания гипоаллергенной и
без бактериальной среды детям следует надевать бахилы или сменную обувь,
или менять носочки, а так же чистую хлопчатобумажную одежду.
• Взрослые посещают комнату в тапочках или в бахилах.
• Принимать процедуру нужно в расслабленном состоянии, вести себя
тихо, не мешать другим.
• Аудио сопровождение – расслабляющая музыка, звуки природы
можно поставить детям какую-нибудь известную сказку или просто
чтение интересной книги.
Противопоказания к посещению соляной комнаты:
Противопоказания к соляной комнате немного, но учитывать их
необходимо, так как посещение соляных комнат при наличии хронических и
инфекционных заболеваний, особенно в период обострения или рецидива,
только усугубят положение. Кроме того, надо важно знать о возможности
индивидуальной непереносимости солевого аэрозоля.
К основным противопоказаниям соляной комнаты

24

относятся:
• активная стадия туберкулеза;
• злокачественные новообразования;
• инфекции до окончания изоляционного срока;
• заболевания с осложнениями в виде серьезных
нагноений;
• период обострения болезней крови;
• кровотечения любого происхождения;
• психические заболевания различной степени тяжести.
3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Ранний
возраст
(2 года)

Младший возраст
(3-5 лет)

Старший
возраст
(5-7 лет)

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние каникулы

01 октября
30 мая

02 сентября
30 мая

02 сентября
30 мая

29 декабря –
8 января
01 июня – 31
августа
36 недель

29 декабря – 8
января
01 июня – 31
августа
36 недель

29 декабря –
8января
01 июня – 31
августа
36 недель

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

10

10

10

Летние каникулы
Продолжительность
учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Курс занятий

3.6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Контроль за реализацией программы осуществляет медицинская сестра и
заместитель заведующего, результаты обсуждаются на оперативных
совещаниях, медико-педагогическом консилиуме МБДОУ, педагогическом

25

совете.
Критерии эффективности
При оценке эффективности Программы с целью получения полной
объективной информации о состоянии здоровья воспитанников проводится
мониторинг здоровья воспитанников.
Мониторинг здоровья проводится в конце учебного года на основе
показателей:
−

процент

воспитанников,

болевших

острыми

респираторными

вирусными инфекциями и острыми респираторными заболеваниями, болезни
органов дыхания;
− индекс здоровья (%);
− процента часто болеющих детей;
− процент детей, стоящих на учёте у специалистов;
− процент распределения детей по группам здоровья.

26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального
напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных
учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
3. Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая
оздоровительная работа.//Дошкольное воспитание. - №4. - 2003. - С.4
4. Зимонина В.Н. Расту здоровым. М., 1997
5. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика
оздоровления (дошкольный возраст). М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000
6. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: Аркти, 1997
7. Методические указания. Галотерапия для лечения аллергии у детей.
8. Хан М.А. "Применение управляемого микроклимата галокамеры
в лечении профилактике заболеваний органов дыхания у детей»
9. Червинская А.В. "Роль гало терапии в программах укрепления
здоровья детей"

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».