СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………….…....3
1.1. Пояснительная записка…………………………..……………………………...............3
1.2. Цель и задачи Программы……………………..…………………………………….….4
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………………..…......5
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
дошкольного возраста…………..………………………………………………………….…6
1.5. Планируемые результаты освоения Программы………………………………….........8
1.6. Развивающее оценивание качества Программы…………………………………….….10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….….….11
2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы.11
2.2. Описание образовательной деятельности……………………………………………….13
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………......14
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………....16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………..………………………...17
3.1. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания…………………………..……………………………………………………….…17
3.2. Описание материально-технического обеспечения программы……………………….17
3.3. Кадровое обеспечение…………………………..………………………………………...18
3.4. Распорядок дня………………………………..……………………………………….…..18
3.5. Календарный учебный график…………………………..……………………………..…19
3.6. Учебный план…………………………………..………………………………………….20
3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………20
ПРИЛОЖЕНИЯ ……….……….…………………………………………………………........22
Приложение 1. Календарно-тематический план по возрастам……………………...……....22
2
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Творческая мастерская» (далее по тексту
Программа) – учебно-методический документ Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ)
художественной направленности, разработана в соответствии с требованиями в
образовании, отраженными в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г.
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной
услуги
в социальной
сфере
«Реализация
дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 182 от 27.06.2017 г. № 2118/46/36.
Данная Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования
и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Актуальность Программы.
Современное общество глубоко заинтересовано в художественно-эстетическом
воспитании подрастающего поколения. Художественно- эстетическое воспитание
является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой и гармоничной
личности. Начавшись в дошкольном возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в
развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях,
постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность,
выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать
художественные произведения. В связи с этим значение изобразительного искусства
понимается в настоящее время как важнейший аспект эстетического воспитания детей.
3
Программа предназначена для детей дошкольного возраста, направлена на развитие
интереса к искусству, приобщение детей к художественному творчеству. Содержание
программы расширяет знания воспитанников о видах и жанрах изобразительного
искусства формирует у ребенка качества, отвечающие представлениям об истинной
человечности, о доброте, о культурной полноценности в восприятии мира. Искусство
способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов
поведения». Эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства
предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным
средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира.
Актуальность программы обусловлена тем, что желание творить – внутренняя
потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной
искренностью. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом. В процессе рисования происходит
живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус,
наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер.
Отличительная особенность данной Программы заключается в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного
материала по изобразительному искусству. Каждое занятие направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной,
познавательной и творческой работе.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности
по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой
для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных
операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают
возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной,
познавательной, учебной).
Программа составлена с учетом методических рекомендаций авторской
«Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2 - 7 лет «Цветные
ладошки» Лыковой И.А.; Общеобразовательной программы дошкольного образования
МБДОУ детский сад № 182.
Программа адресована детям от 3 до 7 (8) лет. Для обучения принимаются все
желающие. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста
необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи,
так и в условиях МБДОУ (группы).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для формирования всесторонне
интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на
интегрированный подход; содействие развитию инициативы, выдумки и творчества детей
в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества
взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
1.2.
Образовательные задачи:
1) Создать условия для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
2) Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать
с ними.
3) Познакомить детей с универсальным «языком» искусства - средствами
художественно-образной выразительности.
4) Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для
них интересно или эмоционально значимо.
4
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
2) Воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству, положительного
отношения к окружающему.
3) Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную
отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное
сопереживание.
4) Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания, стремлению к самостоятельности, опрятности, аккуратности,
бережному отношение к вещам, навыкам культуры поведения.
Развивающие задачи:
1)
Совершенствовать художественно-эстетическое восприятие, художественноэстетические способности, продолжать осваивать язык изобразительного искусства и
художественной деятельности.
2) Развивать эмоционально-эстетические, творческие и познавательные способности.
3) Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности –
рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам).
4) Развивать продуктивные виды деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
конструктивно-модельная деятельность):
− формировать умения, связанные с художественно-образным отражением предметов и
явлений в различных видах изобразительной деятельности;
− учить детей создавать многофигурные сюжетные композиции (в рисовании, лепке,
аппликации);
− учить создавать декоративные композиции (в рисовании, лепке, аппликации);
− учить самостоятельно, находить приёмы изображения при интеграции видов
изобразительной деятельности и художественного труда;
− поддерживать стремление комбинировать знакомые техники, помогать осваивать
новые, по собственной инициативе объединять разные способы изображения.
5) Способствовать развитию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной):
− реализовывать творческие замыслы, свободно и умело сочетать разные
художественные техники;
− отражать
литературный
опыт
в самостоятельной
художественноэстетической деятельности;
− прогнозировать возможные действия персонажей, место действия, развитие сюжета.
1.3.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип полифоничности: включение произведений различных эпох, стилей и
направлений в качестве стимулирующего материала в педагогический процесс,
направленный на развитие детского художественного творчества.
Принцип ценности и самоценности. Детские работы уникальны и оригинальны,
они обладают определенной ценностью для самого ребенка и для его близких. Сам
процесс детского творчества тоже ценен, поскольку позволяет взрослым видеть
внутренний мир детей, узнать об их впечатлениях, переживаниях, проблемах и об их
отношении к окружающему миру.
Принцип
системности
и
преемственности.
В процессе
овладения
художественными эталонами дети получают и накапливают знания, умения, навыки,
впечатлениях, переживаниях, и важно, чтобы это не представляло хаотичный набор, а
носило системный характер.
5
Принцип синкретичности. В рамках одного образовательного комплекса дети
могут заниматься разными видами художественного творчества. В процессе выполнения
одной работы ребенок использует разные техники и приемы.
Принцип
природосообразности.
Педагогические
технологии
должны
соответствовать возрасту детей, уровню их творческого развития, этапу обучения и
изучаемым темам. Этот принцип связан с принципом синсетивности, который
предполагает учет особенностей каждого возрастного этапа, чтобы при освоении
художественных эталоном была наибольшая восприимчивость.
Принцип
индивидуальности.
Осуществление
индивидуальнодифференцированного подхода к развитию детского художественного творчества,
который заключается в подборе разноуровневых заданий, соотносимых с возможностями,
способностями и половой принадлежностью детей.
Принцип вариативности. Использование в качестве дидактических единиц
разнообразного стимулирующего материала (репродукции, эскизы, схемы, таблицы и др.).
Необходимо давать детям свободу выбора и возможность варьирования материалов,
художественных эталонов и содержания работы. На этом принципе должна быть основана
и деятельность педагога, который по предлагаемому алгоритму и методическим
разработкам может составлять свой модуль образовательного процесса с учетом исходных
педагогических условий.
Принцип перспективности. Целесообразность освоения детьми программы
посредством разнообразных образовательных комплексов, учитывающих степень
сложности, уровень общего и творческого развития воспитанников. Перспективность
заключается еще в том, что материал, осваиваемый детьми не только актуален в
настоящем, но и предполагает дальнейшее его активное использование, поскольку
образовательные комплексы построены по принципу усложнения.
Принцип содеятельности и сотворчества. Необходима совместная творческая
деятельность детей друг с другом, с педагогом и родителями. В совместном творчестве
дети учатся учитывать мнение других, оказывать другим помощь в сложных ситуациях. В
совместной деятельности и творчестве становится возможным проведение коррекционных
мероприятий, направленных на отработку отдельных приемов.
Принцип мобильности. Можно менять образовательный комплекс, темп, характер,
форму организации детей, дидактический материал.
Принцип толерантности. Требуется воспитывать у детей уважение к традициям
других культур, народов, наций, знакомить их с мировым изобразительным и
монументально-декоративным искусством.
ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.4.
от 3 до 4 лет
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 3-4
года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны,
схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки
могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже
могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом возрасте имеет
лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые предметы. В 3-4
года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами,
апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок способен выкладывать и
наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 24 основных частей.
от 4 до 5 лет
6
В художественной и продуктивной деятельности дети эмоционально откликаются на
художественные произведения, произведения музыкального и изобразительного искусства,
в которых с помощью образных средств переданы различные эмоциональные состояния
людей. Обнаруживается разница в предпочтениях, связанных с художественноэстетической деятельностью, у мальчиков и девочек. Важным показателем развития
ребенка дошкольника является изобразительная деятельность. К 4 годам круг
изображаемых предметов довольно широк. В рисунках появляются детали. Замысел
детского рисунка может меняться по ходу изображения. Дети владеют простейшими
техническими умениями и навыками. Могут своевременно насыщать ворс кисти краской,
промывать кисть по окончании работы, смешивать на палитре краски. Начинают
использовать цвет для украшения рисунка. Могут раскатывать пластические материалы
круговыми и прямыми движениями ладоней рук, соединять готовые части друг с другом,
украшать вылепленные предметы, используя стеку и путем вдавливая. Конструирование
начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую
конструкцию и осуществляют поиск способов ее исполнения. Могут изготавливать
поделки из бумаги, природного материала. Начинают овладевать техникой работы с
ножницами. Составляют композиции из готовых и самостоятельно вырезанных простых
форм. Изменяется композиция рисунков: от хаотичного расположения штрихов, мазков,
форм дети переходят к фризовой композиции –располагают предметы ритмично в ряд,
повторяя изображения по несколько раз.
от 5 до 6 лет
В продуктивной деятельности дети могут изобразить задуманное (замысел ведет за
собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники
художественного творчества. Могут проводит узкие и широкие линии (концом кисти и
плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску
на палитре для получения светлых, темных тонов и новых оттенков, разбеливать основной
тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую.
Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут
вырезать круги из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в
другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и
маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных
предметов или декоративные композиции.
от 6 до 7 (8) лет
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут
целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от
своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что
вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет,
узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных
предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям.
Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные
признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. В рисовании дети могут создавать
цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью по «сырому» и
«сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как
средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в
рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения. В аппликации
осваивают приемы вырезания одинаковых фигур или деталей из бумаги, сложенной
пополам, гармошкой. У них проявляется чувство цвета при выборе бумаги разных
оттенков. Используя в аппликации природный материал, дошкольники создают фигурки
людей, животных, героев литературных произведений. Наиболее важным достижением
7
детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой,
линейной, центральной) с Учетом пространственных отношений, в соответствии с
сюжетом и собственным замыслом. Дети могут создавать многофигурные сюжетные
композиции, располагая предметы ближе, дальше. Проявляют интерес к коллективным
работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще
нужна. Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как
релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития
условный план действия воплощается в элементах образного мышления,
воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы
символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные
способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека:
смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий;
самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. В отличие от
ребенка раннего возраста, который способен лишь к элементарному различению таких
сфер действительности, как природный и рукотворный мир, "другие люди" и "Я сам", к
концу дошкольного возраста формируются представления о различных сторонах каждой из
этих сфер. Зарождается оценка и самооценка.
1.5.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
− ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
− ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
− ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности,
− ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
− у ребёнка развита крупная и мелкая моторика, может контролировать свои
движения и управлять ими;
− ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми
и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
− ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь
на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Согласно пункта 3.2.3. ФГОС дошкольного образования «…при реализации
8
Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка
производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения
его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Планируемые результаты
В результате реализации данной программы ребенок 3 - 5 лет:
− Различает произведения
изобразительного
искусства
(живопись,
книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура).
− Выделяет выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет,
колорит, композиция).
− Знает особенности изобразительных материалов.
− Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные
изображения.
−
Использует
разнообразные
композиционные
решения,
изобразительные материалы.
− Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
− Выполняет узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
К семи годам дети:
−
Научатся различным приемам работы с бумагой;
−
научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы
изделий;
− будут создавать композиции с изделиями;
− разовьют
внимание,
память,
мышление,
пространственное
воображение;
− разовьют мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус,
творческие способности и фантазию;
− реализуют творческие способности и потребности средствами бумаги;
− улучшат свои коммуникативные способности и навыки работы в коллективе;
− повысится уровень развития творческих способностей.
− расширится и обогатится художественный опыт.
− сформируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль, самооценка,
обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
− овладеют простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т.п.).
− сформируются навыки трудовой деятельности.
9
1.6. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ
Мониторинг результатов освоения Программы
Для продуктивной работы с детьми необходим постоянный контроль над их знаниями
и умениями, над тем, как хорошо они усваивают предложенный материал, как используют
свои навыки в дальнейшем. Для выявления недостатков, достоинств детского творчества и
работа над ним, после каждого занятия необходимо производить маленький просмотр детских
рисунков. Кроме того, в этом просмотре должны учувствовать и сами маленькие художники.
Продумывая, что сказать о выбранном им изображении, ребёнок выделяет и осознаёт
понравившиеся ему качества рисунка, лучше запоминает их и может по-своему использовать
в дальнейшем.
Предполагается проведение диагностики в начале и в конце учебного года. Оценку
уровня продуктивной деятельности следует давать исходя из следующих показателей:
1)
эмоциональное восприятие ребенком предметов изобразительного искусства;
2)
технические навыки и изобразительные способности;
3)
воображение и творческие способности.
По этим показателям определяются уровни развития продуктивной деятельности
ребенка: низкий, средний, высокий, т.к. в этом возрасте технические навыки и творческие
способности находятся в стадии формирования.
Механизм определения уровней:
за каждый показатель низкого уровня – 1 балл; среднего – 2 балла; высокого уровня – 3
балла.
от 6 до 8 баллов – низкий уровень.
от 9 до 12 баллов – средний уровень.
от 13 до 15 баллов – высокий уровень.
Формы проведения итогов реализации Программы:
•
Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
•
Тематические выставки в МБДОУ;
•
Участие в городских выставках и конкурсах в течение года;
•
Творческий отчет педагога – руководителя мастерской;
•
Оформление эстетической развивающей среды.
10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И
СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в рамках занятий по дополнительному образованию с детьми с
3 до 7 (8) лет, желающими заниматься и имеющими индивидуальные возможности
усвоить больше, чем предложено базовыми программными задачами.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденным постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября
2020. Занятия по данной программе проводятся два раза в неделю, во второй половине
дня.
Продолжительность занятий по дополнительному образованию составляет не более 30
минут. В середине времени, отведенного на занятия, проводится физкультминутка.
Количество детей, посещающих занятия по дополнительному образованию – 10 -15.
Количество учебных часов в году в каждой возрастной группе – 68. Предполагаемый
срок реализации дополнительной общеразвивающей программы – 1 год.
Занятие состоит из нескольких этапов:
– объявление цели и задач занятия;
– объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
– физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
– повторение последовательности выполнения работы;
– самостоятельная работа детей;
– физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
– продолжение работы;
– подведение итогов.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что в ней представлены:
− новая педагогическая
стратегия
– взаимосвязь
познавательной
и
продуктивной деятельности дошкольников;
− единое творческое пространство – система развивающих мероприятий по рисованию,
лепке, аппликации на основе планирования;
− полное обеспечение
педагогической
технологии
современными
пособиями – учебными, наглядно-методическими и практическими.
Первостепенное значение имеет опора на детское художественное творчество,
творческое раскрытие детской личности в разнообразных формах и видах художественной
деятельности. Методика работы по программе построена на широком использовании
игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей игровой
ситуации побуждать их к самостоятельной передаче изобразительных образов. В
организованных мероприятиях чередуются различные виды деятельности и различные
способы восприятия изобразительного искусства (рассматривание, слушание,
искусствоведческие беседы, выполнение творческих заданий). Содержание данной
программы насыщено, интересно, эмоционально значимо для дошкольников,
разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в
реализации своих художественных желаний и возможностей.
Последовательность мероприятий непрерывной образовательной деятельности и
количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и
результатов наблюдений педагога.
Форма деятельности – совместная деятельность взрослого с детьми дошкольного
возраста. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на
эстетическое развитие, строится в МБДОУ в трех направлениях:
• специально организованное обучение;
2.1.
11
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на
каждом занятии после объяснения теоретического материала. Созданию творческой
атмосферы на занятиях способствует итоговый просмотр и обсуждение выполненных
изделий.
Работа по программе предусматривает образовательную деятельность детей по
рисованию, лепке, конструированию из бумаги, природного и бросового материала,
аппликации из листьев, ткани, бумаги, бросового материала. Эта работа способствует
развитию координации движений, внимания, памяти, воображения, фантазии. Дети
неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания,
настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть
образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых
изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания
окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Работа по
данной программе подразумевает созидательный творческий процесс педагога и детей при
помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что
и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии,
творчества, самостоятельности. Процесс обучения строится на единстве активных и
увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения
знаний, законов и правил художественного творчества у дошкольников развиваются
творческие начала.
На занятиях используются различные методы обучения:
– наглядный (рассматривание образца, рисунка, иллюстраций, картин и т.д.);
– объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала, рассказ, показ способа действий, движений, беседа, сказка и
др.);
– исследовательский (исследование образца различными анализаторами);
– практический (показ схемы последовательности и выполнения работы);
– проблемно-поисковый (рассуждение, воображение, опыты, принятие решений,
анализ продукта деятельности и др.), педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет
пути её решения;
– эвристический (проблема формируется детьми, ими и предлагается способ её
решения).
Методы эстетического воспитания:
• метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения
даром сопереживания;
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире;
• метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит,
линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны
быть самоценны, как чистый эстетический факт»);
• метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей
к художественной культуре);
• метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
• метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих
интерес к художественной деятельности;
12
• метод эвристических и поисковых ситуаций.
Приемы: беседа, рассказ воспитателя, использование художественного слова,
объяснение, игра, упражнения, наблюдение, рассматривание, показ образца, показ
способов выполнения, эксперименты, совместный анализ выполненной работы,
похвала, одобрение, благодарность, поощрение, конкурсы, выставки.
Для успешной реализации программы предусматривается взаимодействие с
родителями (законными представителями) ребенка. Использование разнообразных форм
работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности.
Сотрудничество с семьей строится по следующим направлениям: вовлечение семьи в
образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением через различные
формы: проектно-исследовательская деятельность, конкурсы, дни открытых дверей,
праздники, развлечения и т.д. организация выставок - конкурсов, поделки для которых
изготавливаются совместно родителями и детьми; привлечение родителей к участию в
праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов; повышение психологопедагогической культуры родителей через родительские собрания, конференции,
консультации, мастер-классы. информационное обеспечение родителей через
родительские уголки, папки - передвижки, выпуски информационных листов, буклетов
для родителей (законны представителей).
2.2.
ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Направления развития
Содержание образовательной деятельности
1. Теоретическая подготовка
Беседа перед занятием; беседа непосредственно во
время проведения занятий; разъяснение теоретического
материала.
2. Нетрадиционные техники
Развивающее воздействие нетрадиционных техник на
творческий потенциал ребенка заключается в том, что
эти техники не только интересны как игровые
манипуляции, но и предоставляют ребенку условия для
расширения способов изображения.
Набираем краску на палочку и точками украшаем
изображение на листе бумаги;
Ватными дисками можно рисовать, сложив их пополам,
в четверть или целым;
Простой способ рисования : на отпечатываемую
поверхность наносится краска и ставится на лист бумаги
отпечаток. ( Используют: цветы, ракушки, фрукты,
овощи).
Кусочек поролона зажимаем бельевой прищепкой,
опускаем в краску и наносим отпечатки, которые
создают фактурность предмета. Ими рисуют мех
животных, пушистые грозди цветов, облака, кроны
деревьев.
Понадобится зубная щетка и расческа. На щетку берем
немного краски и разбрызгиваем с помощью расчески.
Над листом бумаги водим щеткой по расческе. Можно
наносить краски разных цветов, получится очень
красиво.
Цветными восковыми карандашами или восковыми
мелками наносим рисунок на лист бумаги. Затем
декоративного рисования:
– Рисование ватными
палочками;
– Рисование ватными
дисками;
– Рисование отпечатками;
– Рисование губкой или
кусочком поролона;
– Рисование набрызгом;
– Рисование восковыми
мелками.
13
3. Пластилинография
4. Изготовление
аппликационных работ,
бумагопластика
5. Поделки из природного
материала
6. Поделки из бросового
материала
покрываем одним или несколькими слоями акварели.
Получается необычный и яркий рисунок. (Можно
рисовать звезды, цветы).
Представляет собой создание лепных картин с
изображением более или менее выпуклых,
полуобъёмных объектов на горизонтальной
поверхности. Основной материал — пластилин.
Возможно использование комбинированных техник.
Например, декорирование поверхности бисером,
семенами растений, природным материалом.
Направлено на сенсорное развитие, для передачи
формы, величины, цвета, расположение в пространстве,
умение анализировать форму предмета и изображения.
Готовит детей к восприятию различных конструкций
предметов, самостоятельному выполнению действий в
определенном порядке: обучение умениям
целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать
их между собой, делить предметы на части, находить
основные детали, от которых зависит расположение
других частей, делить части на составляющие детали,
анализировать условия практической задачи для
получения конечного результата; ознакомление с
правилами безопасной работы с ручными
инструментами; воспитание трудолюбия, аккуратности,
умения проявлять фантазию, творческое отношение к
работе.
Природный материал – это самый доступный и
интересный материал для детского творчества. В
осенний период все детские образовательные
учреждения мастерят из шишек, листьев, желудей,
палочек, веточек, коры, цветов, плодов и семян
маленькие и большие шедевры.
Практическая работа с разнообразным бросовым
материалом побуждает детей к творчеству,
предусматривает развитие навыков ручного труда,
конструирования, знакомит с примами работы
различными инструментами, учит осторожному
обращению с ними, способствует развитию
координации движений пальцев, развивает мелкую
моторику пальцев, воспитывает усидчивость и
самостоятельностьРаботая с разными материалами, дети
знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой,
приобретают трудовые навыки и умения, учатся
мыслить.
2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ
В развитии детской инициативы педагог обращает внимание на следующие задачи:
• создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
14
• постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно.
Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности,
творчества, поиска новых подходов;
• ориентировать дошкольников на получение хорошего результата. Необходимо
своевременно обратить особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
• поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к
наблюдению, сравнению;
• проявлять внимание к вопросам детей, побуждать и поощрять их познавательную
активность, создавая ситуации самостоятельного поиска решения возникающих проблем;
• поддерживать стремление к положительным поступкам, способствовать становлению
положительной самооценки, которой ребенок начинает дорожить;
• создавать ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения,
внимания к окружающим;
• создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения,
развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до
конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений;
• создавать детские объединения внутри групп, консультирования, т.е. шефство
старших воспитанников имеющих более высокий уровень над младшими.
3-5 лет
Приоритетная сфера инициативы – вне ситуативно-личностное общение
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• создать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере
проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и
теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
• уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
• при необходимости помогать детям в решении проблем организации деятельности;
• создать условия и выделять время для самостоятельной познавательной деятельности
детей по интересам.
5-7 (8) лет
Приоритетная сфера инициативы – научение
Деятельность педагога по поддержке детской инициативы:
• вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным
признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования
продукта;
• спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов
исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание;
совершенствование деталей и т.п. Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами
испытывали при обучении новым видам деятельности;
• создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая
уважение и признание взрослых и сверстников;
• обращаться к детям с просьбой показать педагогу и научить его тем индивидуальным
достижениям, которые есть у каждого;
• поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами;
• создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
детей;
• создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или
познавательной деятельности детей по интересам.
15
В процессе совместной деятельности с ребенком педагог обращает внимание на:
– желание рисовать, лепить, клеить, мастерить, активность и инициативность;
– отношение к выбранной или полученной теме;
– развитие нравственно-коммуникативных качеств личности (общительности, вежливости,
чуткости, доброты, умения довести дело или роль до конца);
– эмоциональность и выразительность в изображении;
– развитие внимания, восприятия, памяти, любознательности;
– умение выразить свое понимание сюжета рисунка и характера персонажа в художественнотворческой деятельности.
2.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Направления взаимодействия педагога с семьями воспитанников:
– наглядно-информационные – нацелены на знакомство родителей с условиями,
задачами, содержанием и методами обучения детей по программе «Творческая мастерская», к
ним относятся фотографии, видео детского творчества по группам и общие, стенды, буклеты,
памятки, папки-передвижки, продукты детской деятельности. Родители регулярно знакомятся
с творческими успехами и достижениями своих детей.
– досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между педагогами
и родителями, более доверительных отношений между родителями и детьми. В течение
учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия детей и родителей.
Смысл ее в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети, да и просто
приобщить к творчеству.
– информационно-ознакомительные – нацелены на преодоление поверхностных
представлений о работе педагога в обучении детей творчеству путем ознакомления родителей
с организацией этой деятельности, об ее эффективности в творческом развитии ребенка:
тематические уголки в группах с памятками педагога о целях и задачах, консультации в
родительских уголках и на сайте МБДОУ.
Формы работы с родителями:
– непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность –
организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог» участие в
акциях, в совместной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов. Педагог
организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка через индивидуальные и
групповые консультации, консультации по запросам, анкетирование, дает методические
рекомендации родителям по развитию у детей творческих способностей.
– традиционные формы – родительские собрания, которые проводятся в начале
учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит
знакомство педагога с родителями; рассказ о содержании программы по хореографии, ее
целях, задачах, требованиях, проводится анкетирование. На первом собрании распределяются
и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для получения
наилучшего результата.
16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение ИЗО-студии
Место
размещения
ИЗО-студия
Основное
предназначение
Оборудование и материалы
– Проведение
образовательной
деятельности;
– Консультативная работа с
родителями.
– Мебель для хранения книг
– Стол педагога
– Стол детский
– Стулья
– Мольберт
– Музыкальный центр
1
1
10
10
10
1
3.2. ОПИСАНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И
СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Программно –
методические
пособия
Электронный
ресурс
Автор, название, издательство, год издания
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Анималистическая живопись. –
М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
2. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М.:
Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
3. Давыдова Г.Н., Детский дизайн – пластилинография Москва,
Издательство «Скрипторий 2003»,2008.
4. Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.:
АСТ; СПб.;Сова, 2009.
5. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста.
Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М.:
ТЦ Сфера, 2005.
6. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. - М.:
Карапуз- Дидактика, 2006.
7. Леонова Н.Н. Обучение рисованию дошкольников 5-7 лет по
алгоритмическим схемам.СПб.: Детство –пресс, 2016
8. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения
и развития детей 2 - 7 лет «Цветные ладошки» - М. – 2007.
9. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду.
Планирование, конспекты. Карапуз-дидактика. Творческий центр
«Сфера», 2007
10. Лыкова И.А., Изобразительная деятельность в детском саду.
Средняя группа. Планирование, конспекты, методические
рекомендации. Карапуз- дидактика. Творческий центр «Сфера»,
2009
11. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском
17
саду КАРО г. Санкт – Петербург, 2007
12. Румянцева Е. «Аппликация. Простые поделки» М. Айрис-пресс
2007.
13. Румянцева Е.А. Необычная лепка. Рабочая тетрадь для занятий
с детьми дошкольного возраста. М.: Дрофа, 2008
14. Халезова Н.Б. Декоративная лепка в детском саду, М.:
Творческий центр
«Сфера» 2007
3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное среднее
образование.
№
п/п
1
ФИО
работника
Федякова
Любовь
Ивановна
Дата
рождения
Стаж
работы
Образование
Квалификационная
категория
16.05.1961
42
1.Екатеринбургское
городское дошкольное
педагогическое училище
№ 3, квалификация –
воспитатель дошкольного
детства, дата окончания –
09.06.1995
2. ООО «Центр
инновационного
образования и
воспитания» по
программе «Педагог
дополнительного
образования», 250 ч.,
29.01.2022
Первая
3.4. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет возрастных
и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года,
соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СП 2.4.3648-20).
При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное
чередование видов деятельности: занятий (непрерывной образовательной деятельности),
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе
режимных моментов,
самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятий (непрерывной образовательной деятельности) в различных
возрастных группах составляет:
– для детей четвертого года жизни – не более 15 минут;
– для детей пятого года жизни – не более 20 минут;
– для детей шестого года жизни – не более 25 минут;
– для детей седьмого года жизни – не более 30 минут.
18
В течение образовательной деятельности статическая деятельность (статические
упражнения, при которых есть напряжение мышц, но нет движения тела и конечностей.)
чередуется с динамической – движениями (музыкально-ритмические движения, аэробика,
танцы, подвижные игры).
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее,
календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух периодов:
1. Учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся занятия (непрерывная
образовательная деятельность) в соответствии с учебным планом и расписанием, действует
режим на холодный период года;
2. Летний оздоровительный период (июнь-август), во время которого занятия
(непрерывная образовательная деятельность), в том числе по дополнительному образованию
не проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и спортивные
развлечения, на летний период действует режим на теплый период года.
3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание
Младший возраст
(3-5лет)
Старший возраст
(5-7 лет)
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние каникулы
Летние каникулы
Продолжительность
учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Всего в неделю занятий
(НОД)
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Занятие
02 сентября
30 мая
02 сентября
30 мая
29 декабря – 8 января
01 июня – 31 августа
36 недель
29 декабря – 8января
01 июня – 31 августа
36 недель
17 недель
19 недель
5 дней
17 недель
29 недель
5 дней
2
2
40 мин
50 мин
20 мин
25 мин
10 мин
10 мин
начало учебного года
02 – 13 сентября
конец учебного года
19 – 30 мая
начало учебного года
02 – 13 сентября
конец учебного года
19 – 30 мая
Продолжительность
перерыва
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых результатов
освоения программы
Итоговые мероприятия
Праздник детства
19
3.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Учебный план деятельности педагога дополнительного образования
«Творческая мастерская»
Направления
развития детей
(образовательная
область)
Вид детской
деятельности
Количество занятий (НОД), общая
нагрузка/часы
младший возраст
с 3 до 5 лет
старший возраст
с 5 до 7 лет
20
25
Длительность
(в мин.)
Физическое
развитие
Двигательная и
музыкально
ритмическая
В неделю
В год
В неделю
В год
2
72
2
72
3.7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Организация предметно-развивающей среды по развитию художественно-эстетических
способностей, в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного
образования, отвечает следующим требованиям.
Насыщенность
Развивающая среда имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она
обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие,
эстетическое развитие и возможность самовыражения.
Трансформируемость пространства
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости
от образовательной ситуации. Все элементы комплекса могут преобразовываться самыми
разными способами. Помещение для занятий дополнительной деятельностью детей может
быть преобразовано в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д.
Полифункциональность материалов
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной
среды. Наличие в кабинете полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым
способом употребления) предметов (природного, бросового материала)
Вариативность среды
Наличие различных пространств для реализации познавательной деятельности.
Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и
интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать
задачи развития познавательной активности детей.
Доступность среды
Среда организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для
осуществления познавательной деятельности (в том числе и детям с ограниченными
возможностями), находятся либо в поле зрения ребёнка, либо доступны, чтобы он мог их
взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все
материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всём обеспечивает уют и
красоту, радует глаз, создаёт хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут
20
понадобиться для занятий другим детям или этому же ребёнку. Расходные материалы
эстетичные, целые, чистые. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям.
Безопасность
Оборудование соответствует возрастным особенностям детей (учет требований
антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Хранение острых и
режущих предметов (карандаши, ножницы) обеспечено в специально отведенных чехлах,
коробках, шкафах. Высота столов и стульев соответствует росту детей, и они размещены так,
чтоб при работе за ними левостороннее освещение. Рабочие поверхности столов имеют
матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев,
обладают низкой теплопроводностью.
Развивающая предметно-пространственная среда
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Атрибуты
Количество, шт.
Восковые и акварельные мелки, цветной мел
Фломастеры
Цветные карандаши
Краски гуашевые
Краски акварельные
Ножницы для детского творчества
Клей, клеящие карандаши, клейстер
Кисти разных размеров
Клеевые кисточки
Пластилин
Стеки, зубочистки
Ватные палочки, диски
Губки и мочалки разных размеров
Бросовый материал
Трубочки для коктейля
Пуговицы, бусины.
Тесьма, ленточки, кружева, лоскутки ткани
Природный материал (шишки, желуди)
Осенние листья и лепестки цветов
Альбомы
Цветная бумага
Цветной картон
Белый картон
Муляжи фруктов и овощей
Тематические плакаты
Изделия декоративно-прикладного искусства и
народных промыслов
Бумага А4, А3
Рулоны обоев на бумажной основе
Фольга разного цвета
Салфетки бумажные (белые и цветные)
Картонные коробки
Спичечные коробки для создания композиций-миниатюр
21
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
2 уп.
2 уп.
2 наб.
2 уп.
4 наб.
2 наб.
2 наб.
1 наб.
10
10
10
10
2 наб.
4 наб.
13
2 уп.
1
10
6
10
20
Приложение 1
Содержание учебного плана с детьми 3 – 5 лет
№
СЕНТЯБРЬ
1 Рисование втулками «Цветы».
Материал: втулки, гуашь, одноразовые тарелки, альбомный лист.
2
Набрызг – рисование «Лист».
Материал: зубная щетка, гуашь, баночка, сухой листок, ваза из цв.бумаги.
3
Поделка из природного материала (шишки) «Ёжик»
4
Поделка из осенних листьев «Львёнок»
Поделка из осенних листьев «Гербарий в рамке», используя плотный картон для
рамки, скотч. На липкую сторону приделываем сухие цветочки и листочки.
5
Аппликация «Улитка на лужайке»
Аппликация из бумажных полосок «Осеннее дерево»
6
Аппликация с использованием листьев «Осенний дождь»
22
Аппликация из осенних листьев и гречки «Подсолнух»
7
Аппликация обрыванием «Гриб». Аппликация обрыванием «Мухомор» мл.гр.,
поделка из втулки «Мухомор» стр.гр.
8
Печать свежими овощами и фруктами «Ваза с овощами и фруктами»
№
ОКТЯБРЬ
1 Аппликация на одноразовой тарелке «Котенок»
Рисование «Кукуруза» при помощи «пупырки»
2
3
Рисование и аппликация с листьями «Осенний листопад», «Осеннее дерево»
4
Рисовать тычками «Животные»
23
Поделка из ваты и цветной бумаги «Пушистое облако»
5
Аппликация из дисков «Цыпленок», Аппликация с листьями «Цыпленок»
(мл.гр.), «Курочка с цыплятами» (стр.гр)
6
Природный материал (шишки) «Лебедь»
7
Поделка из бумаги (гармошкой) «Веер», «Милый ежик»
8
Поделка из природного материала (семена клена) «Стрекоза»
№
НОЯБРЬ
1 Поделка из природного материала с использованием листьев и гречки «Ёжик»
Нетрадиционное рисование – печатание листьями «Осенний лес» (стр.гр.),
«Осеннее дерево» (мл.гр)
24
2
Поделка из втулки «Бабочка»
Поделка из природного материала с использованием листьев и гречки «Ёжик»
мл.гр., с использованием пластилина и семечек «Ёжик» стр.гр.
3
ст. гр.
мл. гр.
Аппликация из бумаги сложенная пополам «Идет дождь»
Поделка из цветной бумаги «Мышка»
4
Поделка из ниток и пластмассовой крышки «Медуза»
Поделка из втулок «Медуза»
5
Поделка из скорлупы грецкого ореха и пластилина «Божья коровка»
25
6
7
Нетрадиционное рисование – печатание листьями «Осеннее дерево»
рисование зубной щеткой
8
Подарок к Дню Матери «Букет цветов», рисование ладошкой.
Подарок к Дню Матери «Подвеска» из соленого теста.
№
ДЕКАБРЬ
1 Аппликация «Львенок в траве» (бархатная и цветная бумага)
2
Нетрадиционное рисование «Вот зима, кругом бело».
3
сухой кистью мл. гр.
Аппликация из ниток «Зайчик»
солью ст. гр.
Поделка из природного материала «Зайчик» мл.гр., из втулки и ваты стр.гр.
26
4
мл. гр.
Вырезание из бумаги «Снежинка»
ст. гр.
5
мл. гр.
ст. гр.
Аппликация из дисков «Снеговик» мл. гр., из бумажных колец стр.гр.
6
мл. гр.
Поделка из бумаги «Фонарик»
ст. гр.
Поделка из соленого теста «Ёлочная игрушка»
7
Поделка-открытка из бумаги «Ёлка»
8
мл. гр.
ст. гр.
Поделка из бумаги «Дед Мороз»
мл.
ст.
№
ЯНВАРЬ
1 Аппликация «Рождественский Ангел» ( из бумаги мл.гр., из ватных дисков
стр.гр.)
27
2
мл. гр.
Набрызг – рисование «Снежинки»
ст. гр.
3
Рисование ладошкой «Снегирь» мл.гр., мозаика из цветной бумаги стр. гр.
4
мл. гр.
Аппликация «Черепаха»
ст. гр.
Аппликация «Рыбка» из колечек цветной бумаги
5
Пластилинография «Сказочное дерево», «Мороженое»
6
Поделка из втулки «Пингвин»
Поделка из природного материала «Пингвин»
28
7
Поделка из полосок бумаги «Коврик»
Аппликация из цветной и газетной бумаги «Белый медвежонок»
8
Оригами «Самолет» или поделка из пластиковой бутылки
№
1 Пластилинография «Слонёнок»
ФЕВРАЛЬ
2
3
Рисование мятой бумагой «Иней» (одно дерево)
4
Набрызг – рисование «Белые медведи»
5
Поделка из ниток «Кукла – Масленица»
29
6
Поделка из губки для мытья посуды «Танк»
Под е
7
8
Поделка из полосок бумаги «Сова»
№
МАРТ
1 Аппликация из бумаги «Подарок маме – цветочек»
2
Лепка «Машина»
3
Аппликация из скрученной салфетки «Кошка», с.175 Фигурки из бумаги.
30
4
Поделка из ваты и пластилина «Гусь»
5
6
7
Аппликация с пуговицами «Слоненок с шарами»
8
Поделка из бумаги гармошкой «Гусеница», с.188 Большая гнига
№
АПРЕЛЬ
1 Граттаж и оригами «Ракета в космосе»
2
3
4
Поделка с ватными палочками и пластилина «Шар - цветок»
стр.гр
5
Лепка с яйцами от киндера «Петушок»
31
мл.гр
6
Рисование ватными палочками «Морской конек»
7
Поделка из бумаги гармошкой «Гусеница», с.188 Большая книга
8
Поделка из втулки туалетной бумаги «Пчела»
№
МАЙ
1 Рисование бутылкой «Яблоня в цвету»
2
Рисование втулками от туалетной бумаги «Праздничный салют»
3
Аппликация из полосок цветной бумаги «Рыбка»
32
4
Поделка из грубого упаковочного картона и цветных ниток «Котик»
5
Поделка из ниток, пластиковой одноразовой тарелки и рисование ладошками
«Паучок»
6
Аппликация с использованием бумажных салфеток «Бегемот»
7
Рисование – монотипия «Бабочка»
8
Лепка с ватными палочками «Ромашка»
33
Содержание учебного плана с детьми 5 – 7 лет
№
СЕНТЯБРЬ
1 Рисование втулками «Букет цветов»
Материал: втулки, гуашь, одноразовые тарелки, альбомный лист.
2
Набрызг – рисование «Осенний букет»
Материал: зубная щетка, гуашь, баночка, сухой листок, ваза из цв.бумаги.
3
Поделка из природного материала (шишки) «Ёжики»
4
Поделка из осенних листьев «Львёнок»
5
Аппликация «Улитка на лужайке»
6
Аппликация с использованием листьев «Осенний дождь»
7
Аппликация обрыванием «Гриб»
8
Печать свежими овощами и фруктами «Ваза с овощами и фруктами»
34
№
ОКТЯБРЬ
1 Аппликация на одноразовой тарелке «Котенок»
2
3
Рисование и аппликация с листьями «Осенний листопад»
4
Рисование тычками «Животные»
5
Аппликация из дисков «Аист»
6
Природный материал (шишки) «Лебедь»
7
Поделка из бумаги (гармошкой) «Цыпленок» (стр.гр), в»Веер» (мл.гр.)
8
Поделка из природного материала (семена клена) «Стрекоза»
35
№
НОЯБРЬ
1 Поделка из природного материала с использованием листьев и гречки «Ёжик»
2
Поделка из втулки «Бабочка»
3
Аппликация из бумаги сложенная пополам «Идет дождь»
4
Поделка из ниток и пластмассовой крышки «Медуза»
5
6
Поделка из скорлупы грецкого ореха и пластилина «Божья коровка»
7
Нетрадиционное рисование – печатание листьями «Осенний лес» (стр.гр.),
8
рисование зубной щеткой
Подарок к Дню Матери «Букет цветов», рисование ладошкой.
36
№
ДЕКАБРЬ
1 Аппликация «Львенок в траве» (бархатная и цветная бумага)
2
Нетрадиционное рисование «Вот зима, кругом бело».
3
солью
Аппликация из ниток «Зайчик»
4
Вырезание из бумаги «Снежинка»
5
Аппликация из дисков «Снеговик»
6
Поделка из бумаги «Фонарик»
7
Поделка-открытка из бумаги «Ёлка»
8
Поделка из бумаги «Дед Мороз»
37
№
ЯНВАРЬ
1 Аппликация (гармошкой) «Рождественский Ангел»
2
Набрызг – рисование «Снежинки»
3
Рисование ладошкой «Снегирь»
4
Аппликация «Черепаха»
5
Пластилинография «Сказочное дерево»
6
Поделка из втулки «Пингвин»
7
Поделка из полосок бумаги «Коврик»
8
Оригами «Самолет»
38
№
1 Пластилинография «Слонёнок»
ФЕВРАЛЬ
Поделка из втулки и ваты «Барашек»
2
3
Рисование мятой бумагой «Иней» (одно дерево – мл.гр., много деревьев –
стр.гр.)
4
Набрызг – рисование «Белые медведи» мл.гр., «Котик» стр.гр.
5
Поделка из ниток «Кукла – Масленица» или из ткани
6
Поделка из втулок от туалетной бумаги «Танк»
Поделка из губки для мытья посуды «Танк»
39
Под ел каи з втул о ко тту ал етной бу маги « Тан к»
Под е
7
Оригами «Солдат»
8
Поделка из полосок бумаги «Сова»
№
МАРТ
1 Аппликация из бумаги «Подарок маме – цветочек»
мл. гр.
2
ст. гр.
Лепка «Машина»
Поделка из втулки «Бабочка» мл.гр., из бумаги стр.гр.
мл. гр.
40
ст. гр.
3
Аппликация из скрученной салфетки «Кошка», с.175 Фигурки из бумаги.
Лепка «Чайник» из яиц от киндера
4
Поделка из ваты и пластилина «Гусь»
Поделка из бумаги и коктейльной трубочки «Лягушка-игрушка»
5
Поделка из ватных дисков и цв.бумаги «Одеяло для зайки»
6
Рисование – ниткография «Цветы»
41
7
Аппликация с пуговицами «Слоненок с шарами»
Лепка с ватными палочками «Верба»
ст. гр.
8
мл. гр.
Поделка из бумаги «Кактус»
№
АПРЕЛЬ
1 Граттаж и оригами «Ракета в космосе»
Поделка «Ракета»
ст. гр.
2
мл. гр.
Лепка «Летающая тарелка»
42
3
Поделка с ватными палочками и пластилина «Шар - цветок»
ст. гр.
мл. гр.
4
Поделка из ватных дисков «Аист»
5
Лепка с яйцами от киндера «Петушок» мл.гр, из бумаги сложенная гармошкой
стр.гр.
6
мл. гр.
Рисование ватными палочками «Морской конек»
ст. гр.
Нетрадиционное рисование – кляксография с трубочкой «Разноцветный мир»
7
Поделка из бумаги гармошкой «Гусеница»
43
8
Поделка из втулки туалетной бумаги «Пчела»
Поделка из втулки туалетной бумаги «Ёжик»
№
МАЙ
1 Рисование бутылкой «Яблоня в цвету»
Рисование «Березка из пупырчатой пленки»
2
Рисование втулками от туалетной бумаги «Праздничный салют»
3
Аппликация из полосок цветной бумаги «Рыбка»
44
Поделка из цветной бумаги «Слон»
4
Поделка из грубого упаковочного картона и цветных ниток «Котик»
5
мл. гр.
Поделка из ниток, пластиковой одноразовой тарелки и рисование ладошками
«Паучок»
6
Аппликация с использованием бумажных салфеток «Бегемот»
7
Рисование – монотипия «Бабочка»
8
Лепка с ватными палочками «Ромашка»
45
46