СОДЕРЖАНИЕ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………….……..3 1.1. Пояснительная записка…………………………..…………………………….................3 1.2. Цель и задачи Программы………………………..…………………..……………….…5 1.3. Принципы и подходы к формированию Программы……..……………………..…......5 1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей дошкольного возраста…………..………………………………………………………….….6 1.5. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………..........8 1.6. Развивающее оценивание качества Программы…………………………………….…..9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………….….….11 2.1. Описание образовательной деятельности…………………………………………….…11 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы..14 2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы…………………………......15 2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников……………………………....16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ………………………………..………………………...17 3.1. Описание материально-технического обеспечения программы……………………….17 3.2. Описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания…………………………..……………………………………………………….…17 3.3. Кадровое обеспечение…………………………..………………………………………...18 3.4. Распорядок дня………………………………..……………………………………….…..19 3.5. Календарный учебный график…………………………..……………………………..…19 3.6. Учебный план…………………………………..………………………………………….20 3.7. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды………20 ПРИЛОЖЕНИЯ ……….……….…………………………………………………………........29 Приложение 1. Перспективно-тематический план ..………..…………………………….…22 Приложение 2. Содержание Программы (учебного плана) ………………………...……....23 2 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста от 6 до 7(8) лет «Словолодочки» (далее по тексту Программа) – учебно-методический документ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ) социальногуманитарной направленности, разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих документах: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р; 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); 5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г. № 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом; 10. Устав Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 182 В Программе предусмотрено определение индивидуальных особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных и слабых сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе образовательной деятельности и формирования предпосылок учебной деятельности, а также сохранения и укрепления здоровья. Программа обеспечивает возможность её использования в разных организационных формах дошкольного образования с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей: в дошкольных образовательных организациях (далее — ДОО), в группах кратковременного пребывания и в системе семейного образования. Программа позволяет учитывать индивидуальные особенности развития и потребности ребёнка, а также индивидуальные возможности её усвоения. В Программе полностью реализуются основные принципы дошкольного образования в соответствии с ФГОС: обогащение развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей; формирование и поддержка познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей 3 в различных видах деятельности; признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; содействие и сотрудничество ребёнка и окружающих его взрослых; приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей; возрастная адекватность дошкольного образования — соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития. По своему функциональному назначению Программа является общеобразовательной и направлена на становление следующих ключевых компетентностей: – познавательная компетентность; – информационная компетентность; – коммуникативная компетентность; – социальная и гражданская компетентность; – организаторская компетентность. Актуальность программы Актуальность программы обусловлена тем, что настоящее время возрастают требования к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения, понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по ролям и т.д. И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным навыком, его отработка не входит в компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе – этому не оказывается должного внимания, поэтому зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим. Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей настолько велика, что уделить внимание углублению именно в эту тему просто не представляется возможным. Осведомленность родителей 5 по вопросу обучения своего ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно, а наоборот, создает проблемы для дальнейшего обучения в школе. В структуре чтения как деятельности, согласно Роговой Г. В. и Верещагиной И. Н., можно выделить мотив, цель, условие и результат. Мотивом является общение или коммуникация с помощью печатного слова. Целью является получение информации по тому вопросу, который интересует учащегося. К условиям относится овладение графической системой языка и приемом извлечения информации. Результатом является понимание или извлечение информации из прочитанного текста с разной степенью точности и глубины. Отличительной особенностью программы «Словолодочки» является то, что содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольникам такие понятия, как звук, слог, слово образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению. Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с непривычными звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха. Адресат программы – дети от 6 до 7 (8) лет. Форма обучения – очная 4 1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель: обучение детей чтению в игровой форме, а также формирование у детей интереса к чтению и книгам. Задачи: 1.Обучающие: - развитие фонематического восприятия; - развитие познавательных способностей ребенка (внимание, память, мышление, мелкую моторику); - развитие речевых способностей (изучение звуков, запоминание слогов по словолодочкам, отработка правильной структуры чтения слов, запоминание слогов, как основной структурной единицы слова); - развитие умения читать слова по словолодочкам; - работа над пониманием прочитанного; - развитие образного мышления. 2. Развивающие: - развитие у детей внимания, речи, памяти, логического мышления; - развитие умения аргументировать свои высказывания; - развитие построения простейших умозаключений. 3. Воспитательные: - воспитание объективного отношения к себе; - воспитание умения работать в группе; - воспитание уважительного отношения к взрослым и детям, - воспитание культуры общения; - воспитание положительной мотивации к обучению в школе. Основные формы и методы. В программе предусмотрены следующие формы обучения : - беседа; - практические подгрупповые занятия; - игровые приемы; - дидактические игры и задания; - игровые упражнения. Реализация Программы осуществляется посредством разнообразных методов обучения: – монологический; – диалогический; – объяснительно - иллюстрационный. 1.3. ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – Принцип научности: использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик. – Принцип доступности: содержание программы позволяет в игровой форме усвоить дошкольникам такие понятия, как звук, слог, слово образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению. – Принцип систематичности и последовательности: определение индивидуальных особенностей развития дошкольников с целью выявления сильных и слабых сторон развития для наиболее эффективного взаимодействия в процессе образовательной 5 деятельности и формирования предпосылок учебной деятельности, постепенная подача материала от простого к сложному. – Принцип индивидуальности: Программа позволяет учитывать индивидуальные особенности развития и потребности ребёнка, а также индивидуальные возможности её усвоения. – Принцип психологической комфортности (взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи). – Принцип социализации: заключается в том, что дошкольник должен быть вовлечен в групповую деятельность, совместное решение задач, чтобы его поведение было составной частью системы действий всей группы. – Принцип сознательности и активности: формирование и поддержка познавательного интереса и познавательных действий в различных видах деятельности, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений; содействие и сотрудничество ребёнка и окружающих его взрослых; приобщение ребёнка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учёт этнокультурной ситуации развития детей; возрастная адекватность дошкольного образования — соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития – Принцип результативности и гарантированности: реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки. 1.4. ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Основные характеристики развития детей 6 – 7 лет Каждый момент жизни ребёнка в дошкольном возрасте – это прекрасные минуты познания, становления личности, развития. В детской психологии принято считать, что возраст 6 – 7 лет является переходным этапом в осознании своего места в обществе, взрослении и переходе к новому этапу – школе. У детей этот момент связан с положительными эмоциями, которые должны воспитать и привить родители – новая роль, новое направление деятельности, новые поручения. Но если не отнестись к этому внимательно, не помочь ребёнку советом и собственным примером, школа станет тяжелым испытанием для родителей и детей. В возрасте 6 – 7 лет ребенок осознанно познаёт мир. Детей нужно готовить к школе в первую очередь психологически. Это тот период, когда старые привычки и дела отходят в сторону, а новые ещё не усвоились в сознании малыша. Любимые конструкторы уже надоели, игры со сверстниками становятся однотипными, ваш ребёнок все больше задаёт разного рода вопросы – происходит переоценка ценностей: что было раньше главным уже отходит на второй план. Вместе с детской непосредственностью и непоседливостью у детей в возрасте 6–7 лет появляются логика, связность в размышлениях и умозаключениях. С ребенком должны быть доверительные и уважительные отношения. Развитие зрительно-моторных координаций определяет способность срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. 6 Развитие речи характеризуется правильным произношением всех звуков родного языка; способностью к простейшему звуковому анализу слов; активным словарным запасом, равным 3,5 – 7 тысячам слов; грамматически правильным построением предложения; умением самостоятельно пересказать знакомую сказку; умением составить рассказ по сюжетной картинке; умением составить рассказ по последовательным картинкам; способностью отвечать на вопросы и задавать их; умением выражать словами свои мысли, чувства и намерения; способностью свободно общаться со взрослыми и сверстниками (отвечать на вопросы, задавать вопросы); умением выразить свою мысль; умением использовать союзы, предлоги и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения; способностью передавать интонацией различные чувства; умением рифмовать слова, составлять простые четверостишия. Внимание. Быстро нарастает объём внимания, но продолжительность ещё невелика: 10 – 15 минут; может концентрироваться не более чем на одном-двух объектах одновременно; затруднено быстрое и чёткое переключение с одного объекта или вида деятельности на другой; формируется избирательное внимание. Уровень развития зрительно-пространственного восприятия позволяет детям 6 – 7 лет различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т. п.), опознание основано на выделении сложного признака, при тренировке сокращается время опознания; различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетание фигур; классифицировать фигуры по форме и величине; различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом; мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, составлять фигуры из деталей (часто затруднено); конструировать фигуры (конструкции) из деталей. Память преобладает непроизвольная, продуктивность резко повышается при активном восприятии; возможно произвольное запоминание, однако значительно легче запоминаются наглядные образы, чем словесные рассуждения. Ребёнок способен овладеть приёмами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка). Совершенствование процессов внимания, восприятия, памяти обеспечивает готовность ребёнка к обучению чтению. 7 Интеллектуальное развитие детей 6 – 7 лет в значительной степени определяется тем, как рос и развивался ребёнок на всех этапах дошкольного 7 детства, в каких социокультурных условиях жил. Интеллектуальное развитие – это не только запас сведений об окружающем мире, быте, жизни, которые накопил ребёнок, это способность к систематизации и классификации предметов, процессов, явлений, способность анализировать простейшие причинно-следственные связи, самостоятельный интерес к новому, наблюдательность, способность задавать вопросы. Многие специалисты отмечают специфику социокультурной ситуации развития современных дошкольников, которая характеризуется высокой информационной нагрузкой и выраженным влиянием современных информационных технологий, ограничением контактов со сверстниками, снижением взаимодействия с родителями, исчезновением игры как ведущего вида деятельности и неуклонным ростом сверхраннего обучения. Эти негативные влияния на этапе дошкольного детства нарушают и даже тормозят и психологическое, и познавательное развитие, приводят к нарушениям физического и психического здоровья, что становится особенно очевидным в старшем дошкольном возрасте. 7 Организация деятельности: ребёнок способен к произвольной регуляции поведения; способен проявить настойчивость, преодолевать трудности; произвольная регуляция деятельности наиболее эффективна, если задача, стоящая перед ребёнком, соответствует его возможностям; способен организовать свою деятельность: воспринять инструкцию и по инструкции выполнить задание; может планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, если понятно сформулированы цель и задача действия 1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Все планируемые результаты носят ориентировочный характер. По окончании обучения ребенок должен знать: – алфавит (полное название букв); – буквы (звуки), их акустическую и оптическую дифференциацию, знаком с характерными особенностями букв (звуков); – различат понятия «буква - звук»; – определять наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец); – понятия: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»- «твёрдый», «глухой» «звонкий»; – способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным); – пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости; – значение Ъ и Ь знаков в словах; По окончании обучения ребенок должен уметь: – распространять предложения; – отличать слово от предложения; – составлять предложения из заданных слов; – делить слова на слоги; – составлять слова из букв разрезной азбуки; – читать прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и трехсложные слова; – читает предложения, короткие тексты; – владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи; – владеет навыком выразительного чтения по ролям; – определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова; – общаться и взаимодействовать с взрослыми и сверстниками; – сформированы моральные и нравственные качества, умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; – проявлять любовь и интерес к чтению, родному языку. 8 1.3. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОГРАММЫ Форма контроля (аттестации) Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, самостоятельная работа, контрольное занятие. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие. Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний. Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению. Оценочные материалы Педагогическая комплексная диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи /для детей 6-7 лет по Д.Б. Эльконину/. В состав речевого развития детей дошкольного возраста, совместно с возрастанием практических навыков, как бытовых, так и общественных, входит осознание ими языковой действительности в процессе специально организованного обучения. Изучение практического осознания элементов речи детьми обычно определяется на уровне анализа выделения слова, фонемного анализа и анализа предложения. При исследовании даются следующие задания. 1. Скажи одно слово. 2. Произнеси один звук. Сколько звуков в слове «дом»? Назови звуки в этом слове. 3. Скажи одно предложение. Сколько слов в предложении «Дети любят играть»? Назови первое слово, второе, третье. При оценке результата высшая общая оценка составляет 7 баллов. Также ответы могут быть оценены: 1 балл – верные ответы, 0 баллов – неверные. Все результаты обследования заносятся в таблицу. Таблица 1 Фамилия и имя ребенка Количественная оценка в баллах Выделение Фонемный Анализ слова анализ предложений 9 Общая оценка Обработка и интерпретация результатов исследования. 6-7 баллов соответствует высокому уровню развития практического осознания элементов речи; 4-5 баллов – среднему; 3 балла – низкому уровню осознания языковых элементов. На основе суммарной оценки всех сторон развития речи делается вывод об уровне речевого развития. Результаты исследования могут быть также оформлены в итоговой таблице. Методика выявления уровня грамматического строя и культуры речи. знаний звуко-слоговой структуры, Методика выявления уровня знаний в разделе «Фонетика» включает в себя задания на дифференцирование гласных и согласных звуков, выделение гласного звука в начале слова, дифференцирование согласного звука в начале и конце слова, дифференцирование согласных звуков по твёрдости - мягкости, звонкости-глухости, звуковой анализ слов. В разделе «Грамматический строй речи» даются задания на составление рассказа по сюжетной картинке, составление схемы предложения, в разделе лексика – на умение подбирать антонимы, истолковывать значение слов, группировку слов, понимание значения фразеологических единиц. Критерии оценки: 3 балла – полный ответ; 2 балла – анализ с ошибками; 1 балл – ответ с помощью воспитателя; 0 – отсутствие ответа. В результате суммы полученных баллов делается вывод: 20-24 балла – высокий уровень, 10-20 баллов – средний, 5-10 баллов – низкий уровень освоения программы. 10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Содержание программы: Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана. Занятия проводятся в игровой форме. Для успешного освоения программы количество детей в группе – до 18 человек. В процессе обучения чтению детей дошкольного возраста по методике «Словолодочки» выделяют 4 этапа. Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может, просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов. Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна). Этап 3 – это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать, где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит (Приложение 1) будет читаться слева направо и сверху вниз, так же, как и по слогам будет петься слоговая таблица (Приложение 2). Этап 4 – это фонематический слух. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: «кот-ком», «фата-вата», «кочка-мочка». Особенности организации образовательного процесса. Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»: Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения» (Приложение 1). В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова в первом классе. Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь 11 алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее. 12 Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков. Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей (Приложение 2,3) и работа по слиянию слогов. Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то малыш будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные буквы также выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент. Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным. Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые - как буква О. Задача - помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д. Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен. С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на 10 начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить. Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное, был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, необходимо рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный. В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее. 12 Этап 3. Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Детки учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово (Приложение 4). Ценность карточексловолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т. д. Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, у кого-то весь в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.) Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению. На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил: ярко представлять оба образа; связать два образа в один; помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки); сделать образ необычным и сказочным. Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет малыш запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения. Форма контроля (аттестации) Формы аттестации: педагогическое наблюдение, опрос, анализ выполнения заданий в рабочих тетрадях, самостоятельная работа, контрольное занятие. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, материал анкетирования и тестирования, перечень готовых работ, отзывы детей и родителей. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие. Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний. 13 Одной из форм подведения итогов реализации данной программы является проведение подгруппового или индивидуального занятия с присутствием родителей. Своеобразным показателем эффективности проводимых занятий могут быть отзывы родителей о повышении интереса к обучению чтению 2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы предполагает различные формы организации детей: – непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия групповые и подгрупповые); – совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические развлечения); – индивидуальная деятельность с детьми; – совместная деятельность с детьми (подготовка к праздникам, конкурсам, разучивание песен, стихов и ролей театрализованных постановок); – занятие с логопедом; – открытые занятия и праздники для родителей, гостей и детей других групп: выступления детей на открытых мероприятиях; – участие в тематических праздниках; – контрольные занятия; – итоговое занятие; – открытые занятия для родителей и детей. Структура построения группового занятия – Вход в группу. – Повторение знакомых букв по «Буквостару» (за столами), – Разминка. – Упражнения для развития ориентировки в пространстве, на листе. – Музыкально-ритмические упражнения «Изобрази букву» – Закрепление с использованием счетных палочек, пластилина, камней и т.д. – Гимнастика для пальцев рук. – Рисование одновременно правой и левой рукой. – Прописывание букв в тетрадях помощниках. – Играем в рифму. – Релаксация. Методические приемы: Игровой метод. Основным методом обучения фитнесу детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Наглядный метод – выразительный показ. Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром, предметами (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания. Словесный метод. Устное изложение, беседа, рассказывание сказок, легенд. Практический метод заключается в многократном выполнении разных заданий в игровой форме. Материал изучается в игровой форме, от простого к сложному в течение всего учебного года. 14 2.3. СПОСОБЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Программа обеспечивает полноценное развитие личности детей в таких основных образовательных областях, как речевое и познавательное развития личности детей. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, является главным условием развития и поддержки детской инициативы. Программа направлена на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая: 1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; 2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей; 3) создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования; 4) обеспечивает открытость дошкольного образования; 5) создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности. Для воспитанников подготовительной к школе группы (6-7 лет) приоритетной сферой инициативы является научение. Педагог осуществляет следующую деятельность по поддержке детской инициативы: – вводит адекватную оценку результата деятельности ребёнка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта; – спокойно реагирует на неуспех ребёнка и предлагает несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п.; рассказывает детям о трудностях, которые педагог сам испытал новому; – создаёт условия (ситуации), позволяющие ребёнку реализовать свою компетентность, обретя уважение и одобрение со стороны взрослых и сверстников; – обращается к воспитанникам с просьбой научить его тем индивидуальным достижениям, которые есть у каждого из них; – создаёт условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей; – по необходимости помогает в решении проблем при выполнении задания; – привлекает к планированию деятельности на день и более отдалённую перспективу, учитывая и реализуя пожелания и предложения детей; – создаёт условия для самостоятельной творческой и познавательной деятельности детей. 15 2.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние. В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы: • единый подход к процессу воспитания ребёнка; • открытость дошкольного учреждения для родителей; • взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; • уважение и доброжелательность друг к другу; • дифференцированный подход к каждой семье; • равно ответственность родителей и педагогов. На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей: – с семьями воспитанников; – с будущими родителями. Задачи: 1) формирование психолого-педагогических знаний родителей; 2) приобщение родителей к участию в жизни ДОУ; 3) оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей; 4) изучение и пропаганда лучшего семейного опыта. Система взаимодействия с родителями включает: • ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ; • ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах; • обучение конкретным приёмам и методам воспитания и развития ребёнка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях. 16 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ Материально-техническое обеспечение Место размещения Основное предназначение Оборудование и материалы Кабинет дополнительног о образования – Проведение образовательной деятельности; – Проведение открытых занятий; – Проведение родительских собраний; – Консультативная работа с родителями. – столы детские – детские стулья – школьная меловая магнитная доска; – стол для педагога; – стул для педагога; – методический шкаф для хранения методических пособий; – простые карандаши на каждого ребенка; – цветные карандаши на каждого ребенка. 10 20 1 1 1 2 20 20 Дидактическое обеспечение программы. Инструменты и приспособления: доска магнитная, столы, стулья, мяч, наборное полотно. Наглядный материал: алфавит, капельки, слоговая таблица, (твердая, мягкая) Словолодочки. 3.2. ОПИСАНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ И СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ - информационная и справочная литература; наглядные пособия по темам; инструкции по технике безопасности; индивидуальный раздаточный материал по каждой теме. Программно – методические пособия Автор, название, издательство, год издания 1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2015. - 496 c. 2. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c. 3. Бережнова, Л.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов 17 учреждений высшего профессионального образования / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: ИЦ Академия, 2018. 240 c. 4. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Проспект, 2016. - 488 c. 5. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. - М.: ИЦ Академия, 2016. 208 c. 6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. МещеряковаЗамогильная. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c. 7. Глухов, В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций): Учебное пособие / В.П. Глухов. - М.: Секачев В., 2017. - 256 c. 8. Гогоберидзе, А.Г. Теоретическая педагогика. Путеводитель для студента / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. М.: ЦПО, 2017. - 128 c. 9. Дмитриев, А.А. Специальная (коррекционная) педагогика. / А.А. Дмитриев. - М.: Высшая школа, 2017. - 295 c. Подымова, Е.А. Дубицкая, Н.Ю. Борисова. - М.: Юрайт, 2017. - 332 c. 10. Ефремов, О. Педагогика: Учебное пособие / О. Ефремов. - СПб.: Питер, 2018. - 352 c. 11. Пчелинцева Ю.А. «Словолодочки: мама, научи меня читать», - Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. 12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2017. – 671c. 13. Титов, В.А. ВПС: Общая педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2017. - 272 c. ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС 3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Реализация программы возложена на педагога, прошедшего курсы повышения квалификации по занимаемой должности, педагог имеющий сертификат на право преподавания по методике «Словолодочки». № п/ п ФИО работника Дата рождения Стаж работы Образование Квалификаци онная категория 1 Степанова Лида Фаритовна 09.06. 1969 г. 33 сертификат на право обучения детей чтению по авторской методике «Словолодочки», удостоверение о повышении квалификации № 2307-3458 от 1 КК 18 03.07.2023 г. 3.4. РАСПОРЯДОК ДНЯ Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время года, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СП 1.2.3685-21). При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается сбалансированное чередование видов деятельности: занятий (непрерывной образовательной деятельности), образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности. Продолжительность занятий (непрерывной образовательной деятельности) в различных возрастных группах составляет: – для детей седьмого года жизни – не более 30 минут. Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут. Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не менее, календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух периодов: 1. Учебный год (октябрь-май), во время которого проводятся занятия в соответствии с учебным планом и расписанием, действует режим на холодный период года; 2. Летний оздоровительный период (июнь-август), во время которого занятия, в том числе по дополнительному образованию не проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и спортивные развлечения, на летний период действует режим на теплый период года. 3.5. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Содержание Подготовительная группа (6 – 7 лет) 01 октября 30 мая Начало учебного года Окончание учебного года Зимние каникулы Летние каникулы Продолжительность учебного года Первое полугодие Второе полугодие Продолжительность учебной недели Всего в неделю занятий 30 декабря – 08 января 01 июня – 31 августа 32 недель 13 недель 19 недель 5 дней 2 Объем недельной 60 мин 19 образовательной нагрузки Занятие Продолжительность перерыва Сроки проведения мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы Итоговые мероприятия 30 мин 10 мин начало учебного года 01 – 15 октября конец учебного года 19 – 30 мая Открытое занятие 3.6. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Учебный план деятельности педагога дополнительного образования «Словолодочки» Направления развития детей (образовательная область) Вид детской деятельности Количество нагрузка/часы общая дети 6 – 7 (8) лет Длительность (в мин.) Социальнокоммуникативное занятий, 30 Коммуникативная, познавательноисследовательская В неделю В год 2 64 3.7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ Организация предметно-развивающей среды по развитию речи и математических способностей, в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования, отвечает следующим требованиям. Насыщенность Развивающая среда имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие и возможность самовыражения. Трансформируемость пространства Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Все элементы комплекса могут преобразовываться самыми разными способами. Помещение для занятий дополнительной 20 деятельностью детей может быть преобразовано в «выставочный зал», «галерею», «мастерскую» и т.д. Полифункциональность материалов Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Наличие в кабинете полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов (природного, бросового материала) Вариативность среды Наличие различных пространств для реализации познавательной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление предметно-развивающей среды, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития познавательной активности детей. Доступность среды Среда организована так, что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления познавательной деятельности (в том числе и детям с ограниченными возможностями), находятся либо в поле зрения ребёнка, либо доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому. Вместе с тем очень важно приучать детей все материалы убирать на место: во-первых, потому, что порядок во всём обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создаёт хорошее настроение, а во-вторых, потому, что они могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребёнку. Расходные материалы эстетичные, целые, чистые. Выставочные места должны быть доступны для обзора детям. Безопасность Оборудование соответствует возрастным особенностям детей (учет требований антропометрии, психофизиология восприятия цвета, формы, величины). Хранение острых и режущих предметов (карандаши, ножницы) обеспечено в специально отведенных чехлах, коробках, шкафах. Высота столов и стульев соответствует росту детей, и они размещены так, чтоб при работе за ними левостороннее освещение. Рабочие поверхности столов имеют матовое покрытие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов и стульев, обладают низкой теплопроводностью. Размер настенной доски составляет 0,75-1,5 метра, высота нижнего края настенной доски над полом 0,7-0,8 метра. 21 Приложение 1 Перспективно-тематическое планирование № Название, раздел, тема п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Количество часов 1 Вводное занятие. «Легенда». Легенда. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения». Чтение короткого рассказа. Игра с карточками «цепочка ассоциаций». «Принцесса «А» «Принцесса «О» «Принцесса «У» «Капитан «М» «Капитан «С» «Капитан «Х» «Капитан «Р» «Всегда твердый капитан «Ш» «Принцессы «Ы», «Э» «Капитан «Л» «Капитан «Н» «Капитан «К» «Буквы «Ъ» и «Ь» знаки» «Капитан «Т» Принцесса «И» из страны «Люлюк» «Капитан «П» «Капитан «З» «Капитан «Г» «Капитан «В» «Принцесса «Я» «Капитан «Д» «Капитан «Б» «Капитан «Ж» «Всегда мягкий капитан «Й» «Всегда мягкий капитан «Ч» «Принцессы «Ю», «Капитан «Л» Всегда мягкий капитан «Щ» Всегда твёрдый капитан «Ц» Капитан «Ф» Принцесса «Е» и «Ё» Итоговое занятие Итого 22 Всего часов 1 Теория 1 Практи ка - 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 64 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Приложение 2 Содержание Программы (учебного плана) Тема 1. Вводное занятие 1 а.ч. Теория. Техника безопасности. Цели и задачи программы. Практика. Практическое задание на диагностику способностей ребенка, групповое практическое задание. Тема 2. «Легенда» 2 а.ч. Теория. Знакомство с алфавитом «Капельки чтения». 1 а.ч. Практика. Чтение короткого рассказа. Игра с карточками «цепочка ассоциаций». 1 а.ч. Тема 3. Принцесса - буква «А» 2 а.ч. Теория. Изучение звука «А». Проговаривание всего алфавита (звуки). 1 а.ч. Практика. Лепим из пластилина. Закрепляем 5-ю образами (апельсин, арбуз, автобус и пр.) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. 1 а.ч. Тема 4. Принцесса - буква «О» 3 а.ч. Теория. Изучение звука «О». Знакомство с 1-ой слоговой таблицей. Проговаривание всего алфавита (звуки). Практика. Раскрашиваем её. Закрепляем 5-ю образами (Огурец, Оля, Облако и пр) и соответствующим рассказом. Упражнение на фонематический слух. Чтение рассказа и вопросы. Тема 5. Принцесса- буква «У» 2 а.ч. Теория. Изучение звука «У» Практика. Аппликация.Упражнение на фонематический слух с мячом. Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками А, О. Тема 6. Бравый капитан «М» 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «М», «М’». Практика. Аппликация. Упражнение на фонематический слух с мячом. Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками А, О. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы. Рисование заготовки «Море». Тема 7. Бравый капитан «С» 2 а.ч. Теория. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Практика. Написание выученных звуков на помощниках – круге и треугольнике. Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Изучение звуков «С», «С’». (раскрашиваем букву) Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками «С», «С’». Тема 8. Бравый капитан «Х» 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Х», «Х’». Практика. Упражнение на фонематический слух – игра «Поймай звук». Лепка букв из пластилина. Чтение рассказа и вопросы. Работа со слоговой таблицей на слоги со звуками «Х», «Х’» «С», «С’». Тема 9. Капитан «Р» 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Р», «Р’». Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Выкладывание из камешков. Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Знакомство с карточками словолодочек. Тема 10. Всегда твердый капитан «Ш», 2а.ч. Теория. Изучение звука «Ш», всегда твердый (выкладывание из палочек) Практика. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех твердых, глухих звуков нижнего ряда таблицы. Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам. Тема 11. Принцесса «Ы», 2 а.ч. 23 Теория. Изучение звука «Ы» Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Написание буквы на помощниках Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение рассказа и вопросы. Чтение по карточкам. Тема 12. Принцесса «Э», 2 а.ч. Теория. Изучение звука «Э». Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Написание буквы на помощниках Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение рассказа и вопросы. Чтение по карточкам. Тема 13. Капитан «Л», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Л», «Л’» (лепим из пластилина). Знакомство с 2-ой слоговой таблицей. Практика. Проговаривание всего алфавита (звуки). Упражнение на фонематический слух «Назови слово» Цепочка ассоциаций. Чтение рассказа и вопросы. Тема 14. Капитан «Н», 2 а.ч. Теория. Работа со 2-ой слоговой таблицей. Изучение звуков «Н», «Н’» (делаем аппликацию) Практика. Упражнение на фонематический слух «Назови братца» Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Тема 15. Капитан «К», 2 а.ч Теория. Работа со слоговыми таблицами. Изучение звуков «К», «К’» (раскрашиваем). Практика. Упражнение на фонематический слух «Какой звук?» Задание на логику. Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках. Тема 16. Буквы «Ъ» и «Ь» знаки, 2 а.ч. Теория. Изучение букв «Ъ», «Ь» (раскрашиваем) Работа слоговой таблицей. Практика. Проговаривание всего алфавита (звуки). Упражнение на фонематический слух «Назови слово» Цепочка ассоциаций. Чтение рассказа и вопросы. Тема 17. Капитан «Т», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Т», «Т’» (составляем из конструктора). Практика. Проговаривание всего алфавита (звуки). Упражнение на фонематический слух «Перекличка». Цепочка ассоциаций. Чтение слов по карточкам. Тема 18. Принцесса «И» из страны «Люлюк», 2 а.ч. Теория. Изучение звука «И», смягчает впереди стоящий согласный (аппликация). Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Упражнение на фонематический слух «Назови слова». Задание на развитие внимания. Чтение рассказа и вопросы. Тема 19. Капитан «П», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «П», «П’» (лепим из пластилина). Практика. Работа со слоговыми таблицами. Написание звука на помощниках-квадратах. Упражнение на фонематический слух «Звук заблудился». Задание на логику. Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках. Тема 20. Капитан «З», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «З», «З’» (раскрашиваем). Практика. Проговаривание всего алфавита (звуки). Упражнение на фонематический слух «Назови слово» Работа слоговой таблицей. Цепочка ассоциаций. Чтение рассказа и вопросы. Тема 21. Капитан «Г», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Г», «Г’» (украшаем). Практика. Работа со слоговыми таблицами. Упражнение на фонематический слух «Какой звук?» Задание на логику. Чтение рассказа и вопросы. Составление слогов в лодочках. 24 Тема 22. Капитан «В», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «В», «В’» (делаем аппликацию). Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Упражнение на фонематический слух «Назови братца» Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Тема 23. Принцесса «Я», 3 а.ч. Теория. Изучение буквы «Я», буква смягчает впереди стоящую согласную. Практика. Работа со 2-ой слоговой таблицей. Написание буквы на помощниках. Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение по карточкам. Тема 24. Капитан «Д», 3 а.ч. Теория. Изучение звуков «Д», «Д’» (раскрашивание). Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Чтение рассказа и вопросы. Цепочка ассоциаций. Составление слогов, игра «Ремонт лодочек». Тема 25. Капитан «Б», 3 а.ч. Теория. Изучение звуков «Б», «Б’» (делаем аппликацию Работа со 2-ой слоговой таблицей.) Практика. Упражнение на фонематический слух «Назови братца». Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Тема 26. Всегда твердый капитан «Ж», 3 а.ч. Теория. Изучение звука «Ж», всегда твердый (выкладывание из палочек) 18 Практика. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы. Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам. Тема 27. Всегда мягкий капитан «Й», 3 а.ч. Теория. Изучение звука «Й», всегда мягкий (делаем аппликацию). Практика. Работа с алфавитом по закреплению выученных звуков. Упражне ние на фонематический слух «Назови братца» Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. Тема 28. Всегда мягкий капитан «Ч», 2 а.ч. Теория. Изучение звука «Ч», всегда мягкий (выкладывание из палочек) Практика. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех мягких, глухих звуков нижнего ряда таблицы. Задание на развитие логики. Чтение по карточкам Составление слогов, игра «Ремонт лодочек». Тема 29. Принцесса «Ю», 2 а.ч. Теория. Изучение буквы «Ю», буква смягчает впереди стоящую согласную. Практика. Работа со 2-ой слоговой таблицей. Написание буквы на помощниках Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам. Тема 30. Всегда мягкий капитан «Щ», 2 а.ч. Теория. Изучение звука «Щ», всегда твердый (выкладывание из палочек) Практика. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех мягких, глухих звуков нижнего ряда таблицы. Задание на развитие логики. Чтение по карточкам Составление слогов, игра «Ремонт лодочек». Тема 31. Всегда твердый капитан «Ц», 2 а.ч. Теория. Изучение звука «Ц», всегда твердый (выкладывание из палочек) Практика. Работа со слоговой таблицей – пропевание всех твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы. Цепочка ассоциаций. Чтение по карточкам. Тема 32. Капитан «Ф», 2 а.ч. Теория. Изучение звуков «Ф», «Ф’» (делаем аппликацию). Практика. Работа со 2-ой слоговой таблицей Упражнение на фонематический слух «Назови братца». Задание на развитие внимания. Чтение по карточкам. 25 Тема 33. Принцесса «Е» и «Ё». 3 а.ч. Теория. Изучение букв «Е» и «Ё»,буквы смягчает впереди стоящую согласную. Практика. Работа со 2-ой слоговой таблицей. Написание букв на помощниках. Упражнение на фонематический слух – игра в слова на пополнение словарного запаса. Чтение рассказа и вопросы. Задние на развитие внимания. Тема 34. Итоговое занятие, 2 а.ч. Теория. Повторение и закрепление изученных букв и звуков. 26 27 28 29