Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 182 Краткая презентация образовательной программы дошкольного образовательного учреждения (ОП ДО в соответствии с ФОП) Екатеринбург, 2023 Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения – локальный нормативный акт, определяющий содержание дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении Программа разработана на основе: ✓ Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО), ✓ Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) ✓ с учетом нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования к условиям организации дошкольного образования, а также в соответствии с федеральными, региональными, муниципальными нормативными документами и локальными нормативными актами Программа направлена на выполнение Указов Президента Российской Федерации: ✓от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», ✓от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», ✓от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», ✓от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» Программа позволяет реализовать: 1) обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами; 2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовнонравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; 3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Цель Программы - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национальнокультурных традиций (п.41.1. ФОП ДО). Задачи разработаны на основе ФГОС ДО (п.1.6. ФГОС ДО), уточнены и расширены в ФОП ДО. Новые задачи (п.14.2. ФОП ДО) - обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО; - приобщение детей к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей; - построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития. Программа состоит из обязательная инвариантная вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений Обеспечивает физическое и психическое развитие детей в различных видах деятельности Структура ОП ДО Общие положения: 1. Целевой раздел Содержит: ➢ цели, задачи, принципы ФОП ➢ планируемые результаты освоения ФОП в разные периоды детства ➢ подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов Раскрывают назначение ОП ДО статус и особенности ОП, содержание разделов (целевого, содержательного и организационного) 2. Содержательный раздел Включает: ➢ задачи и содержание образовательной деятельности по образовательным областям во всех возрастных группах ➢ направления и задачи КРР ➢рабочую программу воспитания ➢ иные материалы 3. Организационный раздел Содержит: ➢ психологопедагогические, кадровые условия, МТО ➢ примерный режим дня ➢ примерный перечень произведений искусства ➢ примерный календарный план воспитательной работы ОП ДО включает - рабочая программа воспитания, - примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, - календарный план воспитательной работы. Учебно-методическая документация Иные компоненты планируемые результаты реализации программы, - педагогическая диагностика достижения планируемых результатов, - задачи и содержание образования (обучения и воспитания) по образовательным областям, - вариативные формы, способы, методы реализации Программы, - особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик, - способы и направления поддержки детской инициативы, - особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, - Направления обучения и воспитания – образовательные области: ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ «Физическое развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» Образовательная деятельность в ДОУ включает: образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы ДО (п.24.1. ФОП ДО). К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно-исследовательскую, коммуникативную художественной литературы (п.24.19. ФОП ДО) практики, чтение материальнотехнические кадровые психологопедагогические финансовые Условия реализации Программы развивающая предметно-пространственная среда Специфика контингента воспитанников ДОУ Количество воспитанников в ДОУ – 203 Количество групп общеразвивающей направленности – 8 Из них: Первая младшая группа – 2 Вторая младшая группа – 1 Средняя группа – 2 Старшая группа – 2 Подготовительная – 1 Количество воспитанников в группах – от 22 до 28 чел. Характеристика взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников Цели взаимодействия: ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ Задачи взаимодействия: ✓ Информирование родителей и общественности Обеспечение единства подходов к относительно целей дошкольного образования, воспитанию и обучению детей в общих для всего образовательного пространства условиях ДОО и семьи; повышение РФ, о мерах господдержки семьям, имеющим детей воспитательного потенциала семьи. дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО. Обеспечение психологопедагогической поддержки семьи и ✓ Просвещение родителей, повышение их правовой, повышение компетентности психолого-педагогической компетентности в родителей в вопросах образования, вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и ✓ Создание условий для развития ответственного и дошкольного возраста. осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи. Принципы взаимодействия: ✓ Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнерских Приоритет семьи в воспитании, отношений с родителями детей младенческого, обучении и развитии ребенка раннего и дошкольного возраста для решения Открытость образовательных задач. Индивидуально-дифференцированный ✓ Вовлечение родителей в образовательный процесс. подход Возрастосообразность Формы работы по взаимодействию с родителями ➢ Анкетирование ➢ Родительские собрания, конференции, мастер-классы ➢ Управление МБДОУ через родительский комитет ➢ Консультирование ➢ Родительские уголки и информационные стенды ➢ Дни открытых дверей ➢ Участие в создании развивающей среды ➢ Участие в педагогическом процессе (открытые просмотры, проекты, акции, привлечение родителей к подготовке праздников) ➢ Совместные мероприятия с участием воспитанников, педагогов, родителей Программа воспитания Разработана • на основе ФОП ДО, • требований Федерального закона № 304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся», • с учетом Плана мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Программа отражает интересы и запросы участников образовательных отношений: • ребенка, признавая приоритетную роль его личностного развития на основе возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей; • родителей ребенка (законных представителей) и значимых для ребенка взрослых; • государства и общества. Общая цель воспитания в ДОУ - личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: - формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; - формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, себе; - становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами (п..29.2.1.1 ФОП ДО) Общие задачи воспитания : 1. содействовать развитию личности , основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом: 2. способствовать становлению нравственности , основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести: 3. создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию 4. осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создание воспитывающих общностей. (п.29.2.1.2 ФОП ДО). Направления воспитания Патриотическое направление воспитания Духовно-нравственное направление воспитания Социальное направление воспитания Познавательное направление воспитания Физическое и оздоровительное направление воспитания Трудовое направление воспитания Эстетическое направление воспитания Концептуальные положения воспитательной системы ДОУ ✓ формирование общей культуры, духовно-нравственных ценностей, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, ✓ создание комфортных, безопасных условий для всестороннего развития, воспитания детей, их успешной социализации, ✓ сплочение и консолидация коллектива ДОУ, укрепление социальной солидарности, повышение доверия личности, к жизни в России, согражданам, коллегам, обществу, настоящему и будущему малой Родины, Российской Федерации, на основе базовых ценностей Российского гражданского общества и развитие у подрастающего поколения навыков позитивной социализации Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202212280044