Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СЕМЬ НОТ

Содержание:

1.Целевой раздел

2. Содержательный
раздел

3. Организационный
раздел

Название раздела
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3.Основные принципы обучения пению
1.4.Основные направления образовательной работы
вокальной студии
1.5.Связь с другими образовательными областями
1.6. Целевые ориентиры освоения программы
2.1.Характеристика возрастных и индивидуальных
способностей детей от 4 до 7 лет
2.2.Приемы обучения пению
2.3.Формы и методы реализации основных задач
программы
2.4.Направления работы по совершенствованию
аппарата
2.5.Календарно-тематический
план
непосредственно- образовательной деятельности
вокальной студии
3.1Календарный учебный график
3.2.Учебно-тематический план

стр
3
5
5
6
7
8
9
9
9
голосового
10
15

29
29

4. Взаимодействие с родителями

31

5. Методическое обеспечение программы

32

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 3 до 7(8) лет «Семь нот» (далее по тексту Программа) – учебнометодический документ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ) художественной направленности,
разработана в соответствии с требованиями в образовании, отраженными в следующих
документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и науки
РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.09.2020 г.
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих
программ» в соответствии с социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 182 от 12.11.2024 г. № 2081/46/36.
Данная Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии.
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности,

мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, которые так же
реализуются через систему дополнительного образования детей.
Современная образовательная среда – это условия, в которых каждый ребенок
развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. В России уделяется
огромное внимание развитию эстетического образования детей. Человек наделен от природы
особым даром-голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром,
выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных
оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития
музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно
реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей
к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок
находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое
пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением и без него.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Дошкольное детство – период бурного развития воображения, фантазии, важнейших
качеств творческой личности. В возрасте 4 – 7 лет потребность детей проявлять себя в
творчестве огромна. Очень важно на дошкольном этапе развития личности определить
способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать
неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.
В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей,
прежде всего музыкальные. Дошкольное детство создает благоприятные условия для их
формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности.
Он поет, танцует. Это создает возможность для проявления специальных способностей, в том
числе музыкальных. Высшим проявлением способностей является ТАЛАНТ. Возможность
выразить свои чувства в песне и танце, внимательно слушая музыку, в огромной степени
способствует эмоциональному, духовному, физическому развитию дошкольника. Сочетание
духовного и физического необходимо для развития личности ребенка. Пение способствует
развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому
произношению отдельных звуков и слогов, оно объединяет детей общим настроением, они
приучаются к совместным действиям.
У современных детей недостаточно сформирована музыкальная культура, дети
замкнуты, двигательная и вокальная активность слабая. Поэтому, появилась актуальная
необходимость в разработке Программы «Семь нот», которая поможет в работе с детьми, для
развития вокально-творческих способностей.
Данная программа поможет сформировать у дошкольников навыки вокальной
техники с элементами хореографии, а также нравственно-волевые качества личности:
настойчивость в достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения,
действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического, психического и
психологического здоровья детей.
Данная программа направлена на развитие у воспитанников МБДОУ вокальных
данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.
При разработке программы были изучены и проработаны следующие авторские
программы: программы Э.П. Костиной «Камертон», музыкальная ритмика «Топ-хлоп» Е.
Железневой, «Танцевальная мозаика» Е. Мартыненко, «Талант – восьмое чудо света» М.

Опришко.
Состав вокальной студии формируется с учётом запроса родителей и результатов
диагностики их вокальных навыков. Рассчитана на обучающихся 4-7 лет. Наполняемость группы
на занятиях – 12-15 детей.
Работа по Программе «Семь нот» строится на единых принципах и обеспечивает
целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с рекомендуемыми:
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом
учебной нагрузки с учётом требований СанПиН.
1.2 Цели и задачи
Цель: формирование эстетической культуры дошкольника; развитие эмоциональновыразительного исполнения песен; становление певческого дыхания, правильного
звукообразования, четкости дикции.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость
дошкольников.
2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским
народным песням и интерес к песням современных авторов.
3. Воспитание эстетического вкуса, любви к искусству, культуры поведения во
время занятий, культурно-досуговой и концертной деятельности.
4. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию,
качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты
интонирования, четкости дикции, подвижности голоса).
5. Расширять певческий диапазон. Развитие чистоты интонирования, четкой дикции,
правильного певческого дыхания, артикуляции.
6. Формировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений,
активного выражения своих чувств и настроений в пении, сопереживания.
7. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
8. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через
здоровьесберегающую технологию, дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения).
9. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального
исполнительства дошкольников.

1.3 Основные принципы обучения детей пению.
Программа соответствует следующим принципам:
Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения
детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и
искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир
ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
пности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных
навыков; приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню
музыкального развития детей каждой возрастной группы.
начале года даются
более легкие задания, чем в конце года; дети постепенно переходят от усвоенного,

знакомого к новому, незнакомому.
называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых
соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают
слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни
педагогом.
зана с умственной, волевой
активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное
значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных
интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение
песни.
их систематически не повторять, вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить
этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не
просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
1.4. Основные направления образовательной работы вокальной студии.
1.Певческая установка и дыхание.
Правильное положение корпуса, головы, плеч, рук и ног при пении сидя и стоя.
Дыхание брать перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до
конца фразы, не разрывать слова.
2. Звуковедение, дикция.
Четкое, ясное произношение слов в соответствии с характером сочинений,
короткое и одновременное произношение согласных в конце слов. Использование
дикционных упражнений, скороговорок.
3. Вокальные упражнения-распевания.
Систематическое использование маленьких попевок помогают педагогу выровнять
звучание голоса, добиться естественного легкого пения, расширить диапазон. Очень важно,
чтобы упражнения были доступны детям, имели интенсивное содержание или игровой
момент, ведь именно интерес помогает учащимся осознать выразительные особенности
музыкального произведения.
4. Строй и ансамбль.
Научить детей петь стройно в интонационном и ритмическом отношении.
Достижению чистоты интонирования поможет пение по музыкальным фразам цепочкой.
Этот прием даёт возможность в короткое время проверить уровень музыкального и
певческого развития большого количества детей, выявить, кто поёт правильно, а кто нет.
Этот прием помогает активизировать работу детей, следить за пением друг друга, вовремя
продолжить песню, точно интонируя. Одна из основных задач - петь активно и
индивидуально, с сопровождением и без него. Первоначальные навыки пения a capella
должны быть сформированы на маленьких несложных попевках и песнях. Исполнение a
capellaспособствует формированию у детей ладового слуха, точного интонирования.
5. Формирование исполнительских навыков.
Анализ словесного текста и его содержания. Воспитание навыков понимания

дирижерского жеста (указания дирижера: внимание, дыхание, начало, окончание пения),
понимание требований, касающихся агогических и динамических изменений.
6. Работа над исполнением хорового произведения.
Музыкальный руководитель должен раскрыть художественный образ
произведения, его настроение, характер. Это способствует эмоциональному восприятию
песни детьми, формированию у них музыкально-эстетического вкуса. Перед разучиванием
следует провести краткую беседу. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать
определенное отношение к произведению, соответствующее настроение.
1.5. Связь с другими образовательными областями.
«Социально-коммуникативное
развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»
«Художественно-эстетическое
развитие»

Привитие любви детей к пению, как художественной
деятельности
для
самовыражения.
Развитие
гражданской принадлежности, патриотических чувств.
Формирование основ безопасности собственной
жизнедеятельности
в
непосредственно
образовательной деятельности-обучении пению.
Расширение кругозора детей; воспитание вкуса
ребёнка
и
обогащение
его
разнообразными
музыкальными образами, развитие способностей к
самостоятельному творческому самовыражению.
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Художественное творчество.
Прививать детям любовь к пению, развивать
эмоциональную
отзывчивость, воспитывать
художественный вкус.
Развитие у детей творческой инициативы,
импровизации.

1.6. Целевые ориентиры освоения программы:
Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокальному творчеству
самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в
музыкально-драматических постановках);
Петь без напряжения, плавно, легким звуком, произносить отчетливо слова,
своевременно начинать и заканчивать песню, петь в сопровождении музыкального
инструмента;
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней
чувства и настроения;
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и
музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя
звучание);
Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с
аккомпанементом;
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно
артикулируя, правильно распределяя дыхание;
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него; Активно
участвовать в выполнении творческих заданий;
Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных
инструментах несложные песни и мелодии.
Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению
расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию
музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.
Обследования детей проводятся 2 раза в год. Основная задача мониторинга заключается в
том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние
непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении,
на развитие ребенка. Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с
помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы
вокальной студии являются концертные выступления в ДОУ, конкурсы на городском
уровне.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей 4 до 7 лет
У детей от 4 до 7 лет достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения
по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей этого возраста
появляется способность активного мышления. Интенсивно развивается их музыкальное
восприятие, оно становится целенаправленным. В работе по пению с детьми этого
возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности
развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое
звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное
пение следует исключить. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым
звуком. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более
глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными
музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут
правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная,
систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй
октавы).
Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального
мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом.
Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и
тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни.
Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не
умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
2.2. Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального
руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый
раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают
музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают
сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы
педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан
вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей,
подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои
ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, если делать
замечания, то очень деликатно.
2.3. Формы и методы реализации основных задач Программы
коллективная работа;
индивидуальная работа с «гудочниками»;
беседа;
распевание по голосам;

упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
дыхательная звуковая гимнастика;
артикуляционные упражнения;
игра на детских музыкальных инструментах;
музыкально-дидактические игры и упражнения;
концертные выступления;
участие в творческих городских и международных конкурсах.
2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата
Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый
педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию
голосового аппарата ребёнка, способствует формированию и становлению всесторонне и
гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование
певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и
метроритмического чувства включает решение следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя
или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову
не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в
небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но
наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике
широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса
свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом
у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра.
Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не
позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой
выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:
1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);
2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;
3) выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).
С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох
формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует
научить детей делать вдох через нос. Этот способ не только физиологически верно
организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию
дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при
голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы
гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при
пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться
комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же
время полноценным. К тому же привычка делать вдох через нос имеет
здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от
заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

При работе над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается
протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать
достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе
дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и
напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка
продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу,
если она не очень длинная.
3. Артикуляционная работа.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных
зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. При выработке
певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка
становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата,
освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания.
Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой
формы и несколько более расширена, чем при пении на «а». Гласный «и» обладает
собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой
«высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта
при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и
глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с
гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка.
Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт
возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука.
В работе над гласными следует:
а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;
б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту
создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;
в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных
гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой,
ей;
г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного
аппарата.
Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании
с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных
зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование
согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка,
отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются
при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают
большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука
применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой
дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением),
усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается
постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить
детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с
примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной
энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить
примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с
помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за
полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют
форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею
ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или
приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое
произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления
трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются
специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям
прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить
кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед
детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует
заранее подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью
является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с
обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий
наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами проводится с помощью специальных тренировочных
упражнений. Необходимо использование приема пропевания мелодии «легато» и
«стаккато».
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить
громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному
артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и
окончания пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться
выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Подбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям.
Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно
вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются
артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс
движений по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического
образа.

Структура программы
Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно
воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное
отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается
внимание, воображение, мышление и речь.
Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы
обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития
детей каждой возрастной группы.
В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в
конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая
наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие
органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие.
Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их
заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной
активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе,
выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их
систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не
упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить
этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не
просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Структура занятия
1.
Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо
предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать
распевание попевок (упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно
транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10минут.
Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных
упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и
исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед
началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного
результата.
2.
Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в
1- 2 минуты (физминутка).
3.
Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского
мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам.
Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по
фразам, динамическими оттенками.
4.
Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный
образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным
артистичным исполнением.

Перспективный план
Примерное распределение материала по программе
«Семь нот»
Обучающиеся 4-5 лет
Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением)
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

11
5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)

5

Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)
Песни из мультфильмов (под фонограмму
Упражнения и попевки

7
4
32

Всего

72

Обучающиеся 5-6 лет
Репертуар
Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )

Кол-во
часов
11

Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

5
7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

Обучающиеся 6-7 лет
Репертуар

Кол-во
часов

Русские народные песни (с музыкальным сопровождением )
Русские народные песни (без музыкального сопровождения)

11
5

Детские эстрадные песни (с фортепианным сопровождением)

8

Детские эстрадные песни (под фонограмму)
Песни из мультфильмов (с фортепианным сопровождением)

5
7

Песни из мультфильмов (под фонограмму

4

Упражнения и попевки

32

Всего

72

Календарно-тематический план
Обучающиеся 4-5 лет
Виды
Программные
деятельности
задачи
распевание
научить слышать
свой голос; научить распевать
слова;
Разучивание и
-учить правильно
исполнение песен интонировать
мелодию в
диапазоне ре - ля 1
октавы; - узнавать
вступление голоса
после вступления
и проигрыша
Музыкальная
грамота

Содержание
Музыкальный материал
занятий
Упражнения
на Различные
подачу голоса и распевки на слоги
распевание
гласных звуков
Знакомство с
различными
песнями и разбор их
содержания;
выучивание
наизусть

- различать
материал по двум

«Пляска с
листочками»;
«Зимняя песенка»;
«Дед Мороз»;
«Пляска с
погремушками »
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»
«Капельки»; «Вот иду я вверх,
вот

понятиям: где
петь, а где не петь;
- ноты и дом
Ритмические и
развивать чувство Картотека игр и
упражнений
рече- ритмические метро- ритма,
игры и
ритмический слух
упражнения

иду я вниз»; «Выше всех жираф
растёт»

Исполнение песен развивать
Исполнение
музыкальную
выученных
память (учить
песен
наизусть); групповое пение; включение
минимальных
движений

«Пляска с
листочками»;
«Зимняя песенка»;
«Дед Мороз»;
«Пляска с
погремушками »
«Мама»; «Вальс»;
«Весенние цветы»

Обучающиеся 5-6 лет
Виды
Программные
деятельности
задачи
распевание

Содержание
занятий

Развивать диапазон Упражнения на
детского голоса; развитие слуха и
учить брать дыхание голоса
после вступления и
между
музыкальными
фразами

Музыкальный материал
«Вот такая чепуха», «На птичьем
дворе» Рыбкина,
«Пляшут зайцы»,
«Дождик» Френкель

Разучивание и
исполнение
песен

-учить чисто
интонировать
мелодию в
диапазоне «ре» 1
октавы, до «до» 2;
учить вместе
начинать и
заканчивать песню;
петь с муз.
сопровождением и
без него;
выразительно
исполнять песни с
разным
эмоциональнообразным
содержанием Петь
без напряжения,
протяжно,
подвижно,
легко,отрывисто

Музыкальная
грамота

- различать звуки по
высоте, по
длительности; учить различать и
называть отдельные
части
муз.произведения
вступление,
проигрыш,
заключение, куплет,
припев

Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения

развивать чувство
метро – ритма, развивать
ритмический слух

Знакомство с
новой песней,
беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и текста.
пение по руке,
пение по фразам,
пение мелодии на
фразы, на слоги

«Паучок» К.Костин,
«Цветные огоньки» М.
Карминский,
«Манная каша» Г. Абелян,
«Хомячок» Г. Абелян, «Гномик»
О.Юдахина,
«Новогодняя песенка»
Германовска

«Музыкальный букварь»
Разучиваемые произведения

Картотека игр и
упражнений

Исполнение
песен

развивать
музыкальную
память, - учить
сольному
исполнению, - учить
петь выразительно в
разных темпах,
меняя динамические
оттенки

Пение ранее
выученных песен
подгруппой и по
одному, пение с
движением,
инсценирование
песен

Обучающиеся 6-7 лет
Виды
Программные задачи
деятельности

«Паучок»,
«Цветные огоньки»
М.Карминский
,«Манная каша»,
«Хомячок» Г.Абелян,
«Гномик» О.Юдахина,
«Новогодняя песенка»
Германовская.

Содержание
занятий

Музыкальный материал

распевание

Развивать диапазон
Упражнения на
детского голоса; - учить развитие слуха и
брать дыхание после
голоса
вступления и между
музыкальными фразами

«Вот такая чепуха», «На
птичьем дворе» Рыбкина,
«Пляшут зайцы»,
«Дождик» Френкель

Разучивание и
исполнение
песен

-учить чисто
интонировать мелодию в
диапазоне «ре» 1
октавы, до «до» 2; учить
вместе начинать и
заканчивать песню; петь
с муз. сопровождением и
без него; выразительно

«С нами друг» Г. Струве,
«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки» Л.Туркина,
«Я рисую море»
Н.Тимофеева,

Музыкальная
грамота

Знакомство с новой
песней, беседа по
содержанию,
разучивание
мелодии и текста.
пение по руке,
пение по фразам,
пение по руке,

исполнять песни с
мелодии на фразы,
разным эмоционально- на гласные слоги
образным содержанием
Петь без напряжения,
протяжно, подвижно,
легко,отрывисто

«Кэти и Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка» А. Морозова,
«Зелёные ботинки»
С. Гаврилова.

- различать звуки по
высоте, по
длительности; - учить
различать и называть
отдельные части
муз.произведения
вступление, проигрыш,
заключение, куплет,
припев

«Музыкальный букварь»
Разучиваемые произведения

Ритмические и
речеритмические
игры и
упражнения

развивать чувство
ритма,
- развивать
ритмический слух

Картотека игр и
упражнений

Исполнение
песен

развивать музыкальную
память, - учить
сольному исполнению, учить петь выразительно
в разных
темпах,тональностях
меняя динамические
оттенки

Пение ранее
выученных песен
подгруппой и по
одному, пение с
движением,
инсценирование
песен

«С нами друг» Г. Струве,
«Гномики»
К. Костина,
«Почемучки» Л.Туркина,
«Я рисую море» Н.Тимофеева,
«Кэти и Петя» О.Поляковой,
«Мурлыка» А. Морозова,
«Зелёные ботинки»
С. Гаврилова.

Сентябрь: Мониторинг знаний и умений детей в области «Музыка» по программе
«Камертон» Э.П.Костиной.

Содержание работы
1.
Коммуникативная
игра-приветствие.

Октябрь
Задачи
Освоение
установление
психологическая
работу.

Музыкальный
материал
пространства, «Приветствие»
контактов, Модель
настройка
на Евдокимовой.
«Здравствуйте»

И.

2. Артикуляционная

гимнастика по системе В.
Емельянова.

3. Интонационно-

фонетические
упражнения.

4. Скороговорки.

Чистоговорки.

Упражнения
распевания.
5.

6. Песни.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков. Следить за правильной
певческой артикуляцией.

Картушина.
1.
«Прогулка»
(Занятие-игра).
2.
«Паровоз»
Короткий
вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация
губ.
«Самолёт»- на звук
«У» (протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая и понижая
голос)

Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.

для Упражнять
детей
в
чистом
интонировании
поступенного
и
скачкообразного движения мелодии
вверх и вниз.

«Говорил попугай
попугаю».
«Тигры».«Вёз
корабль карамель».
«Кит-рыба».

Побуждать детей петь естественным
голосом, без напряжения, правильно
брать дыхание между музыкальными
фразами и перед началом пения;
Побуждать детей исполнять песни
лёгким звуком в подвижном темпе и
напевно в умеренном;
Петь
естественным
звуком,
выразительно, выполнять логические
ударения в музыкальных фразах,
отчётливо пропевать гласные и
согласные в словах.
Побуждать детей исполнять песни а

1.
«Котенок
и
бабочка»
2. «Птичка и Лиса»
3. «Машенька и
Медведь»
А.Евтодьевой
«Плакала березка»,
муз.
и
сл.
И.Осокиной
«Белые кораблики»
муз. и сл. К.Костина

капелла.
Количество занятий - 4
Ноябрь
Содержание работы

Задачи

1. Игра-приветствие.

Психологическая
занятие.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Подготовка голосового аппарата к
дыхательным,
звуковым
играм,
пению. Способствовать правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.

3. Интонационнофонетические
упражнения.

Упражнять в точном интонировании
трезвучий, удерживать интонации на
повторяющихся
звуках.
Выравнивание гласных и согласных
звуков.
Формировать
звучание
голоса ближе к фальцетному.
Следить за правильной певческой
артикуляцией.
Упражнять
детей
чётко
проговаривать текст, включая в
работу артикуляционный аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление, повествование, вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением
и замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия). Петь на одном
звуке. (Далее задачи те же).

4. Скороговорки.
Чистоговорки.

5
Упражнения
распевания.

6. Пение.

настройка

на

для Расширять диапазон детского голоса,
точно попадать на первый звук.
Слышать и передавать поступенное и
скачкообразное движение мелодии.
Самостоятельно попадать в тонику.

Музыкальный
материал
Упражнения:
1. «В гости».
2. «Здравствуйте».
М. Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки».
«Весёлый язычок».

Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э»
в
разной
последовательности.
Игра со звуком:
«Волшебная
коробочка».
Няня мылом мыла
Милу…»
«Сорок сорок ели
сырок…»
«Шла Саша…»
Знакомый материал.

«Фокус-покус».
«Чудо-лесенка».
«Храбрый
портняжка»
А.Евтодьевой

1. Продолжать побуждать детей петь «Капризная
естественным
голосом,
без песенка» муз. и сл.
напряжения,
правильно
брать И. Горбиной

дыхание
между
музыкальными «Ябеда-корябеда»
фразами и перед началом пения;
Б.Савельева
2. Петь выразительно, передавая
динамику не только куплета к
куплету, но и по музыкальным
фразам;
3.
Выполнять
паузы,
точно
передавать ритмический рисунок,
делать
логические
(смысловые)
ударения в соответствии с текстом
песен;
4. Петь лёгким, подвижным звуком,
напевно, широко, с музыкальным
сопровождением и без него.
Количество занятий - 5

Содержание работы

Декабрь
Задачи

Музыкальный
материал
1. Коммуникативная игра- Освоение пространства, установление 1. «Приветствие»
контактов,
психологическая Модель
приветствие.
И.
настройка на работу.
Евдокимовой.
2. Артикуляционная
Развивать
певческий
голос, 2. «Здравствуйте»
гимнастика по системе В. способствовать
правильному Картушина.
Емельянова.
звукообразованию,
охране
и
укреплению
здоровья
детей. «Лошадка»
Подготовить речевой аппарат к прищёлкивание,
язычок;
работе над развитием голоса.
«Паровоз»
Короткий
вдох,
долгий выдох;
3. ИнтонационноУпражнять
детей
«рисовать» «Машина»фонетические
голосом,
изображать
звуковой вибрация
губ.
упражнения.
кластер;
«Самолёт»- на звук
Побуждать детей соотносить своё «У» (протяжно, на
пение с показом рук, добиваясь при цепном дыхании,
этом осмысленного, эстетичного, повышая и понижая
выразительного и разнообразного голос).
музыкального
действия.
Использовать карточки для работы
Пропевание
руками по извлечению звука.
4. Скороговорки, стихи.
Упражнять
детей
чётко гласных « А-О-Упроговаривать текст, включая в И-Э»
в
разной
работу артикуляционный аппарат; последовательности
голосом:
Развивать
образное
мышление, Игра

мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Побуждать
детей
использовать
различные
эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
5
Упражнения
распевания.

для Закреплять у детей умение чисто
интонировать
при
поступенном
движении
мелодии,
удерживать
интонацию на одном повторяющемся
звуке;
точно
интонировать
интервалы. Упражнять в точной
передаче
ритмического
рисунка
мелодии хлопками во время пения.

6. Пение.

Побуждать
детей
к
активной
вокальной деятельности.
Побуждать детей петь в унисон, а
капелла.
Отрабатывать перенос согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного
пения,
без
напряжения, плавно, напевно.
Развивать у детей умение петь под
фонограмму.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

«Звуки Вселенной»
Модель Т. Боровик.
(Восход и заход
солнца;
парад
планет - унисон).
«По
волнам»,
«Качели»,
«По
кочкам».
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
«Уточка»,
«На дворе трава».
Знакомый
репертуар.
«Храбрый
портняжка»,
«Золушка
и
сестры»
А.Евтодьевой,
«Гроза»
Знакомый
репертуар.
«Дед
Морозхудожник» муз. и
сл. Л.Еремеевой
«Веселый
Дед
Мороз» муз. и сл.
А.Варламова

Количество занятий - 4
Январь
Содержание работы

Задачи

1. Коммуникативная играприветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Подготовить
речевой
аппарат
к
дыхательным и звуковым играм.
Развивать дикцию и артикуляцию.

3. Интонационнофонопедические

Побуждать детей ощущать и передавать
интонацию в пении упражнений.

Музыкальный
материал
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
Работа
с
губами:
(покусать
зубами
верхнюю
и
нижнюю губу).

упражнения.

4. Скороговорки.
Стихи.

5. Упражнения
распевания.

6. Пение

Количество занятий - 4

Упражнять детей «рисовать» голосом,
пропевать ультразвук. Побуждать детей
соотносить своё пение с показом рук,
добиваясь при этом осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного музыкального действия.
Использовать карточки для работы
руками по извлечению звука.
Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат. Формировать
слуховое восприятие. Побуждать детей
использовать различные эмоциональные
выражения: грустно, радостно, ласково,
удивлённо
для Продолжать работу над развитием
голоса детей.
Петь
плавно,
добиваясь
чистоты
звучания каждого интервала
1. Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать
дыхание
между
музыкальными фразами и перед началом
пения;
2. Совершенствовать умение вовремя
начинать пение после музыкального
вступления, точно попадая на первый
звук;
4. Чисто интонировать в заданном
диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового и
индивидуального пения с музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать исполнительское
мастерство.
7. Побуждать детей работать с
микрофоном.

Упр.
«Я
обиделся»,
«Я радуюсь».
«Крик ослика»
(Й – а...)
«Крик в лесу»
(А – у).
«Крик чайки»
(А! А!).
«Кричит
ворона» (Кар).
«Скулит
щенок» (И-и-и)
«Пищит
больной
котёнок» (Мяу
жалобно).
«Король
на
корону
копейку
копил».
Чтение текста
песен.
Знакомый
репертуар.
1. «Волк и
красная
шапочка»
2.
«По
щучьему
веленью»
А.Евтодьевой
«Дело было в
январе»
В.Шаинского
Повторение
знакомых
песен

Февраль
Содержание работы

Задачи

1. Коммуникативная играприветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.

2. Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

Развивать
певческий
голос,
способствовать
правильному
звукообразованию, охране и укреплению
здоровья детей.

3. Интонационнофонопедические
упражнения.

Упражнять детей выполнять голосом
глиссандо снизу вверх и сверху вниз с
показом движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
Упражнять детей долго тянуть звук –У меняя при этом силу звучания. Развивать
ритмический слух.

4. Скороговорки.
Чистоговорки.

5.
Упражнения
распевания.

6. Песни.

Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный
аппарат;
Проговаривать с разной интонацией
(удивление,
повествование,
вопрос,
восклицание), темпом (с ускорением и
замедлением, не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ и
показывать действия).
для Упражнять детей во взятии глубокого
дыхания.
Развивать
артикуляцию,
прикрытый звук.

Музыкальный
материал
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
«Здравствуйте»
Картушина.
1. «Прогулка»
(Занятие-игра).
2. «Паровоз» Короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на
звук
«У»
(протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос)
«Самолёты»,
«Самолёт
летит»
М.
Картушиной.
«Мороз»
(по
методу
Емельянова)

«Вёз корабль
камень»,
«Ди-ги, ди-ги
дай»
1. Уточнить умение детей вовремя «Петя шёл»
–
вступать
после
музыкального «Думал
вступления, точно попадая на первый думал»
звук;
2. Чисто интонировать в заданном
диапазоне.
3. Совершенствовать умение детей петь с 1.
«Три
динамическими оттенками, не форсируя медведя»

звук при усилении звучания.
4.
Развивать
вокальный
слух,
исполнительское мастерство, навыки
эмоциональной выразительности.
5. Побуждать
детей
работать
с
микрофоном.

А.Евтодьевой
Знакомые
распевки.
1. «Песенка про

папу»
В.Шаинского
2. «Модницы»
И.Ростовцева

Количество занятий - 4
Март
Содержание работы

Задачи

Музыкальный
материал
1. Игра-приветствие.
Психологическая настройка на занятие.
Упражнение:
«В
гости».
2. Артикуляционная
Подготовка голосового аппарата к «Здравствуйте».
гимнастика по системе В. дыхательным, звуковым играм, пению. Картушина.
Емельянова.
Способствовать
правильному
звукообразованию,
охране
и
укреплению здоровья детей.
3. ИнтонационноФормировать звучание голоса в разных Упражнения:
фонопедические
регистрах, показывая высоту звука «Обезьянки».
упражнения.
рукой Следить за правильной певческой «Весёлый
артикуляцией.
язычок».
4. Чистоговорки.
Упражнять детей чётко проговаривать Знакомый
текст,
включая
в
работу репертуар.
артикуляционный
аппарат; «Лягушка
и
Проговаривать с разной интонацией кукушка»
(удивление, повествование, вопрос, Игры
со
восклицание), темпом (с ускорением и звуком:
замедлением, не повышая голоса), «Волшебная
интонацией (обыгрывать образ и коробочка»,
показывать действия). Петь на одном «Волшебные
звуке.
предметы».
5.
Упражнения
для Расширять диапазон детского голоса. «Няня мылом
распевания.
Упражнять детей точно попадать на мыла Милу…»
первый звук. Самостоятельно попадать в «Сорок сорок
тонику. Развивать «цепное» дыхание, ели сырок…»
«Шла Саша…»
уметь интонировать на одном звуке.
Знакомый
Упражнять связывать звуки в «легато».
6. Пение.
Побуждать детей к активной вокальной материал.
деятельности.
Закреплять умение петь в унисон, а 1.
«Теремок»
капелла, пропевать звуки, используя Л.Олифировой

движения рук.
Отрабатывать
перенос
согласных,
тянуть звук как ниточку.
Способствовать развитию у детей
выразительного пения, без напряжения,
плавно, напевно.
Продолжать развивать умение у детей
петь под фонограмму и с микрофоном.
Формировать сценическую культуру
(культуру речи и движения).

2. «Вот такая
чепуха»
И.Рыбкиной
«Мамочка моя»
А.Ермолаева»
«Пешкиложки»
Ю.
Турнянского

Задачи

Музыкальный
материал
1.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.
«Лошадка»
прищёлкивание,
язычок;
«Паровоз»
короткий вдох,
долгий выдох;
«Машина»вибрация губ.
«Самолёт»- на
звук
«У»
(протяжно, на
цепном
дыхании,
повышая
и
понижая голос).
Проговаривание
текста
песен,
попевок.
«Уточка»,
«На
дворе
трава».
Знакомый
репертуар.

Количество занятий -4
Апрель
Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.
2. Артикуляционная
Развивать
певческий
голос,
гимнастика по системе В. способствовать
правильному
Емельянова.
звукообразованию, охране и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
3. ИнтонационноФормировать более прочный навык
фонетические упражнения. дыхания,
укреплять
дыхательные
мышцы, способствовать появлению
ощущения
опоры
на
дыхании,
тренировать артикуляционный аппарат.
4. Скороговорки, стихи.
Упражнять детей чётко проговаривать
текст,
включая
в
работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость.
Формировать слуховое восприятие.
Побуждать
детей
использовать
различные эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково, удивлённо
и.т.д.
5.
Упражнения
для Добиваться более лёгкого звучания;
распевания.
развивать подвижность голоса.
Удерживать интонацию на одном
повторяющемся
звуке;
точно
интонировать интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического рисунка

6. Пение.

мелодии хлопками во время пения.
Повысить жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
Продолжать побуждать детей петь
естественным голосом, без напряжения,
правильно
брать дыхание
между
музыкальными фразами,
и перед
началом пения.
Чисто
интонировать
в
заданном
диапазоне.
Закреплять
навыки
хорового
и
индивидуального
выразительного
пения.
Формировать сценическую культуру.
Продолжать побуждать детей работать с
микрофоном.

«Я хороший»,
«Да
и нет»
В.Н.Петрушина.
1. «Стрекоза и
рыбка»
2.
«Кот
и
петух»
А.Евтодьевой
1. «Лошадка»
(амер.
нар.песня)
2. «Что такое
семья?»
Е.Гомоновой

Задачи

Музыкальный
материал
1.
«Приветствие»
Модель
И.
Евдокимовой.
2.
«Здравствуйте»
Картушина.

Количество занятий -4
Май
Содержание работы
1. Коммуникативная играприветствие.
2. Артикуляционная
гимнастика по системе В.
Емельянова.

3. Интонационнофонетические упражнения.

4. Скороговорки, стихи.

Освоение пространства, установление
контактов, психологическая настройка
на работу.
Закреплять
работу
по
развитию
певческого
голоса,
способствовать
правильному звукообразованию, охране
и
укреплению
здоровья
детей.
Подготовить речевой аппарат к работе
над развитием голоса.
Закреплять умение выстраивать голосом
звуковую линию;
Закреплять умение детей соотносить
своё пение с показом рук, добиваясь при
этом
осмысленного,
эстетичного,
выразительного
и
разнообразного
музыкального действия. Использовать
карточки для работы руками по
извлечению звука.
Закреплять
умение
детей
чётко
проговаривать текст, включая в работу
артикуляционный аппарат; Развивать
образное
мышление,
мимику,
эмоциональную
отзывчивость..
Использовать
различные

«Прогулка» М.
Лазарев.

Голосовая
разминка:
«Весна»,
Модель
Т.Боровик

5.Упражнения
распевания.

6. Пение.

эмоциональные выражения: грустно,
радостно, ласково, удивлённо и.т.д.
для Повысить жизненный тонус, настроение
детей, эмоциональное благополучие,
уметь
раскрепощаться.
Закреплять
вокальные навыки детей.
Совершенствовать вокальные навыки:
Петь
естественным
звуком
без
напряжения;
Чисто
интонировать
в
удобном
диапазоне;
Петь а капелла, под аккомпанемент, под
фонограмму;
Слышать и оценивать правильное и
неправильное пение;
Самостоятельно попадать в тонику;
Самостоятельно использовать навыки
исполнительского
мастерства,
сценической культуры.

Проговаривание
текста
песен,
попевок.
Знакомый
репертуар.
«Только
смеяться»,
«Я хороший»,
Знакомый
репертуар.
1. «Любимый
детский
сад»
К.Костина
«В
самый
первый
раз»
Н.Разуваевой.

Количество занятий - 4
План выступлений
Осенний праздник
Новогодний праздник
Выступление для детей младших групп
Концерт для пап
Выступление на утреннике «Мамина радость»
Выступление для детей младших групп
Выступление на выпускном утреннике

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Планируемые результаты
Дети имеют опыт восприятия песен разного характера, проявляют устойчивый
интерес к вокальному искусству. Поют естественным голосом, протяжно. Умеют
правильно передавать мелодию в пределах ре-до2 октавы, чисто интонируют. Различают
звуки по высоте, слышат движение мелодии, поступенное и скачкообразное. Точно
воспроизводят и передают ритмический рисунок. Умеют контролировать слухом качество
пения. Выработана певческая установка. Могут петь без музыкального сопровождения.
Дети проявляют интерес к вокальному искусству. Умеют петь естественным голосом, без
напряжения, протяжно. Внятно произносят слова, понимая их смысл, правильно
пропевают гласные в словах и правильно произносят окончания слов. Могут петь без
помощи руководителя. Проявляют активность в песенном творчестве; поют дружно, не
отставая и не опережая друг друга.
Предполагаемый результат:

1. Проявление интереса к вокальному искусству
2. Умение петь естественным голосом, протяжно, а так же восприятие песен
разного характера
3. Умение петь без помощи музыкального руководителя.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние каникулы
Летние каникулы
Продолжительность
учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Всего в неделю занятий
(НОД)
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Занятие (Непрерывная
образовательная
деятельность)
Продолжительность
перерыва
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов
освоения программы
Итоговые мероприятия

младшая группа
(4 – 5 лет)

старшая группа
(6 – 7 (8)лет)

01 сентября
29 мая

01 сентября
29 мая

31 декабря – 11 января
01 июня – 31 августа
36 недель

31 декабря – 11 января
01 июня – 31 августа
36 недель

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

2

2

40 мин

60 мин

20 мин

30 мин

10 мин

10 мин

начало учебного года
01 – 12 сентября
конец учебного года
18 – 29 мая

начало учебного года
01 – 12 сентября
конец учебного года
18 – 29 мая

Открытое занятие

3.2 Учебно-тематический план:
Программа деятельности вокальной студии по развитию певческих
способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного
образования детей в МБДОУ ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 4
до 7 лет и рассчитана на 1 год. Состав вокальной студии формируется с учётом
желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость
группы на занятиях – 12 - 15 детей.

Работа вокального коллектива строится на единых принципах и обеспечивает
целостность
педагогического
процесса.
Непосредственно
образовательная
деятельность
студии
проводится
в
соответствии
с
рекомендуемыми:
продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада;
объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН.
Направления
развития детей
(образовательная
область)

Вид детской
деятельности

Количество занятий, общая нагрузка/часы

Длительность
(в мин.)

Социальнокоммуникативно
е

Коммуникативная,
познавательноисследовательская

1 год обучения
(дети 4 – 5 лет)

1 год обучения
(дети
6 до 7 (8) лет)

20

30

В неделю

В год

2

72

В
неделю
2

В год
72

Непосредственно - образовательная деятельность вокальной студии проводится во
вторую половину дня, продолжительностью 20-30 минут. Диагностика детей
проводится в начале и в конце учебного года. На занятии должна иметь место как
коллективная, так и индивидуальная работа. В течение учебного года планируется
ряд творческих показов: участие в концертных мероприятиях МБДОУ, утренниках,
конкурсных выступлениях.
3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы возложена на педагога, имеющего высшее образование.
№
п/п
1

ФИО
работника

Дата
рождения

Стаж
работы

Образование

Квалификационная
категория

Анохина
Анастасия
Федоровна

09.08.1995

1 год

ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный
университет»,
2018 г.,
специальность – 44.03.05
Педагогическое образование (с
двумя профилями
подготовки), квалификация –
бакалавр;
ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный
педагогический университет»,
2023 г., специальность –
44.04.01 Педагогическое
образование, квалификация –

Не имеет

магистр 44.04.01
педагогическое образование;

4 Работа с родителями
Мероприятия

Дата

Ответственный

Анкетирование с целью выявления уровня
осведомления родителей о деятельности
студии.
Родительские собрания по ознакомлению
родителей с работой вокальной студии:
цели и задачи.
Распространение информационных
материалов: папка- передвижка
«Родительский вестник», памятки, буклеты.
Консультации в рамках консультационного
пункта. (на темы: «Как охранять детский
голос», «О колыбельных песнях и их
необходимости», «Как развивать
музыкальный слух у ребенка», «Музыка и
дети, музыкатерапия»
Оказание информационной поддержки
родителям, поддержка их
заинтересованности в проявлении таланта
детей.
Помощь родителям по созданию
предметно-развивающей среды в семье и
соблюдение охраны
детского голоса.
Семинар – практикум « Охрана детского
голоса».
Участие в совместных праздниках,
выступлениях и конкурсах.
Совместное подпевание, инсценирование и
исполнение знакомых песен, просмотр
презентаций и видеороликов к песням
вместе с родителями.
Семинар – практикум «Игры с голосом».

сентябрь

Ответственный музыкальный
руководитель, воспитатели

октябрь

Музыкальный руководитель
и воспитатели

В течение
года

Зам. зав.
Музыкальный руководитель,
воспитатели

В течение
года

Музыкальный руководитель

В течение
года

Музыкальный руководитель

В течение
года

Музыкальный руководитель
Воспитатели

Февраль

Создание песенников и иллюстраций к ним
вместе с родителями.

Март

Зам. зав.
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители

Привлечение родителей к изготовлению
костюмов к праздникам и конкурсам.
Закрепление игр с голосом с родителями.

В течение
года
Апрель

Отчетный концерт

май

Музыкальный руководитель
Воспитатели.
Музыкальный руководитель
Воспитатели
Родители.
Музыкальный руководитель,
Воспитатели, родители

5 Методическое обеспечение Программы.
Для успешной реализации данной Программы необходимо:
Технические средства обучения:
1. Электропианино.
2. Музыкальный центр.
3. Компьютер.
4. Мультимедийное оборудование.
5. Микрофоны.
6. Музыкальные инструменты.
7. CD, DVD диски.
Учебно – наглядные пособия
1. Плакаты, схемы.
2. Иллюстрации.
3. Игрушки.
4. Дидактические игры.
5. Детские музыкальные инструменты.
6. Презентации.

ЛИТЕРАТУРА
1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: « Советский композитор», 1989 г.
– 33
2. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие
детского голоса. - М.; 1963 г. – 58 с.
3. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: «Беларусь», 2003 г. –
232 с. 4. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: « Музыка», 1989 г. - 112 с.
5. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: «Лексис», 2005 г. – 48 с.
6. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: «ГНОМ- ПРЕСС»,
2000 г. - 33 с.
7. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального
слуха у детей дошкольного возраста. - М.; 1963 г. – 175 с.
8. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической школы.
Музыка. 1-3 классы трехлетней начальной школы. - М.; 1988 г. – 201 с.
9. Каплунова И., Новоскольцева И. Весёлые нотки. - Санкт – Петербург «Невская
нота», 2011 г. – 121 с.
10. Каплунова И., Новоскольцева И. Как у наших у ворот. – Санкт – Петербург:
«Композитор», 2003 г. –
11. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник шаров. – Санкт – Петербург:
«Невская нота», 2011 г. – 106 с.

12. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию
детей дошкольного возраста «Ладушки». – Санкт-Петербург «Невская нота», , 2010 г. – 45
с.
13. Каплунова И., Новоскольцева И. Рождественские сказки. - Санкт- Петербург
«Невская нота», , 2012 г. – 45 с.
14. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм. -«Композитор»,
2005 г. – 73 с.
15. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство
«Скрипторий», 2010 г. – 213 с.
16. Кудряшов А. Песни для детей //Настольная книга музыкального руководителя
/ вып. №7. – Ростов-на-Дону «Феникс». 2012 г.- 93 с.
17. Мелодии времен года / Составитель Г. В. Савельев. Мозырь: РИФ «Белый
ветер», 1998 г. – 44 с.
18. Метлов Н.А. Вокальные возможности дошкольников // Дошкольное
воспитание / вып. №11. - М.; 1940 г.- 123 с.
19. Мовшович А. Песенка по лесенке. - М.: « ГНОМ», 2000 г. – 64 с.
20. Музыкально-игровые этюды // Музыкальный руководитель / вып. №2. - М.,
2004 г. – 76 с.
21. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет /
Составитель Т. М. Орлова С. И. Бекина. - М.: « Просвещение», 1987 г. – 144 с.
22. Яковлев А. О физиологических основах формирования певческого голоса17 //
Вопросы певческого воспитания школьников. В помощь школьному учителю пения. - Л.,
1959 г. – 103 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».