Консультация «Как научить детей дружить?»

02.09.2020

В дошкольном возрасте мир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь - это не только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по мере взросления вашего малыша все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие пакости. Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их - важнейшая задача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, - а это одно из самых тяжёлых переживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. На положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является его способность к сопереживанию и помощи сверстникам.

Обще­ние в группе сверстников существенно отражается на развитии лично­сти ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками.

С каждым годом коммуникативное развитие детей, т.е. умение общаться становится все хуже. Школы жалуются, что первоклассники не умеют общаться, сотрудничать, договариваться, - они умеют читать, писать, считать, но они не умеют главного – дружить!

Т.е. вы понимаете, тенденции очень тревожные. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы коммуникативного навыка, от того, как сейчас ребенок общается во многом зависит его дальнейшая жизнь.

Вспоминайте наше детство, мы общались с друзьями дни напролет, ссорились – мирились, и вместе с тем усваивали этот важный навык общения. А сейчас? Родителям спокойнее если ребенок сидит дома перед компьютером. Общение сократилось в разы и это очень заметно в детском саду. Сократилась даже потребность в общении.

 

ПРИЧИНЫ ПОПУЛЯРНОСТИ

•         Уровень развития навыков общения

•         Степень развития игровых навыков

•         Неразвитая потребность в общении

•         Эмоциональные, поведенческие нарушения

•         Частые заболевания, редкое посещение детского сада

•         Личностные особенности (например, завышенная или заниженная самооценка)

•         Привлекательный (непривлекательный) внешний вид

•         Обладание заманчивыми игрушками

 

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

В старшем дошкольном возрасте в детском сообществе наиболее востребованными становятся нравственные качества, такие как:

•         мягкость,

•         отзывчивость,

•         способность помочь и уступить,

•         доброжелательность.

В основе этих качеств — особое, личностное отношение к сверстнику, когда другой ребенок является не конкурентом, а самоценной и уникальной личностью. Такие отношения складываются у некоторых детей уже к концу дошкольного возраста, и именно они делают ребенка успешным в сфере общения и популярным среди сверстников.

 

ТРУДНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ХАРАКТЕР ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Для того, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности в общении, необходимо понять их причины. Одной из них может быть нарушение взаимоотношений внутри семьи:

 

Гиперопека Дома ребенок привык к тому, что он всегда в центре внимания. В детском коллективе все будет совсем по-другому. И если он не будет сам интересоваться другими детьми, к нему вряд ли кто-то подойдет подружиться.


Личный пример Дети многое постигают, глядя на нас. И если мы сами – люди веселые и общительные, у нас есть настоящие друзья, и ребенок видит наше неподдельное участие в их жизни, то это будет лучшими уроками дружбы, которые мы сможем преподнести нашим детям.

 

Другие дети Часто проблемы в общении у детей возникают оттого, что его первые контакты в детском саду или во дворе были неудачны.

 

Например, чей-то не особенно воспитанный ребенок обзовет его обидным словом…
Лучше заранее позаботиться о том, чтобы ваш ребенок знал, как суметь постоять за себя. Научите его этому, а потом… Чем самостоятельнее он справится с такой проблемой, тем увереннее он будет себя ощущать.

  Хочу такой сайт

Зависимость от родителей Ребенок так привык, что вы все время находитесь где-то рядом с ним, что когда остается один, совершенно теряется, становится стеснительным и даже не знает, как подойти к другим детям.

 

Есть и более сложные — психофизиологические особенности ребенка:

•         определенная незрелость или минимальные поражения нервной системы,

•         неспособность сопереживать другому ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок, просмотре мультфильмов;

•         неумение регулировать свои эмоции и поведение;

•         проявление отрицательных эмоций и страхов постоянного характера в процессе общения.

Неред­ко эти факторы действуют одновременно, поскольку взрослые недооценивают (по своему незнанию) или попросту игнорируют те особенности нервной системы ребенка, которые лежат в основе трудностей поведения, и пытаются «исправить» ребенка различными неадекватными воспитательными воздействиями.

 

ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ?

v И начать нужно с умения знакомиться. Здесь вам помогут любимые игрушки. Поиграйте в ролевую игру "Знакомство". Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с "тем, кто сидел в пруду". Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: "Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки..."

v Научите ребенка принимать в расчет чувства другого человека, учите его сочувствию и справедливости. Это очень важные социальные навыки, которые в дальнейшем помогут ему не только найти верных друзей, но и дружить в течение долгого времени.

v Рассказывайте о своих друзьях детства, заводите с ним разговоры о его товарищах из детского сада, выражайте свое позитивное отношение к ним: "А как поживает твоя подружка Вика? Хорошая девочка, правда?

v Не возражайте, если ребенок захочет пригласить домой кого-нибудь из знакомых ребят, чтобы поиграть. Находите время хоть иногда поиграть вместе с ребятами. Это даст вам возможность понаблюдать за отношением вашего малыша с приятелями, выявить возможные проблемы в общении и укажет пути их решения.

v Обращайте внимание малыша, как приятно сделать что-то хорошее для друга. "Сегодня к нам в гости придет Илюша. Давай вместе испечем вкусное печенье к его приходу. Ему будет приятно!"

v Не пресекайте желание ребенка взять несколько лишних конфет, чтобы угостить своих друзей. Щедрость – это тоже одна из составляющих дружбы.

 

Вот уж о чем написано больше всего детских книжек и песенок, снято мультфильмов и фильмов, так это о дружбе. Они научат малыша дружить и сочувствовать, помогать товарищам и защищать слабого, быть щедрым и великодушным. После просмотра того или иного мультфильма или прочтения книги полезно дать возможность малышу самому подумать над сюжетом и определить кто прав, а кто нет, кто поступил хорошо, а кто не очень и почему. Обсуждая некоторые ситуации, спрашивайте ребенка, чтобы он сделал в том или ином случае.

 

ЕСЛИ ВОЗНИК КОНФЛИКТ

Посоветуйте детям возможные пути решения конфликта. А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы даже если кто-то из малышей толкнул и ударил другого. Крик, шлепки и прочие "воспитательные" меры родителей лишь утвердят детей во мнении, что сила – главное оружие для выяснения отношений.

Эмоциональных и задиристых ребятишек нужно учить понимать чувства других детей, показывать, как решать конфликты без применения силы.

Но, не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. А приобретенный таким образом опыт по истине бесценен.

Старайтесь не осуждать друзей малыша даже если они вам не очень нравятся. Уважайте выбор ребенка, он имеет на это право. Подобный опыт тоже полезен для малыша. Он научит его отличать искренность от притворства, а доброту от подлости. Если вы правильно воспитываете кроху, ваше позитивное влияние наверняка перевесит чашу весов.

   

Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже

Чем лучше у ребенка отношения с родителями,

тем легче ему находить общий язык и со сверстниками.

Так что пусть в вашей семье царит мир и любовь, а у детей будут самые лучшие, самые преданные друзья!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.09.2020

Дата обновления: 02.09.2020

Дата публикации: 02.09.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».