Игры для развития речи
30.09.2022
Консультация для родителей
Грамматический
строй речи ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из
речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно
начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами.
Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.
Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была
грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, - чаще играйте с ним! Чтобы не было скучно идти
одной и той же дорогой в детский садик,
можно поиграть в словесные игры.
Эти же игры могут выручить и во
время долгого ожидания - в очереди, во время поездки в машине. Вариантов таких
игр множество, главное их чередовать.
Предлагаю очень
простые речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.
Игроки называют слова по - очереди. Надо
назвать слово на звук,
на который закончилось слово
второго игрока. Это аналог игры "в города", но для
маленьких детей правила легче - слова
берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно
усложнять, называть только животных, или только еду и т. п.
"Нафаня"
Ребёнок должен назвать всё, что может
делать герой (Нафаня) на одну букву алфавита. Например, сегодня буква
"М": Нафаня моется мылом, мёрзнет, ест мороженное, мастерит маленькие
машинки и т. п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.
"Противоположности"
Называем слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по
смыслу: день-ночь, большой- маленький, кислый-сладкий и т. п. (Широкий,
шершавый, чистый, умный, тёмный, белый, худой, сухой, злой, громко, криво….).
"Каким бывает?"
По очереди подбираем определения (слова,
отвечающие на вопрос «какой?») к предложенному слову. Кто больше не сможет
придумать - проиграл (Например, кошка бывает
пушистая, голодная, белая, спящая и т. п.).
"Что
бывает?"
Игра, подобная предыдущей. Называем, что
может иметь данное определение (например, пушистым может быть
снег, одеяло, волосы, кошка и т. п.)
"Что
можно сделать из...?"
По очереди называем предметы. Что можно
сделать из бумаги - тетрадь, книжку, самолетик и т. п.). У кого
закончились варианты ответа - проиграл.
"Из
чего предмет?"
Обратная предыдущей игра. Называем вещь,
а ребёнок говорит, из чего она сделана (стол - из дерева, дом - из
камня и т. п.).
"Что
внутри?"
Называем предмет, а ребёнок говорит, что
в нем может быть (например, яйцо-цыпленок, кошелек - деньги,
самолет - пассажиры и т. п.).
"Что
было раньше?"
Называем слово, а ребёнок говорит, чем
это было раньше (рыба - икрой, лужа - дождиком, лист - почкой
и т. п.).
"Что
будет, если?"
Спрашиваем, что будет, если съесть 100
конфет, или если долго - долго бежать, или если научиться летать…
"Сочиняем
стишок"
По очереди придумываем по одной (две) строчке
стихотворения. Получается очень смешно, особенно, когда играют всей семьёй.
«Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребёнок
заканчивает её. Например:
- Солнце утром
всходит, а вечером (заходит)
- Воробей
чирикает, а ворона (каркает)
- У зайчихи
зайчонок, а у лисицы (лисёнок)
- Воробей
летает, а кошка (бегает, прыгает) т. п.
- Медведь осенью
засыпает, а весной…
- Пешеходы на
зелёный свет идут, а на красный (стоят)
- Мокрое бельё
развешивают, а сухое… т. п.
«Угощаю»
Говорим: «Давай с тобой вспомним самые
вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт»
вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно
поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие», «мокрые», «твёрдые» слова
и т.д.
«Самый внимательный»
«Давай проверим, кто из нас самый
внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё
обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный, кирпичный. А ещё я
заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил?» Ребёнок и взрослый
могут называть увиденные объекты по очереди.
«Волшебные очки».
«Представь, что у нас с тобой есть
волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится синим (красным, зелёным и
т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи:
голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п.»
«Поварята»
«Сегодня на кухне мы будем готовить
яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего
будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А
теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимонов, апельсинов,
помидоров и т. п.?»
Взрослый
произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:
- Крадётся,
царапается, мяукает?
- Прыгает,
грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается,
мычит, пасётся?
- Шипит,
извивается, ползает?
Если Ваш ребёнок легко справился,
попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать
животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
«Исправь мою ошибку»
Взрослый говорит предложение, а ребёнок
исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика»,
«Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под
щенок».
«Отгадай предмет по его частям".
- Фундамент,
крыша, окна, двери, стены.
- Корень,
стебель, листья, лепестки.
- Носик, крышка,
ручка, донышко.
- Четыре ножки,
спинка, сиденье.
"Продолжи".
"Яблоко - это
фрукт, а картошка...» «Бабочка – это насекомое, а воробей - это...»
"Собака
лает, а кошка… " «Сова днём спит, а ночью…»
«В гору
поднимаются, а с горы…» «Зимой снег выпадает, а весной…»
«Мама вещи
стирает, а грязнуля…» «Червяк ползёт, а стрекоза…»
"Профессии".
Взрослый: "Что делает врач, продавец и т. д. "
"Продолжи
слово".
Взрослый называет слог, ребёнок
придумывает как можно больше слов. (Ма-мама, машина, масло,
магазин; ту-туча, туман, тумбочка)
"Перевоплощение".
Взрослый превращает ребёнка в любой
предмет, ребёнок рассказывает о себе в 1-ом лице. (Самолёт. Я-самолёт. У меня
большие железные крылья, которые помогают мне летать.)
Вариант игры. Ребёнок загадывает, в кого
он превратился. (Я рыжая, пушистая, скачу по деревьям, потрошу шишки.)
«Робот»
Ребёнок загадывает какой-то предмет,
родитель задаёт вопросы, чтобы угадать. Ребёнок может отвечать только да и
нет. Например, загадали слово «карандаш».
-Это живое? (нет)
- Я сейчас его вижу? (нет)
- Его едят? Он зелёный? Он из металла?
Он нужен детям? И тд.
·
Играем в речевые игры:
- «Я знаю 5….» (марок машин,
названий цветов, деревьев, птиц, диких животных, одежды, обуви, головных
уборов, предметов мебели и тд.)
- «Найди названия со звуком….»
(Т – Телевизор, компьюТер, Тумбочка, сТул и тд.;
А – дивАн, тАрелкА, ложкА,
зеркАло, шкАф и тд.)
- «Цепочка слов». (Называем
слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова, например:
дорога-автобус-свёкла-автомобиль-лифт и тд.)
-
«Прохлопай слово» (сколько частей-слогов в слове: мяч, кук-ла, ма-шин-ка,
но-ут-бук и тд.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.10.2022
Дата обновления: 06.10.2022
Дата публикации: 30.09.2022