Игры для развития речи

30.09.2022

Консультация для родителей

Грамматический строй речи ребёнок усваивает в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Из речи окружающих дети заимствуют слова в разных грамматических формах и постепенно начинают самостоятельно пользоваться разнообразными грамматическими средствами. Однако процесс овладения грамматическим строем речи сложный и длительный.

Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, - чаще играйте с ним! Чтобы не было скучно идти одной и той же дорогой в детский садик, можно поиграть в словесные игры. Эти же игры могут выручить и во время долгого ожидания - в очереди, во время поездки в машине. Вариантов таких игр множество, главное их чередовать.

Предлагаю очень простые речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.

                 "Паровозик"

Игроки называют слова по - очереди. Надо назвать слово на звук, на который закончилось слово второго игрока. Это аналог игры "в города", но для маленьких детей правила легче - слова берутся любые, а не только из географии. Потом игру можно усложнять, называть только животных, или только еду и т. п.

 

           "Нафаня"

Ребёнок должен назвать всё, что может делать герой (Нафаня) на одну букву алфавита. Например, сегодня буква "М": Нафаня моется мылом, мёрзнет, ест мороженное, мастерит маленькие машинки и т. п. Чем длиннее предложение из слов на одну и ту же букву, тем лучше.


 
"Противоположности"

Называем слово, а ребёнок отвечает словом, противоположным по смыслу: день-ночь, большой- маленький, кислый-сладкий и т. п. (Широкий, шершавый, чистый, умный, тёмный, белый, худой, сухой, злой, громко, криво….).

 

            "Каким бывает?"

По очереди подбираем определения (слова, отвечающие на вопрос «какой?») к предложенному слову. Кто больше не сможет придумать - проиграл (Например, кошка бывает пушистая, голодная, белая, спящая и т. п.).

 

                  "Что бывает?"

Игра, подобная предыдущей. Называем, что может иметь данное определение (например, пушистым может быть снег, одеяло, волосы, кошка и т. п.)

 

             "Что можно сделать из...?"

По очереди называем предметы. Что можно сделать из бумаги - тетрадь, книжку, самолетик и т. п.). У кого закончились варианты ответа - проиграл.

 

                 "Из чего предмет?"

Обратная предыдущей игра. Называем вещь, а ребёнок говорит, из чего она сделана (стол - из дерева, дом - из камня и т. п.).

 

                "Что внутри?"

Называем предмет, а ребёнок говорит, что в нем может быть (например, яйцо-цыпленок, кошелек - деньги, самолет - пассажиры и т. п.).

 

                   "Что было раньше?"

Называем слово, а ребёнок говорит, чем это было раньше (рыба - икрой, лужа - дождиком, лист - почкой и т. п.).

 

                  "Что будет, если?"

Спрашиваем, что будет, если съесть 100 конфет, или если долго - долго бежать, или если научиться летать…

 

                 "Сочиняем стишок"

По очереди придумываем по одной (две) строчке стихотворения. Получается очень смешно, особенно, когда играют всей семьёй.

 

                   «Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её. Например:

- Солнце утром всходит, а вечером (заходит)

- Воробей чирикает, а ворона (каркает)

- У зайчихи зайчонок, а у лисицы (лисёнок)

- Воробей летает, а кошка (бегает, прыгает) т. п.

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)

- Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.

 

                    «Угощаю»

Говорим: «Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока всё не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие», «мокрые», «твёрдые» слова и т.д.

 

                «Самый внимательный»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а ещё обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный, кирпичный. А ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил?» Ребёнок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

 

                «Волшебные очки».

«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то всё становится синим (красным, зелёным и т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п.»

 

                   «Поварята»

«Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимонов, апельсинов, помидоров и т. п.?»

 

                  «Отгадай, кто это?»Хочу такой сайт

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Шипит, извивается, ползает?

Если Ваш ребёнок легко справился, попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

 

                «Исправь мою ошибку»

Взрослый говорит предложение, а ребёнок исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика», «Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под щенок».

 

                  «Отгадай предмет по его частям".

- Фундамент, крыша, окна, двери, стены.

- Корень, стебель, листья, лепестки.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

 

             "Продолжи".

"Яблоко - это фрукт, а картошка...» «Бабочка – это насекомое, а воробей  - это...»

"Собака лает, а кошка… " «Сова днём спит, а ночью…»

«В гору поднимаются, а с горы…» «Зимой снег выпадает, а весной…»

«Мама вещи стирает, а грязнуля…» «Червяк ползёт, а стрекоза…»

 

                  "Профессии".

  Взрослый: "Что делает врач, продавец и т. д. "

 

                  "Продолжи слово".

Взрослый называет слог, ребёнок придумывает как можно больше слов. (Ма-мама, машина, масло, магазин; ту-туча, туман, тумбочка)

 

                 "Перевоплощение".

Взрослый превращает ребёнка в любой предмет, ребёнок рассказывает о себе в 1-ом лице. (Самолёт. Я-самолёт. У меня большие железные крылья, которые помогают мне летать.)

Вариант игры. Ребёнок загадывает, в кого он превратился. (Я рыжая, пушистая, скачу по деревьям, потрошу шишки.)

 

               «Робот»

Ребёнок загадывает какой-то предмет, родитель задаёт вопросы, чтобы угадать. Ребёнок может отвечать только да и нет. Например, загадали слово «карандаш».

-Это живое? (нет)

- Я сейчас его вижу? (нет)

- Его едят? Он зелёный? Он из металла? Он нужен детям? И тд.

   

·        Играем в речевые игры:

- «Я знаю 5….» (марок машин, названий цветов, деревьев, птиц, диких животных, одежды, обуви, головных уборов, предметов мебели и тд.)

- «Найди названия со звуком….» (Т – Телевизор, компьюТер, Тумбочка, сТул и тд.;

А – дивАн, тАрелкА, ложкА, зеркАло, шкАф и тд.)

- «Цепочка слов». (Называем слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова, например: дорога-автобус-свёкла-автомобиль-лифт и тд.)

- «Прохлопай слово» (сколько частей-слогов в слове: мяч, кук-ла, ма-шин-ка, но-ут-бук и тд.)

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.10.2022

Дата обновления: 06.10.2022

Дата публикации: 30.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».