Речевое дыхание

27.02.2023

Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.

В норме ребёнок в 2-3 года произносит на выдохе 2-3 слова,

в 3-4 года – 4-5 слов,

в 4-6 лет – 4-6 слов,

в 6-7 лет – 5-7 слов.

Возникает вопрос: как развивать у детей речевое дыхание? Прежде чем отвечать на этот вопрос, попытаемся определить, в чем выражается правильное функционирование речевого дыхания. Перед началом говорения ребёнок должен сделать достаточно глубокий вдох, а затем в процессе речевого высказывания рационально расходовать выдох, добирая воздух на определенных речевых отрезках. Своевременный вдох и последующий плавный рациональный выдох обеспечивают неразрывность и плавность звучания речи.

Самыми известными способами развития дыхания являются: надувание мыльных пузырей, шариков, задувание свечей, можно дуть на кораблики, плавающие в тазу (ванне), на одуванчики, сдувать ватку, салфетки, снежинки, играть на духовых музыкальных инструментах (дудочках, саксофончиках).

Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений.

 Обязательные условия:

ü  при выполнении сидячих упражнений необходимо следить, чтобы у ребёнка была правильная осанка, он не наклонялся вниз.

ü  воздух выходит свободно, щёки не надуваем!

 

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

 

1.                    «Пилка дров». Дети становятся друг против друга парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - выдох.

2.                   «Греем руки». Ребёнок вдыхает через нос и плавно выдыхает через рот тёплый воздух, как бы согревая «озябшие» руки.

3.                   «Надуй игрушку». Ребёнку предлагается надуть воздушные шары, резиновые игрушки, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его в отверстие игрушки.

4.                   «Листочки». Предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и прикреплённые к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребёнок плавно дует на листики так, чтобы они «зашелестели».

6.                   «Бабочки». Перед ребёнком раскладывают «зеленые полянки» с разноцветными бабочками, вырезанными из тонкой бумаги. Бабочки прикреплены тонкими нитками к «полянке». Дуть на бабочку можно только при одном выдохе.

 

7.                   «Танцующая свеча». Перед ребёнком ставится зажжённая свеча. Он медленно выдыхает так, чтобы пламя свечи отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветер» ребёнок старается на одном выдохе задуть свечу.

8.                   «Костёр». Перед ребёнком кладётся макет костра с полосками тонкой красной бумаги. Предлагается раздувать «угасающий» костёр, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

9.                   «Чайник закипел». У ребёнка пузырёк с узким горлышком диаметром 1-1,5 см. По сигналу «У Саши чайник закипел» (Саша) дует в отверстие пузырька, чтобы получился свист. Для этого нужно, чтобы нижняя губа касалась края горлышка, а струя воздуха была сильной.

10.               «Снежинки летят». На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребёнку предлагается длительно дуть на них, как будто снежинки летят.

11.               «Вертушка». Ребёнок длительно подуть на вертушку, чтобы она вертелась плавно. Взрослый считает, до скольки дует малыш.

12.               «Эхо». Взрослый громко произносит гласные звуки (А, О, У) или сочетания гласных (АУ, УА, ОА, УИ). Ребёнок («эхо») тихо повторяет. Меняются ролями.

13.               «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» ребёнок тихо гудит: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга», громко произносит: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» ребёнок постепенно уменьшает силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкает.

14.               «Медвежонок в берлоге». Ребёнок заворачивается в  одеяло (берлогу) удобно устраивается там и поворачиваются с боку на бок.

Взрослый:
Медведь в берлоге сладко спит

И шумно, на весь лес сопит.

Ребёнок выполняет 8-12 шумных вдохов. Выдох произвольный.



15.  «Страшный сон мышонка».

В норе (сухом бассейне, одеяле) спят мышата. Им снятся сладкие сны, и они дышат спокойно.

Взрослый:
Как дышит мышка-крошка,

Коль снится злая кошка?»

Ребёнок дышит поверхностно и учащенно.


16. «Заячьи бега».

Ребёнок-заяц резвится на поляне, прыгает на фитболе. После слов взрослого, что заяц устал, останавливается, дышит глубоко и часто ртом, изображая запыхавшегося зайца.

17. «Великан».
Взрослый. Представь, что мы в пещере гномов, добывающих самоцветы. Светильники не способны показать нам всё великолепие драгоценных камней, сокрытых в глубине пещеры. Здесь трудно дышать, мало свежего воздуха. Сверху давит каменный потолок. Ты — могучий великан, который с радостью помогает гномам удерживать этот каменный свод. Ты уверен в своих силах, ты очень прямой и высокий, живот втянут, головой ты устремлён вверх, тянешься макушкой, плечами всё выше и выше! Ты становишься выше и стройнее. Почувствуй, как ты красив, могуч и надежен. Все самоцветы подземелья у твоих ног. Гномы благодарят тебя за помощь.

18. «Медуза»
Цель. Учить детей расслаблять мышцы всего туловища с последующим напряжением их.
Ребёнок лежит на коврике, руки и ноги врозь.

Взрослый:
Я лежу на спине,

Как медуза на воде.

Руки расслабляю,

В воду опускаю.

На сигнал «Шторм!» ребёнок сворачивается калачиком, напрягается. «Шторм закончился» —снова

расслабляется, ложится свободно.


19. «Чайка»
Цель. Учить глубокому, спокойному вдоху, согласовывать ритм дыхания с движениями рук.
Ребёнок лежит на спине.

Взрослый: Спокойно на спине лежу,

Как чайка, медленно летаю.

Ладонями в воде скольжу:

Вверх — вдох, на выдох — опускаю.

Ребёнок поднимает через стороны руки вверх, скользит ладонями по полу, делает вдох-выдох, Хочу такой сайт

опуская руки через стороны вниз.

 

20. «Ленивец».

Ребёнок ложится животом на фитбол, удерживает позу общего расслабления, дышит ровно. Вдох носом, выдох ртом.

Взрослый:
Я ленивец, милый, славный,

Неуклюжий и забавный.

Вишу на ветке целый день,

Даже и висеть мне лень.


21. «Отдых»
Цель. Учить расслаблять мышцы шеи и плечевого пояса.
Ребёнок сидит на фитболе, широко расставив ноги, держа руки вдоль туловища, и отдыхает, опустив голову на грудь. Взрослый осуществляет контроль за качеством расслабления.

22. «Полоскание»
Ребёнок стоит возле ванны, опустив в неё руку (ногу), и выполняет движения вправо-влево и вглубь с последующим встряхиванием брызг.

Родитель:
Руки в ванну опущу,

Тщательно прополощу.

Ну, а потом по порядку

Выну, стряхну, разотру.


23. «Гора»
Цель. Развивать силу и амплитуду движений мышц плечевого пояса.
Описание. Ребёнок сидит возле сухого бассейна (песочницы). Вдох носом, на выдохе сгребает руками шарики (песок) в кучу.

 Родитель:
Это, конечно, не Эверест.

Гору нагрёб я руками.

Горы покруче, наверное, есть.

Попробуйте, сделайте сами!


24.«Буратино удивляется».

Ребёнок сидит на фитболе.

Родитель:
Удивляется полено:

— Папа Карло, где колено?

Поднимает плечики,

Смотрит так доверчиво.

Ребёнок попеременно поднимает вверх правое плечо  - вдох, потом левое плечо - выдох. Дыхание ртом.

25. «Колобок».
Ребёнок сидит на фитболе.

Родитель:
Покатился колобок

С левого на правый бок.

А потом на спинке,

Будто по тропинке.

Ребёнок совершает круговые вращения головой, затем расслабляет мышцы шеи. Вдох носом на 1 круг, выдох ртом на 1 круг.
26. «Ёжики»
Ребёнок-ёжик делает вдох, на выдохе фырчит: «ф-ф-ф». Потом сворачивается клубочком н группируется.

27. «Водный велосипед».

Цель. Укреплять мышцы ног и брюшного пресса. Ритмизировать движения в соответствии со стихотворным текстом.

Ребёнок сидит в ванне (сухом бассейне), опираясь спиной о бортик или лежит на полу, приподняв согнутые в коленях ноги.

Взрослый:
Водный мой велосипед,

Как он любит непосед!

На педали нажимаю,

Рыбок стаи распугаю.

Ребёнок выполняет ногами движения, имитирующие вращение педалей. Дыхание ровное на счёт 4.

28. «Переложи мячик».

Ребёнок сидит на полу, руки в упоре сзади. Делает вдох захватывает ступнями прямых или полусогнутых ног мяч и перекладывает его справа налево и наоборот.

29. «Ветер, ветерок, ветрище».

Цель. Формировать направленность и силу выдоха.

Ребёнок дует на подвесные ленточки, мобайлы, изображая ветер разной интенсивности.

30. «Ловцы жемчуга».

Цель. Упражнять в задержке дыхания.

Ребёнок задерживает дыхание, приседает и поднимает жемчужину с пола (Вариант: со дна ванны).


 31.  «Насос».

Ребёнок стоит, опираются прямыми руками на фитбол. На шумном резком вдохе он надавливает на мяч, на произвольном выдохе возвращается в исходное положение.

32. «Гармошка»
Ребёнок держит перед собой надувной мяч, делает вдох и несколько раз порывисто сдавливает мяч руками на шумном выдохе, возвращается в исходное положение.


33.  «Шарик».

Цель. Отрабатывать нижнедиафрагмальное дыхание и длительность выдоха.
Ребёнок сидит на фитболе, расставив ноги и держа руки на животе. На вдох надувает живот, на выдох медленно втягивает, слегка надавливая на него руками.


34. «Покачай игрушку на животе».

Ребёнок лежит на спине, небольшую игрушку помещают ему на живот. На шумном вдохе носом поднимает игрушку животом, на произвольном выдохе опускают её.
 
35.  «Покатай карандаш». Ребёнку предлагается вдохнуть через нос, и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.02.2023

Дата обновления: 27.02.2023

Дата публикации: 27.02.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».