КАК ОБЪЯСНИТЬ РЕБЁНКУ РАЗНИЦУ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ
27.02.2023
Учителя
начальной школы замечают, что фонетический разбор для детей – это одно из самых
трудных заданий. Действительно, чтобы определить, какой перед тобой звук,
ребёнку необходимо как следует проанализировать и запомнить, как произносятся
гласные и согласные звуки. Без чёткого понимания разницы, ребёнок будет
постоянно путаться.
Чтобы помочь малышу различать звуки,
придерживайтесь следующих правил.
·
Не говорите ребёнку, что гласные поются, а
согласные нет. Изобретательные дети покажут вам, как можно петь звук З или М, и
тогда путаницы не избежать. Дело в том, что все звуки в нашем языке можно
разделить на 3 группы. Гласные – это голос, звонкие согласные – это голос и
шум, глухие согласные – это шум. Наиболее близки к гласным сонорные это Р, Л,
Й, Н, М. Поэтому довод о том, что гласные поются, а согласные нет не
используйте!
·
Ребёнок лучше усвоит различия, если сам
эти различия найдёт. Главный вывод, к которому он должен прийти – при
произнесении согласных воздуху постоянно что-то мешает легко выпрыгнуть изо
рта: то губы, то зубы, то язык, а звук М вообще выходит через нос. Дайте малышу
зеркальце, пусть он сравнивает, как ведёт себя ротик, когда он по очереди
произносит гласные и согласные звуки.
Расскажите сказку: «Ротик
– это домик, в котором есть и дверки, и пол, и потолок. Жили в этом домике
гласные звуки счастливо и весело - могли легко выбегать на улицу, гулять и
никто им не мешал». Произнесите все гласные – покажите, что ротик действительно
открыт, язычок лежит спокойно, а воздух выходит беспрепятственно. «Но однажды
поселился в этом домике злой змей и не стал выпускать звуки на улицу. То сбоку
их прижмёт, то зубки закроет». Произнесите согласные. «Но согласные звуки были
умные, и придумали они, как змея обхитрить. Стали они с гласными звуками за
ручки держаться и вместе пробегать мимо змея. Попробуй!» Ребёнок должен
заметить, что при произнесении открытых слогов воздух выходит свободно. «Так с
тех пор звуки стали жить дружно и змея не боялись».
·
Сначала выучите с ребёнком гласные звуки
(А, О, У, Ы, Э, И), а потом согласные. Заметьте, что отдельные согласные звуки
читаются коротко, быстро, а вот вместе с гласными их можно тянуть довольно
долго.
·
Тренируйтесь различать звуки в игре.
Приготовьте листок с рисунками: шар, дом, сыр, кит, лес, лук. В этих словах
есть все гласные звуки. Положите листок перед ребёнком и загадайте загадку: «В
этом слове есть необычный звук, который можно громче всего крикнуть, громко
пропеть, когда ты произносишь его, тебе не мешают ни губы, ни зубы, ни язычок!»
Дайте
ребёнку прокричать этот звук и порассматривать себя в зеркало. Будьте уверены,
малыш найдёт разгадку!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.03.2023
Дата обновления: 29.03.2023
Дата публикации: 27.02.2023