ВЛИЯНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТВЁРДОЙ ПИЩИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА

25.04.2023

Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и мягкого нёба. Нарушение подвижности этих органов (малоподвижность) тянет за собой нечёткое, смазанное произношение разных звуков.

     Зачастую у малышей с раннего детства не развиты мышцы щёк и языка, а ведь именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и выполняют одну из важных функций при звукопроизношении. Многие родители жалуются, что их малыши плохо жуют. Но ведь именно они создают для своих детей эти трудности - на протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы, перекручивают мясо на мясорубке, измельчают фрукты и овощи блендером. Вследствие этого детям тяжело съесть даже такие фрукты и овощи, как морковь, яблоко, огурец. Лишая малыша твёрдой пищи, родители тем самым задерживают развитие подвижности артикуляционного аппарата своего малыша, развитие речи своего ребёнка.

Казалось бы, в чем связь? Но на самом деле существует прямая зависимость развития речи от процессов жевания твёрдой пищи. К сожалению, следствием прогресса часто бывает регресс. Появление блендера облегчает жизнь маме, но замедляет развитие и подготовку артикуляционного аппарата малыша к появлению первых слов. Следовательно, если кроха не научился жевать еду к 1 году, а к 3 годам у него не получается есть твёрдую пищу (не измельчённую блендером), это может привести к различным негативным последствиям:

- пища не насыщается слюной и не смешивается с ней, а значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются плохо;

-мышцы языка не развиваются, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;

-зубы не испытывают нужной нагрузки, могут выпадать раньше времени, а также может сформироваться неправильный прикус.

Жевание твёрдой пищи является своего рода «тренажёром», который готовит речевой аппарат к овладению речью. В процессе жевания мышцы нижней челюсти, языка и щёк многократно тренируются и таким образом готовятся к процессу говорения. Педиатры утверждают, что первые жевательные движения могут появиться у малыша приблизительно в 4-5 месяцев. В возрасте около 6 месяцев ребёнок готов к тому, чтобы учиться жевать. Если в это время родители начинают прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими, густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это правильно. Дело в том, что если родители этот рефлекс не будут стремится подкреплять, то он может угаснуть. Примерно в 7-12 месяцев у детей формируются навыки кусания и жевания, совершенствуются движения языка, а также развивается умение перемещать языком пищу к зубам. Начиная с 8-месячного возраста, уже можно давать ребёнку специальное детское печенье, сухарик пшеничного хлеба или сушку, каши. А вот если в возрасте старше года ребёнок получает всё ту же протёртую пищу – это уже остановка в развитии мышц лица, языка, щёк, шеи и других, принимающих активное участие в артикуляции и выражении мимических гримас.

В процессе откусывания пищи и её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая мускулатура, язык, мягкое нёбо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта. Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз, контроль за слюноотделением, делают речь активной, чистой по произношению. Чем плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и пережёвывания. Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем меньше мышц участвует в её обработке.

Давайте разберёмся, как научить ребёнка жевать, чтобы в дальнейшем не возникли проблемы с речью.

1. Можно пользоваться ниблером. Это специальное приспособление для прикорма детей, в котором есть сеточка (немного напоминает соску). В сеточку кладут кусочки фруктов или овощей, и ребёнок их «жуёт». В процессе «жевания» малыш откусывает мелкие кусочки. Благодаря ниблеру, ребёнок не может подавиться. При этом тренируется жевательный навык. Когда вы убедитесь, что у ребёнка хорошо получается жевать, можно будет предложить ему целый фрукт или овощ.

 2. Предлагайте малышу чашку. Попробуйте как можно раньше приучать ребёнка пить не из бутылочки, не из поильника, а из чашки, тогда ему придётся освоить новые необходимые движения губами и языком. Все эти движения будут способствовать развитию артикуляционного аппарата.

3. Переходите к менее измельчённой пище. По мере взросления ребёнка вносите разнообразие в его рацион. Постепенно переходите от еды, перемолотой блендером в кашицу, к еде, размятой с помощью вилки. Измельчая еду, постепенно оставляйте в тарелке более крупные кусочки.

4. Демонстрирование собственного примера. Пусть ребёнок видит, какую пищу ест вся семья, и в скором времени он тоже захочет сесть за стол вместе со всеми.

Так вы сможете научить ребёнка жевать, что позволит избежать проблем с глотанием, а также будет способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата. Если вы заметили, что ребёнок долго не может научиться жевать, или у него проблемы с глотанием, то нужно проконсультироваться у невролога. Хочу такой сайт

 

     Продукты, способствующие  развитию подвижности органов артикуляционного аппарата, тренирующие и укрепляющие мышцы щёк и языка:

ü корочки хлеба;

ü сухарики;

ü сушёные фрукты (чернослив, курага, изюм);

ü твёрдые фрукты (яблоко, груша);

ü твёрдые овощи (морковь, огурец);

ü кусочки варёного мяса.  

 

       И ещё один нюанс: следите, чтобы ребёнок пережёвывал пищу на двух сторонах, иначе одна челюсть формируется недостаточно и наблюдается перекос мышц, что в свою очередь даст неправильное (боковое) произнесение звуков.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.04.2023

Дата обновления: 25.04.2023

Дата публикации: 25.04.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».