ВЛИЯНИЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ТВЁРДОЙ ПИЩИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЁНКА
25.04.2023
Одной
из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная
подвижность органов артикуляции: языка, губ, челюстей и мягкого нёба. Нарушение
подвижности этих органов (малоподвижность) тянет за собой нечёткое, смазанное
произношение разных звуков.
Зачастую у малышей с раннего детства не развиты мышцы щёк и языка, а ведь
именно они входят в структуру артикуляционного аппарата и выполняют одну из
важных функций при звукопроизношении. Многие родители жалуются, что их малыши
плохо жуют. Но ведь именно они создают для своих детей эти трудности - на
протяжении длительного времени продолжают перетирать своим детям супы,
перекручивают мясо на мясорубке, измельчают фрукты и овощи блендером.
Вследствие этого детям тяжело съесть даже такие фрукты и овощи, как морковь,
яблоко, огурец. Лишая малыша твёрдой пищи, родители тем самым задерживают
развитие подвижности артикуляционного аппарата своего малыша, развитие речи
своего ребёнка.
Казалось бы, в чем связь? Но
на самом деле существует прямая зависимость развития речи от процессов жевания
твёрдой пищи. К сожалению, следствием прогресса часто бывает регресс. Появление
блендера облегчает жизнь маме, но замедляет развитие и подготовку
артикуляционного аппарата малыша к появлению первых слов. Следовательно, если
кроха не научился жевать еду к 1 году, а к 3 годам у него не получается есть
твёрдую пищу (не измельчённую блендером), это может привести к различным
негативным последствиям:
- пища не насыщается слюной и
не смешивается с ней, а значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты
вырабатываются плохо;
-мышцы языка не развиваются,
что препятствует формированию правильного произношения звуков речи;
-зубы не испытывают нужной
нагрузки, могут выпадать раньше времени, а также может сформироваться
неправильный прикус.
Жевание твёрдой пищи является
своего рода «тренажёром», который готовит речевой аппарат к овладению речью. В
процессе жевания мышцы нижней челюсти, языка и щёк многократно тренируются и
таким образом готовятся к процессу говорения. Педиатры утверждают, что первые
жевательные движения могут появиться у малыша приблизительно в 4-5 месяцев. В
возрасте около 6 месяцев ребёнок готов к тому, чтобы учиться жевать. Если в это
время родители начинают прикармливать ребенка жидкими, затем полужидкими,
густыми блюдами (каши, супы, пюре) – это правильно. Дело в том, что если
родители этот рефлекс не будут стремится подкреплять, то он может угаснуть.
Примерно в 7-12 месяцев у детей формируются навыки кусания и жевания,
совершенствуются движения языка, а также развивается умение перемещать языком
пищу к зубам. Начиная с 8-месячного возраста, уже можно давать ребёнку
специальное детское печенье, сухарик пшеничного хлеба или сушку, каши. А вот
если в возрасте старше года ребёнок получает всё ту же протёртую пищу – это уже
остановка в развитии мышц лица, языка, щёк, шеи и других, принимающих активное
участие в артикуляции и выражении мимических гримас.
В процессе откусывания пищи и
её пережевывания участвует множество мышц, верхняя и нижняя челюсти, мимическая
мускулатура, язык, мягкое нёбо, слюнные железы, слизистая оболочка полости рта.
Эти же органы участвуют в произнесении слов, фраз. Множественная смена поз,
контроль за слюноотделением, делают речь активной, чистой по произношению. Чем
плотнее пища, тем большие усилия прикладываются для её откусывания и
пережёвывания. Чем более хрупкая и «тающая во рту» пища, тем меньше мышц
участвует в её обработке.
Давайте разберёмся, как научить ребёнка жевать, чтобы в дальнейшем не возникли проблемы с речью.
1. Можно пользоваться
ниблером. Это специальное приспособление для прикорма детей, в котором есть
сеточка (немного напоминает соску). В сеточку кладут кусочки фруктов или
овощей, и ребёнок их «жуёт». В процессе «жевания» малыш откусывает мелкие
кусочки. Благодаря ниблеру, ребёнок не может подавиться. При этом тренируется
жевательный навык. Когда вы убедитесь, что у ребёнка хорошо получается жевать,
можно будет предложить ему целый фрукт или овощ.
2. Предлагайте малышу чашку. Попробуйте как
можно раньше приучать ребёнка пить не из бутылочки, не из поильника, а из
чашки, тогда ему придётся освоить новые необходимые движения губами и языком.
Все эти движения будут способствовать развитию артикуляционного аппарата.
3. Переходите к менее
измельчённой пище. По мере взросления ребёнка вносите разнообразие в его
рацион. Постепенно переходите от еды, перемолотой блендером в кашицу, к еде,
размятой с помощью вилки. Измельчая еду, постепенно оставляйте в тарелке более
крупные кусочки.
4. Демонстрирование
собственного примера. Пусть ребёнок видит, какую пищу ест вся семья, и в скором
времени он тоже захочет сесть за стол вместе со всеми.
Так вы сможете научить ребёнка
жевать, что позволит избежать проблем с глотанием, а также будет способствовать
развитию мышц артикуляционного аппарата. Если вы заметили, что ребёнок долго не
может научиться жевать, или у него проблемы с глотанием, то нужно
проконсультироваться у невролога.
Продукты, способствующие развитию
подвижности органов артикуляционного аппарата, тренирующие и укрепляющие мышцы
щёк и языка:
ü корочки хлеба;
ü сухарики;
ü сушёные фрукты (чернослив,
курага, изюм);
ü твёрдые фрукты (яблоко,
груша);
ü твёрдые овощи (морковь,
огурец);
ü кусочки варёного мяса.
И ещё один нюанс: следите, чтобы ребёнок
пережёвывал пищу на двух сторонах, иначе одна челюсть формируется недостаточно
и наблюдается перекос мышц, что в свою очередь даст неправильное (боковое)
произнесение звуков.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.04.2023
Дата обновления: 25.04.2023
Дата публикации: 25.04.2023