«Особенности речевого развития детей 4–5 лет»

23.10.2023

Понятие речь очень обширно. Все компоненты речи формируются в тесной взаимосвязи. Можно выделить:

-звукопроизношение,

-лексический запас,

-грамматический строй речи,

-связная речь.

 

        На пятом году жизни речь ребёнка становится разнообразнее, правильнее, богаче.

Звукопроизношение. Дети данного возраста овладевают чётким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребёнок правильно произнесет звук [р] в слове «сарай» и в то же время этот же звук в слове «крыша» заменит или попустит. В норме пятилетние дети должны научиться чётко произносить все звуки в составе слов и предложений.

Интонация, высота, сила голоса. Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учётом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шёпотом.

Формирование навыков звукового анализа. Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

Словарный запас. Увеличение активного словаря (к пяти годам он достигает 3000 слов) даёт возможность ребёнку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и с детьми. Если пятилетний ребёнок не знает, как назвать тот или иной предмет, то он, стремясь найти подходящее слово, создаёт свои слова. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» приводит такие примеры словотворчества детей: огонята (маленький огонь), сердитки (морщинки), обувало, ползук (червяк), мазелин (вазелин), цепля (петля). Большой интерес дети проявляют к звуковому оформлению слова, начинают подбирать созвучные пары слов, составлять небольшие стихи. В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Грамматический строй речи ещё формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вОда», «болит рУка».

Связная речь. Дети начинают овладевать монологической речью. Ребёнок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображённом событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребёнок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.Хочу такой сайт

        

        Итак, искажённое произношение звуков дошкольников 4 лет считается нормальным явлением и носит название возрастное или физиологическое нарушение. И только после 5 лет нарушение звукопроизношения считается не нормой.

        

Начиная с ранних лет жизни, речь ребёнка развивается по подражанию, поэтому большую роль в её формировании играет чёткая, неторопливая, грамматически и фонетически (звуково) правильная речь взрослых.

        Некоторые родители необъективны к речи своего ребёнка. Часто в семье они подлаживаются к языку малыша, долгое время лепечут с ним, искажают слова, имитируя детскую речь, как принято говорить «сюсюкаются». Что очень неправильно т. к. ещё больше закрепляются недостатки речи у ребёнка.

        Необходимо создавать такие условия, при которых ребёнок будет радоваться общению со взрослыми, одновременно развиваясь. С ребёнком нужно больше говорить, чтобы он мог получать от взрослых новые знания, и обогащать свой словарный запас, учиться правильно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова речи.

        Если к 4-м годам и у ребёнка нарушены все группы звуков – шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), свистящие (С, З, Ц), заднеязычные (К, Г, Х), сонорные (Р, Л) и имеется нарушение слоговой структуры слов, перестановки и замены слогов. Говорят «каша во рту», то логопедическую работу нужно начинать сразу.

 

 В нашем дошкольном учреждении все дети средней группы обследуются зимой. Если воспитанники имеют речевые нарушения, то они, пройдя медицинскую комиссию, (а дети с тяжёлыми нарушениями речи ещё и ПМПК), зачисляются на логопедический пункт в старшей группе.

        

Желаю успехов и удовольствия  в общении с собственными детьми!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 23.10.2023

Дата обновления: 23.10.2023

Дата публикации: 23.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».