01.11.2023
Звучит страшно, давайте разберемся с этим новым
термином.
Ребёнок плохо справляется с программой, не может сконцентрироваться на
простой задаче и испытывает проблемы с памятью? Возможно ли, что дело в
увлечении компьютером и интернетом? В чем причина так называемого «цифрового
слабоумия». С одной стороны, дети вроде бы стали умнее: возрос средний уровень
IQ, новое поколение быстрее находит нужную информацию и правильно ее применяет.
Современные малыши гораздо успешнее обучаются управляться со сложной техникой,
чем их бабушки и родители. Но при этом снизилась способность концентрироваться на задаче,
запоминать и систематизировать информацию. У детей чаще стали встречаться
различные когнитивные расстройства, неспособность контролировать свои эмоции и
поступки. Дети стали более беспомощными и инфантильными. И что самое печальное
— у них атрофируется фантазия и творческие способности. Это не только мои наблюдения, но и ученых со всего
мира.
Смартфон заменяет мозг и память. Чтобы мозг и тело развивались, нужно физически
взаимодействовать с окружающим миром и социумом. Чувствовать ветер и капли
дождя на коже, смотреть на закат, лазать через забор, играть с камушками и
песком, с приятелями в командные игры тоже, причем игры и придумывать вместе,
со сложными или простыми правилами. Нужно учиться завязывать шнурки, учить
наизусть стихи и таблицу умножения, вырабатывать красивый почерк и рисовать
морковку или самолеты. Нужно уметь разводить костер, ориентироваться в
пространстве, играть в мяч и плавать наперегонки. Подобрать однажды несчастного
щенка и уговорить родителей взять его домой. Придумывать сюрприз для сестренки
или для дедушки на день рождения, ссориться и мириться с друзьями, заклеивать
пластырем ссадину на коленке и помогать маме убрать со стола.
Потому что ребёнок развивается, когда исследует мир не виртуально, а
физически, получая внешние стимулы. И чем больше этих стимулов, чем они
разнообразнее, тем активнее происходит развитие мозга, при соблюдении еще
одного условия: достаточного времени на сон. Когда человек спит, его мозг
занимается обработкой накопленных за день данных, их систематизацией. Интернет, смартфоны и компьютеры
все больше заменяют детям реальное взаимодействие с внешним миром. Они не
только лишают развивающийся мозг необходимых внешних стимулов, опыта, который
является пищей для ума и тела, но и негативно влияют на режим дня, оставляя
слишком мало времени для сна.
Гармоничное развитие ребенка в руках родителей. Что же делать? Не смартфон и не компьютер определяют,
сколько времени ребёнок проводит, уткнувшись в их экраны. Они не сами вползают
к нему в руки — это происходит по желанию или попустительству взрослых, часто
просто не представляющих, к чему может привести чрезмерное увлечение гаджетами.
Уставшему после рабочего дня родителю проще сунуть малышу в ручки планшет и
надолго занять его внимание, чем играть с ним лично, отвечать на его вопросы,
придумывать вместе сказки и мастерить наряд для куклы. Легче отослать ребёнка в виртуальное хранилище
информации за готовым решением, чем помочь ему найти это решение
самостоятельно. Для этого нужно иметь не только желание, но еще и некоторый
педагогический талант. Пусть клацает по клавишам, и не нужно будет сидеть с ним
и с тетрадкой, помогая учиться писать разборчивые буквы. И гораздо спокойнее в
доме, когда все сидят со своими планшетами и телефонами и не пристают с
разговорами и вопросами. Выходит, что в
распространении так называемого «цифрового слабоумия» виновата не техника, а
люди? Которые, совершенно не желая ничего плохого, делегировали некоторые свои
функции «умным» устройствам, включая такие важные, как воспитание и развитие
ребёнка. А кого способен воспитать компьютер, даже самый мощный? Существо с
простейшей линейной логикой, без воображения, с ограниченной памятью и
неразвитыми эмоциями. Но зато — с умением быстро находить информацию во внешних
хранилищах, использовать ее, после чего отправлять в корзину за ненадобностью.
С цифровой информацией можно и нужно работать не
менее глубоко и вдумчиво, чем с бумажными книгами и рукописными текстами. Но
научить ребёнка этому компьютер не сможет: это задача для людей, для родителей
и воспитателей. Именно они определяют, сколько времени ребёнок будет заниматься
спортом или музыкой и сколько проведет с планшетом в руках. От нас, взрослых
зависит, как ребёнок привыкнет проводить свое свободное время — в живом общении
с семьей и друзьями, в виртуальных игровых мирах или в соцсетях. От взрослых
зависит, в какое русло будет направлена активность ребёнка и его стремление познавать
мир и развиваться. Человек создал
компьютер, и только человек должен определять, какое место займет эта полезная
штуковина в жизни его ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.11.2023
Дата обновления: 02.11.2023
Дата публикации: 01.11.2023