Домашние задания логопеда увлекательно и интересно!
28.11.2023
Когда-то наступает долгожданный момент: на занятиях с логопедом ваш ребёнок
научился произносить трудный для него звук, звук. Прежде, чем ребёнок начнёт
активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно
ввести звук в речь или, иначе говоря, автоматизировать его. Для закрепления
логопед даёт домашнее задание. Насколько постановка звука кропотливый
труд логопеда, требующий специальных
знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество ребёнка и
его родителей.
Как правило, здесь
приходится преодолевать 2 препятствия:
1. Нежелание родителей заниматься с ребёнком (мне некогда, логопед за это деньги получает, я хочу просто отдохнуть и т.д.) А ведь это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но также способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?
2. Отсутствие у ребёнка желания заниматься.
К сожалению,
довольно часто встречается ситуация, когда родители жалуются: “Не хочет заниматься дома!”. Чтобы преодолеть это,
необходимо заинтересовать малыша.
Домашние задания
должны проходить обязательно в игровой форме, потому что игра – это основной
вид деятельности любого ребёнка–дошкольника. Именно благодаря игровой
деятельности ребёнок интенсивно развивается.
Задания по
тетрадям монотонны и однообразны? Пофантазируем! Отправляемся в путешествие
в «Сказочное Королевство» или в гости к Незнайке,
разговаривариваем на языке инопланетян, и никто кроме Вас и вашего ребёнка не
знает, что ДРА – ДРА – ДРА, означает «здравствуйте».
Предлагаю использовать следующие игры и
упражнения, которые помогут вам разнообразить домашние задания, с пользой
провести время!
В домашних условиях автоматизировать звук
можно в следующих играх.
Для автоматизации
изолированного звука и в слогах:
1. Веди глазами
(указкой, карандашом) по прямой, волнистой или ломаной линии.
2. Тяни звук,
проводя пальцем по дорожкам из ленточки, ремешка, солёного теста, пластилина и
др. Обходя бугорки, звук усиливай - произноси громче.
3. Повтори звук,
одновременно раздвигая пальчиками резинку.
4. Играем с
лего «Пожарная машина спешит на помощь»: повторяя звук с
движением машинки; накачивая насосом колёса у игрушечного автомобиля и др. Для
автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолёта; для
[з] - комарика; для [ж] - жука и т. д.
5. Поиграйте
в «Звуковой парад». Маршируй, повторяя на каждый шаг слог: ша-ша-шо.
6. «Сделай звуковую зарядку» - РА-руки в стороны, ро
- руки впереди, ру-вверх, ры- руки на пояс….
7. «Нанизываем бусы»
8. «Развяжи узелки»
9. «Намотаем нитку на клубок» ш-ш-ш-ш-ш
10. "Научи Лунтика" Ребёнок
выступает в роли учителя.
11. "Пальчики здороваются" Ребёнок
большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному,
мизинцу. Одновременно произносим заданный звук или слог. Следим за
правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребёнка.
12. "Говорящие руки" Левую руку
научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Произношение [ш] с легким
ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить
[а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе
произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается,
и ребёнок переходит к слитному проговариванию.
13. "Ромашка" На листе рисуем
крупную ромашку, в центре которой пишем необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т. д.) На лепестках ромашки
пишутся гласные буквы. Ребёнок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр
и т. д.
Для автоматизации звука в
словах:
1. Поиграйте
в «Чудесный мешочек». Например, для звука Ш сложите в
мешочек – шарик, шуруп, шину от игрушечного автомобиля, матрешку, шишку,
карандаш и др. предметы. Определи на ощупь и назови предметы, подобранные на
заданный звук.
2. «Определи на ощупь» какая поверхность, и найди
наоборот. Например автоматизация звука Р - гладкая –шершавая, мягкая – твердая,
сухая – мокрая.
3. «Угадай-ка». Предложите детям угадать разные предметы
по их описанию, напомнив при этом, что во всех словах «живет» закрепляемый звук. Подумайте о поощрении в
случае угадывания и правильного произнесения слова.
4. «Исправляй-ка». Произнесите слова в «дефектном» произношении и попросите ребёнка
исправить ошибку.
5. «Разведчики». Предложите всем членам семьи отправиться
на кухню (в ванную, прихожую) или заглянуть в шкаф (холодильник) и найти как можно больше предметов с
закрепляемым звуком. Кто найдет больше предметов, тот и победил.
Для автоматизации звука в предложениях и
связной речи.
1. «Мы-артисты». Проговорите с ребёнком скороговорку,
чистоговорку или короткое стихотворение с закрепляемым звуком несколько раз
разными интонациями (удивленно, весело, грустно)
2. «Можно или нельзя». Договоритесь с ребёнком, что вы
будете внимательно следить за его речью и сможете выполнить только те его
просьбы, которые он произнесет без ошибок.
3. «Будь внимателен». При чтении сказок, рассказов или
стихов попросите ребёнка запомнить как можно больше слов с закрепляемым звуком
из этого произведения. Аналогичное задание можно предложить при рассматривании
иллюстраций в книге.
4. «Волшебные очки» «Представь, что у нас есть
волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (закрепление
звука Р) (зелёным [З], синим [С], и
т. п.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все
стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом,
красный нос, красный забор и пр.»
Играйте с ребенком везде: дома, на прогулке, в транспорте.
Причем сделайте это так, чтобы игра была не только развлечением, но и учением.
Вы потратите не более 15 минут в день, но Ваш ребёнок будет постоянно делать
всё новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.
Помните! Выполняя эти рекомендации, Вы
не только устраняете неправильное звукопроизношение, но и развиваете
воображение, мышление, память, внимание!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 28.11.2023
Дата обновления: 28.11.2023
Дата публикации: 28.11.2023