03.07.2024
У каждого ребенка процесс привыкания к садику
проходит по-особенному. Большинство детей успешно адаптируется к изменившейся
обстановке за три-четыре месяца. Но иногда происходит так, что адаптация малыша
к условиям детского сада существенно затягивается или оканчивается полным
крахом. В этом случае можно судить о дезадаптации. И я сейчас говорю не о
первых днях, когда сложности испытывают все дети, а о длительном сроке от года
и больше, когда каждое утро начинается с плача и просьб крохи остаться с любимой
мамочкой, бабушкой, дедушкой дома.
Полная дезадаптация – довольно редкий процесс, и
только один из ста детей оказывается несадиковским. Однако всем родителям
необходимо знать признаки нарушенных адаптационных возможностей ребенка, чтобы
суметь вовремя заметить тревожные «звоночки» в поведении собственного чада.
Нежелание замечать эту ситуацию может привести к нарушениям в развитии малыша и
целому комплексу психологических и физиологических проблем. Причины
дезадаптации малыша в детском саду.
Итак,
от чего же зависит низкий уровень социальной и психологической адаптации детей
к дошкольному учреждению?
1. Основная причина – неумение контактировать со
сверстниками, делиться игрушками, вступать в игру. Это свойственно как
«отвергаемым» детям, которые растут в излишне строгих условиях, без любви и
ласки, так и избалованным малышам, привыкшим к тому, что все их капризы и
шалости постоянно сходят с рук. Таким дошкольникам в садике приходится нелегко,
поскольку одногруппники не желают с ними общаться.
2. Стеснительность и робость тоже приводит к
определенным проблемам. Неуверенные в себе детки являются излюбленной мишенью
для забияк. У малыша, который не умеет за себя постоять.
3.
Распространенная причина, которая частично вытекает из предыдущего пункта, –
неподготовленность малыша к детскому саду. Трехлетнему ребенку нельзя просто
так сказать, что с завтрашнего утра он станет дошкольником, его необходимо
долго подготавливать к новому длительному этапу жизни.
4. Чрезмерная разбалованность – родители идут на поводу ребенка.
5.
Многообещающие сказки про то, что его заберут через часок, после обеда и т.д. У
ребенка складывается не доверие (обида). Нет положительного настроя на детский сад.
Признаки и последствия дезадаптации. Первый симптом начинающейся дезадаптации – отказ малыша ходить в детский сад. Повторю еще раз, я говорю не о первой неделе детей в саду, когда отсутствие желания является вполне естественной реакцией, а о гораздо более длительном периоде. Если каждое утро ребенок рыдает на пороге группы, не хочет посещать детский сад.
Если адаптационные процессы у ребенка нарушены, то в дальнейшем у него появляются и другие признаки дезадаптации, которые плавно переходят в последствия:
1.
Возникают нарушения засыпания и ночного сна, когда кроха вскакивает посреди
ночи и начинает плакать. Это говорит о сильнейшем стрессе, который малыш
пережил в течение дня.
2. У крохи
значительно снижается уровень сопротивляемости к простудным и инфекционным
заболеваниям. Неудивительно, что малыш заболевает даже от легкого сквозняка.
Ситуация усугубляется тем, что ребенок, возвращаясь в садик после выздоровления,
снова проходит адаптацию.
3. Появляются проблемы со стулом. У малыша начинаются запоры, потому что он боится или стесняется ходить в горшок в детском саду, или, напротив, жидкий стул на нервной почве перед посещением детского сада.
4. Значительно снижается аппетит, ребенок часто отказывается кушать в детском саду, а попытки его покормить заканчиваются рвотой. Некоторых детей даже тошнит от запаха еды в саду.
5. Из-за нежелания ходить в детский сад
ребенок нередко прибегает к манипулированию родителями: плачет, капризничает,
требуя возврата к прежней домашней жизни. Он как бы вовлекает взрослых в
затяжную «войну», где вопрос «кто кого?» решается то в пользу родителей, то в
пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме:
сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в детском саду, если
это не помогает, начинаются слезы и истерики. Что делать для того, чтобы
ребенок быстрее привык к детскому саду? Ребенок должен с первого дня знать, что
выбора у него нет — посещение детского сада неизбежно. Тогда все свои усилия он
станет направлять на поиск положительных моментов происходящего.
Несколько
рекомендаций и правил для родителей:
•
Беседуйте с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен. (Там
интересно, будешь играть с другими детьми, рисовать и делать выставки рисунков
и поделок. С воспитателями будете устраивать праздники. Будет красочно, ярко,
весело на праздниках в детском саду и т.п.)
•
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите
его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям.
• Обязательно
поговорите с ним о роли воспитателя. Научите ребёнка, как обращаться к
воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях. Предупреждайте
ребёнка, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а
воспитатель один. Обучайте его терпению.
• С
самого детства всем родителям необходимо учить ребёнка уважать взрослых людей,
обращаться к ним на «вы» и прислушиваться к их советам. Этого можно достигнуть
только тогда, когда в вашей семье взаимопонимание и взаимоуважение.
• Для того
чтобы ваш ребёнок рос уверенным в себе, общительным и дружелюбным человеком, с
самого детства надо приучать его к общению с ровесниками. Приглашайте к себе
домой других детей. Такие мероприятия положительно влияют на дальнейшее
развитие ребёнка.
• Многие дети очень бурно проявляют свои эмоции. Но
когда они попадают в общество, необходимо учиться их контролировать. Родителям
необходимо обязательно учить ребёнка сдерживать свои негативные эмоции.
• Отправляйте ребенка в детский сад лишь при условии,
что он здоров.
• Подбадривайте ребёнка тем, что он уже большой и ходит
в детский сад.
•Создайте
спокойную обстановку в семье, оберегайте ребёнка от дополнительных стрессов.
• Участвуйте
в жизни ребёнка, радуйтесь его успехам и творчеству.
• Каждому ребёнку просто необходимо
слышать слова одобрения. Родители должны очень внимательно относиться к своему
ребёнку. Если вы заметили, что он старался и трудился, то его непременно нужно похвалить.
• Убедитесь в собственной уверенности,
что в вашей семье детский сад необходим. Ребёнок отлично чувствует, когда вы
сомневаетесь в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания
ребёнок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями.
Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.
• Ребенок должен понять, что быть в
детском саду обязательно и за это он не будет получать какое-либо
вознаграждение. Родители не должны баловать ребёнка таким образом. Иначе это
может обернуться тем, что он будет шантажировать вас.
•Поддерживайте
отношения с воспитателями и другими родителями. •Конфликтные ситуации,
недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка.
Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостаткам работы дошкольного
учреждения при ребенке.
• Старайтесь посещать все собрания и
занятия для родителей.
Уважаемые родители, в ваших силах
сделать так, чтобы детский сад стал для ребенка «вторым домом», где уютно,
комфортно, весело, где ждут заботливые воспитатели и хорошие друзья. Выполняйте
простые правила, и вам не придётся переживать за своего ребёнка, отдавая в
детский сад.
Успехов
Вам!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.07.2024
Дата обновления: 03.07.2024
Дата публикации: 03.07.2024