09.07.2024
Все дети любят мультфильмы, однако далеко не все
мультики оказывают благотворное влияние на детскую психику.
Польза мультипликации
Трудно перечислить все достоинства и
возможности хорошей мультипликации.
Герои мультфильмов демонстрируют
детям способы взаимодействия с окружающим миром, грамотную речь, дают
первоначальные представления о ценностях и нравственности. Причем важнейшие
воспитательные задачи включаются в сюжет незаметно, а новые знания
«поставляются» мелкими порциями, ненавязчиво и игриво. С помощью правильно
подобранных мультфильмов можно научить правилам поведения, общения,
взаимодействия, расширить и углубить знания и даже скорректировать поведение.
Мультфильмы вводят детей в мир науки и искусства, помогают путешествовать по
миру, изучать языки, осваивать навыки самообслуживания, знакомят с профессиями.
Но… воспитательный и образовательный
потенциал несут в себе только качественные мультфильмы. Анимация советского
времени может и не отличалась большой динамичностью, зато была комфортной для
детской психики, знакомила с окружающим миром, учила дружбе, любви и всему
прекрасному. К тому же телевидение транслировало мультфильмы не 24 часа в
сутки, а несколько минут (до получаса), что не давало серьезной нагрузки на глаза
детей.
Современная мультипликация
поставлена на широкую ногу – выпускается множество мультфильмов, в том числе
развивающих и образовательных, выполненных ярко и качественно. Многие
мультипликационные фильмы имеют полезный воспитательный потенциал.
Вред мультфильмов
Мультфильмы могут негативно влиять на
развитие детей, особенно в раннем возрасте. Они порой содержат недетские сцены:
насилие, грубость, агрессия, драки, смерть, гонки, азартные игры. Некоторые
отличаются низким уровнем речевой культуры, в каких–то – поведение и речь
персонажей отличаются эмоциональной скудностью. Такие мультфильмы не только не
несут ничего хорошего, но и опустошают.
Дети, проводящие
длительное время у экранов, и так лишены живого общения, а если оно подменяется
некачественным контентом, то воздействие на речевое и эмоциональное развитие
будет негативным.
Вот некоторые возможные последствия:
- агрессия: дети могут перенять агрессивное поведение,
видя сцены насилия и жестокости;
- девиантное повеление: нарушение персонажами
общественных норм ведет к неправильной трактовке понятий «хорошо» и
«плохо»;
- опасность для жизни: дети могут усвоить
опасные модели поведения, наблюдая за героями мультфильмов, которые
совершают рискованные поступки;
- отсутствие сострадания: постоянное наблюдение за
агрессивными и жестокими сценами может привести к потере способности
сочувствовать другим;
- эгоизм: герои мультфильмов часто демонстрируют
эгоистичное поведение, что может сформировать у детей неправильное
представление о дружбе и отношениях.
Отдельного внимания заслуживают сюжеты
мультфильмов: некоторые из них создают неверные образы для подражания – как
известно, с героев берут пример.
Образ женщины стал лишен женственности и
нежности.
- капризные принцессы, которые не трудятся, но
хотят иметь все;
- мужеподобные воительницы, спасающие мир;
- представители потустороннего мира (ведьмы,
вампиры, мертвецы);
Мальчики представляются нам:
- женоподобными существами;
- накаченными героями, обладающими суперсилой;
- героями, желания которых выполняют волшебные
создания;
Некоторые герои
наделены целым рядом противоречивых качеств. Таким образом разработчики
пытаются сделать персонажей более реалистичными. Однако детям трудно выделить
плохие и хорошие качества без помощи взрослых, и они копируют поведение
персонажей, не понимая последствия поступков.
Для детей главный
герой является положительным, поэтому его поведение воспринимается как верное.
Стоит ли удивляться тому, что дети «считывают» с героев потребительское
отношение к жизни, стремление к выгоде и богатству. Важно контролировать время,
проводимое детьми перед экраном, и выбирать мультфильмы с положительным
влиянием на развитие ребёнка.
Как сделать
мультипликацию безопасной
Организуйте совместный
просмотр мультфильма. Так вы сможете проконтролировать сюжет истории,
длительность просмотра и ответить на вопросы, интересующие ребенка. А если
что-то в сюжете покажется опасным, то всегда можно найти предлог для окончания
сеанса.
Если предварительный
просмотр невозможен, то воспользуйтесь рекомендациями авторитетных систем.
Список мультфильмов для каждого возраста есть в Федеральной образовательной
программе дошкольного образования. Развлекательный контент, который попадает в
поле зрения детей, должен быть познавательным и культурным.
Согласно рекомендациям Всемирной
организации здравоохранения (ВОЗ), в дошкольном возрасте (с 3 до 7 лет) детям
рекомендуется отводить на мультики до 30 минут в день. В младшем дошкольном (с
7 до 10 лет) — 30–50 минут. С 11 до 18 лет допустимы 1–3 часа в день.
Мультипликация – прекрасное изобретение
прошлого века. Однако станет мультфильм другом или врагом вашему ребенку,
зависит от вас, родители.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.07.2024
Дата обновления: 09.07.2024
Дата публикации: 09.07.2024