Рекомендации  на летний период  родителям от логопеда

19.07.2024

 В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребёнок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребёнку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!   

Лето – пора отпусков, детского отдыха.  Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребёнок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, автоматизируемых звуках и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребёнка эти упражнения и игры.

Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребёнка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.

Также обогащение пассивного и активного словаря ребёнка и развитие у него грамматически правильной фразовой и связной речи – это задача, которую родители должны решать ежедневно. Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).   Следите за поставленными звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная за учебный год работа может пойти насмарку: не введенные в речь звуки могут «потеряться» (исчезнуть из речи), тогда необходимо будет работу начинать заново.

Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова.  Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО, произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.  Обращать внимание на произношение поставленных звуков.

   Продолжайте выполнять артикуляционную гимнастику, тренируйте силу и длительность выдоха:

- дуть одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

- пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь);

- надувать воздушные шарики;

- играть на музыкальных игрушках: дудках, трубах, флейтах, губных гармошках;

- дуть на детские флюгера.

     Развитию мелкой и общей моторики способствует:

- различная шнуровка, завязывание шнурков на обуви;

- сбор ягод, камешков;

- выкладывание рисунков из камней, шишек, спичек, крупы. пуговиц, бусин;

- лепка из пластилина, глины, игры с глиной, мокрым песком;

- игры с мячами и мячиками (бросайте, ловите, попадайте в цель)

- рисование на асфальте цветными мелками, раскрашивание, штриховка;

- массаж пальчиков, упражнения для пальчиков;

-работа с тестом, лепка печенья;

- вырезание ножницами геометрических фигур, аппликаций.

Упражнения для развития фонематического слуха и слоговой структуры слова

   1. «Поймать» заданный звук среди других звуков.

   2. Назвать слово на заданный звук.

   3. Назвать первый (последний) звук в заданном слове.

  4. Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце).

   5. Назвать в заданном слове только гласные звуки.Хочу такой сайт

  6. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. Например, какое слово получится из слогов: со-ба-ка.

    7. Пение знакомых песен с заменой всех гласных звуков на А (У, Ю…)

       Упражнения для формирования правильного грамматического строя речи:

   1. Упражнения на изменение слова по числам, падежам (один сад, а много- сады; Гулял, где? за садом. Много это глаза – а один? Много это уши – а одно? Одна конфета – а шесть?).

   2.Упражнения на образовывание новых слов (уменьшительные, ласкательные формы, сумка - сумочка)

   3.Подбери противоположное по смыслу слово (антоним)   (большой-маленький, высокий – низкий)

   4 . Назови детёнышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы -..,  у слонихи -….

   5. Если кораблик из бумаги, значит он (какой) бумажный, а шуба из меха (какая шуба).

   6. У лисы хвост лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т. д.

   

    7. Поиграть в словесную игру. Намеренно исковеркать фразу, попросить ребёнка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)

   8. Начать предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

    Упражнения на расширение словарного запаса ребёнка.

    1.Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова.

    2.Сочиняйте стихи, рифмы.

    3.Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово.

      Упражнения на развитие связной речи

   1.Необходимо учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.

   2.Вызывать у него желание о чем-то рассказывать.

   3.Расспрашивайте о важных для него событиях.

   4.Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

  5.Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

   6.Упражнения для формирования связной речи: описание предметов, рисунков, пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составляйте предложений по заданным словам.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.07.2024

Дата обновления: 19.07.2024

Дата публикации: 19.07.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».