РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
19.12.2024
1.
Прежде всего необходимо обратить внимание
на развитие мелкой моторики пальчиков рук. Существуют специальные упражнения и
игры на развитие мелкой моторики, которые способствуют активизации работы
мозга, улучшению связей внутри полушарий – это пальчиковая гимнастика, сбор
пазлов, мозаики, конструктора, кубиков.
! Учите малышей застёгивать
пуговицы в 2—3 года. Рисуйте красками и карандашами, лепите фигурки из теста и
пластилина. Ребёнку необходимо как можно больше предметов потрогать руками,
увидеть глазами, почувствовать их запах и вкус. А взрослые должны рассказать
ему, как предметы называются, что с ними можно делать, какие они (мягкие,
горячие, колючие и т.д.).
2. Для развития общей
(крупной) моторики рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение
ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп
движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью (логоритмика).
3. Развивайте у ребенка
слуховое внимание.
! Учите малыша
прислушиваться к звукам окружающего мира, слушать неречевые звуки и
воспроизводить их (как летит самолёт, мяукает кошка, лает собака, воет ветер и
т.п.). Это поможет ему научиться вслушиваться и в речь окружающих его людей,
понимать тонкости родного языка.
4. Не будет лишним много
читать ребёнку, обязательно показывая ему то, о чём вы читаете. Больше с ним
разговаривайте, ненавязчиво подталкивая его к повторению за вами слов.
! Учите небольшие стишки
для развития речеслухового внимания и памяти. Совсем не обязательно, чтобы ребёнок
рассказал вам весь стишок. Для начала вполне достаточно, чтобы вы начали
предложение, а он его закончил (Русские народные сказки, потешки).
5. Следите за своей
речью. Говорите просто, чётко, внятно проговаривая каждое слово, каждую фразу.
Желательно, чтобы ребёнок видел вашу артикуляцию.
! Повторяйте помногу раз
одно и то же слово, да и фразу, но в этом случае, меняя порядок слов. Это
позволит ребёнку легче услышать и понять, что фразы делятся на слова. Если вы
хотите, чтобы ребёнок усвоил какое-нибудь новое слово, старайтесь употреблять
его в разных контекстах и не единожды. Не перегружайте ребёнка, предъявляя ему
сразу большое количество заведомо незнакомых слов. Не употребляйте слишком
длинные фразы.
6. Следите за эмоциями.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Если
ваш малыш неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не
повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово
правильно, старайтесь перехватить взгляд ребёнка. Возможно, он сможет повторить
за вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы!
Он обязательно повторит за вами, когда придёт время. Он учится и на собственных
ошибках, постоянно сравнивая своё произношение с вашим.
7. При общении с ребенком
все свои действия и действия ребёнка комментируйте.
! Помните, что ваша речь
– образец для подражания вашего малыша.
8. В раннем возрасте
важно расширять словарь детей в первую очередь за счёт имен существительных, а
за ними уже и глаголами, и прилагательными: «Кто это?» — «Это мальчик». «Что он
делает?» — «Мальчик играет». «Что это?» — «Это дом». «Дом какой?» - «Дом
большой (маленький)».
Логопедические игры для детей раннего возраста
1.
Игры для развития подвижности
артикуляционного аппарата – артикуляционная гимнастика (например, «Накажи
непослушный язычок»: покусать высунутый изо рта язычок «пяпя-пя», «Большой
ротик»: удерживать широко открытый рот на счет до 10-ти, при этом можно петь
«а-а-а!»).
Игры для развития словарного запаса и
грамматической связи слов в предложении
ü -
«Спрячь игрушку»: положи в коробку, под стол, под стул, на пол, на стол, за
спину, в карман; отнеси к двери, дойди с ней до окна и т. п. - Скажи, куда ты
спрятал игрушку?
ü «Поможем кукле Кате запомнить посуду» (мебель,
одежду, игрушки и т. п.). - Катя забыла, что это. Скажи ей!
ü «Чей малыш - чья мама?»: группировка животных
и птиц по принципу «взрослое животное – детёныш».
ü «Покорми зверей»: усвоение падежных форм
существительных. - Чем покормим корову? (травой, кошку – молоком, собаку –
косточкой и т.д.) - Кого чем угостим? (траву – козе, корове, лошади; морковку –
зайцу; грибы – ежу, белке и т. д.).
ü «Назови маленький предмет». Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных: гриб-грибок, дом-домик,
стол-столик, мяч-мячик и т. д. - Это большой помидор, а маленький …
(помидорчик).
ü «Подскажи словечко»: совместное проговаривание
с ребенком знакомых текстов стихов, потешек, сказок, например, «Наша Таня
громко …(плачет), уронила в речку ...(мячик)» и т.д.
ü «Кто как кричит?»: образование глаголов от
звукоподражаний знакомых животных и птиц. «Как кричит собака?» («гав-гав» -
лает), «Как кричит кошка?» («мяу-мяу» - мяукает) и т. д.
ü Для развития самостоятельной фразовой речи
очень полезны игры- театрализации русских сказок с использованием бумажного или
пальчикового кукольного театра. Предлагайте детям отвечать на вопросы сказочных
персонажей или вступать с ними в диалог: - Кто в теремочке живет?
(лягушка-квакушка, мышка-норушка). - А ты кто? - Я – зайка-побегайка! Пустите
меня к себе в Теремок! - Пустим зайку? - Да, пустим.
3. Игровые упражнения на
развитие мелкой моторики рук (игры с солёным тестом, игры с водой, игры с
пинцетом и др.).
4. Игры по дороге из детского
сада (в детский сад)
ü «Я
заметил»: - Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они. Вот
почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая. Ребёнок и взрослый
могут называть увиденные объекты по очереди).
ü «Волшебные очки»: - Представь, что у нас есть
волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и
т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого все стало цвета. Скажи: красные
сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос, красный забор и пр.».
5. Игры в «свободную минутку», подвижные игры.
Игры с мячом: - Я буду называть предметы, и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «Ж», если в слове нет звука, то мяч ловить не надо. Итак, начинаем: жаба, стул, ежик, жук, книга . . . Ø «Лягушка». Выделение звука из ряда гласных (а, о, у, и, е, э, ю, я, ы). - Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки. По аналогии проводится игра на другие гласные звуки. Позже можно проводить игру на согласные звуки.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.12.2024
Дата обновления: 19.12.2024
Дата публикации: 19.12.2024