Речевая готовность ребёнка к школе
24.01.2025
Речевая готовность ребёнка
к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет
адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является
главным инструментом общения, познания, без неё невозможна коммуникация с
другими сверстниками и преподавателями.
Ребёнку очень важно
иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить
школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребёнка в
освоении школьных дисциплин и его социализация.
Все предпосылки к
овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления
в школу, где ребёнок будет получать новые знания и навыки, необходимые для
полноценного обучения.
Какое значение имеет
речевое развитие при подготовке к школе?
Речевое
развитие ребёнка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном
развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно
формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.
Примерно в возрасте 5-6
лет ребёнку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он
должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть
достаточно обширным (порядка 3500 слов), ребёнок должен ясно излагать свои
мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.
К тому моменту, когда
настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребёнок в
какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно
недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной
неуспеваемости учеников первых классов.
Развитие речи не только
демонстрирует общее развитие ребёнка, но и уровень коммуникативных
навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая
готовность ребёнка к школе – это обязательное условие его успеваемости по
всем предметам.
Что означает речевая
готовность к школе.
Чтобы ребёнок не
испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы
определенные компоненты речи.
1. Умение слушать и
слышать других.
Если ребёнок не умеет
слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в
понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В
этом возрасте крайне важно, чтобы ребёнок мог понимать и действовать по той
инструкции, которую он получает от преподавателя.
2. Сформированность
звуковой стороны речи.
Сформированность
фонетической стороны речи предусматривает:
·
умение чётко и внятно произносить все звуки речи;
·
возможность изменения интонации и темпа с учётом смыслового содержания;
·
умение говорить шёпотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).
Выраженные проблемы в
звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребёнка в школе.
Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы,
как пропуски или замены букв.
3. Умение различать
звуки речи на слух.
В норме ребёнок должен
слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и
обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми,
то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребёнок плохо
различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том»,
«панан» вместо «банан».
4. Функции языкового
анализа и синтеза.
Ребенок должен не только
уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность.
Формами звукового анализа являются:
·
Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»).
Задача ребёнка – определить наличие звука в слове.
·
Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается
слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).
·
Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит
звук [н] – в начале, середине или конце?»).
·
Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).
·
Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).
Помимо звукового анализа
и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.
Слоговый анализ представляет
собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок
должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.
Синтаксический анализ
представляет собой определение количества и последовательности слов в
предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.
5. Словарный запас.
Готовность ребёнка к
школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас
слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребёнок должен не
просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.
В школе ученику
придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный
им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения
на заданную тему и т.д.
Если словарный запас
будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения: он не может
назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать,
в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну»,
«это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной
жестикуляцией.
Часто у детей
формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит
новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему.
Примеров может быть масса: ребёнок услышал выражение «потерять смысл» и теперь
воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» -
это конфеты и т.д.
На бедность словарного
запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» -
«большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе
сказок, рассказов, когда ребёнок заменяет слова, используемые автором, на те,
которые ему знакомы.
В этом вопросе огромное
значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени
формируется словарный запас ребёнка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются
родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества
сложных слов, сравнений, метафор. Ребёнок будет слышать их и спрашивать о том,
что именно они означают.
Речевая готовность к
школе определяется следующими навыками:
·
умение чётко подбирать слова при назывании действий, предметов;
·
употребление в связной речи слов с обобщающим значением;
·
умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава –
зелёная);
·
умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка –
мяукает, бегает, точит когти и т.д.);
·
умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс,
парта, учебники, коридор);
·
понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой –
маленький, сладкий – горький);
·
понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный,
доблестный);
·
понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор,
гвоздя, гриба);
·
понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот
наплакал», «каменное сердце»);
·
понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей»,
«сломя голову»);
·
умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).
Даже если у ребёнка в
школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает
смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.
6. Грамматический строй
речи.
Ребёнок должен уметь
пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в
нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по
разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).
Есть и другие навыки, которыми должен
овладеть ребенок к школе:
·
использование развернутой фразовой речи;
·
работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов
в предложении и т.д.
·
умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять
предложение по картинке;
·
пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.
7. Связная речь.
Под этим понятием
понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения
своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного
обучения оказывается крайне затруднительным.
Готовность к школе детей оценивается
по следующим навыкам:
·
поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребёнка;
·
нормальное общение со сверстниками и взрослыми;
·
умение развернуто описывать окружающие предметы;
·
внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и
о чём там говорилось);
·
умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;
·
умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.
Все перечисленные умения
и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание
соответствующей речевой среды.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.01.2025
Дата обновления: 24.01.2025
Дата публикации: 24.01.2025