Речевая готовность ребёнка к школе

24.01.2025

Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребёнка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.

Речевая готовность ребёнка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без неё невозможна коммуникация с другими сверстниками и преподавателями.

Ребёнку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребёнка в освоении школьных дисциплин и его социализация.

Все предпосылки к овладению учебной деятельностью формируются задолго до поступления в школу, где ребёнок будет получать новые знания и навыки, необходимые для полноценного обучения.

Какое значение имеет речевое развитие при подготовке к школе?

Речевое развитие ребёнка играет наиважнейшую роль, как в его комплексном развитии, так и при подготовке к школе. В дошкольный период речь активно формируется, выполняя 2 основные функции – коммуникативную и интеллектуальную.

Примерно в возрасте 5-6 лет ребёнку предстоит сделать существенный скачок в овладении родным языком. Он должен усвоить понятийное значение слов, его словарный запас должен быть достаточно обширным (порядка 3500 слов), ребёнок должен ясно излагать свои мысли и желания, используя ту лексику, которая есть в его арсенале.

К тому моменту, когда настанет пора идти в школу и принять на себя новую социальную роль, ребёнок в какой-то степени должен стать ответственной и сознательной личностью. Именно недостаточное речевое развитие часто становится основной причиной неуспеваемости учеников первых классов.

Развитие речи не только демонстрирует общее развитие ребёнка, но и уровень коммуникативных навыков, а также логического мышления. В связи с этим становится понятно, что речевая готовность ребёнка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Что означает речевая готовность к школе.

Чтобы ребёнок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

1. Умение слушать и слышать других.

Если ребёнок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребёнок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

2. Сформированность звуковой стороны речи.

Сформированность фонетической стороны речи предусматривает:

·                     умение чётко и внятно произносить все звуки речи;

·                     возможность изменения интонации и темпа с учётом смыслового содержания;

·                     умение говорить шёпотом, тихо или громко (в зависимости от ситуации).

Выраженные проблемы в звуковой стороне речи обязательно скажутся на успеваемости ребёнка в школе. Дети пишут так, как говорят, поэтому на письме могут появиться такие проблемы, как пропуски или замены букв.

3. Умение различать звуки речи на слух.

В норме ребёнок должен слышать слово и уметь опознавать каждый звук, который входит в его состав (и обозначать его буквой на письме). Если какие-то звуки кажутся ему одинаковыми, то это будет отображаться и на его письме. К примеру, если ребёнок плохо различает звонкие-глухие звуки, то вместо слова «дом» он будет писать «том», «панан» вместо «банан».

4. Функции языкового анализа и синтеза.

Ребенок должен не только уметь различать все звуки в слове, но и определять их последовательность. Формами звукового анализа являются:

·                     Умение выделять звук на фоне слова («Есть ли в слове «бочка» звук ч?»). Задача ребёнка – определить наличие звука в слове.

·                     Умение выделять звук в начале и конце слова («С какого звука начинается слово лошадь?», «Каким звуком заканчивается слово машина?»).

·                     Определение места звука в слове («В каком месте в слове «гусеница» стоит звук [н] – в начале, середине или конце?»).

·                     Умение назвать все звуки в слове по порядку (последовательный анализ).

·                     Умение назвать количество звуков в слове (количественный анализ).

Помимо звукового анализа и синтеза, важно понимание слогового и синтаксического анализа и синтеза.

Слоговый анализ представляет собой умение делить слова на слоги, определить их количество в нем. Ребенок должен уметь составлять слова из представленных ему слогов.

Синтаксический анализ представляет собой определение количества и последовательности слов в предложении. Синтез – это умение составлять предложение из представленных слов.

5. Словарный запас.

Готовность ребёнка к школе определяется, в частности, его словарным запасом. Как правило, запас слов должен составлять порядка 3500-4000 слов. При этом ребёнок должен не просто знать и употреблять эти слова, а понимать их значение.

В школе ученику придется отвечать на вопросы учителя, пересказывать тексты, излагать изученный им материал. Он должен уметь составлять рассказ по картинке, писать сочинения на заданную тему и т.д.

Если словарный запас будет скудным, то это будет хорошо заметно в процессе обучения: он не может назвать предметы, долго подбирает нужные слова, когда ему нужно что-то сказать, в его речи в большом количестве присутствует слова-паразиты: «в общем», «ну», «это» и т.д. Часто нехватка словарного запаса компенсируется активной жестикуляцией.

Часто у детей формируется ошибочное понимание слов, которое происходит тогда, когда он слышит новые для себя слова в образных высказываниях, но понимает их по-своему. Примеров может быть масса: ребёнок услышал выражение «потерять смысл» и теперь воспринимает слово «смысл» как потерянную вещь; кто-то думает, что «конфетти» - это конфеты и т.д.Хочу такой сайт

На бедность словарного запаса также указывает упрощение слов. К примеру, вместо «массивный» - «большой, «крошечный» - «маленький» и т.д. Особенно это заметно при пересказе сказок, рассказов, когда ребёнок заменяет слова, используемые автором, на те, которые ему знакомы.

В этом вопросе огромное значение имеет роль родителей, ведь именно в семье в большей степени формируется словарный запас ребёнка. Поэтому среди рекомендаций, которые даются родителем, часто называется употребление ими как можно большего количества сложных слов, сравнений, метафор. Ребёнок будет слышать их и спрашивать о том, что именно они означают.

Речевая готовность к школе определяется следующими навыками:

·                     умение чётко подбирать слова при назывании действий, предметов;

·                     употребление в связной речи слов с обобщающим значением;

·                     умение характеризовать предметы (лимон – кислый, небо – голубое, трава – зелёная);

·                     умение подбирать возможные действия, характерные для предмета (кошка – мяукает, бегает, точит когти и т.д.);

·                     умение подбирать предметы к заданному действию, признаку (школа – класс, парта, учебники, коридор);

·                     понимание и употребление в речи антонимов (слабый – сильный, большой – маленький, сладкий – горький);

·                     понимание и употребление в речи синонимов (смелый, храбрый, отважный, доблестный);

·                     понимание и употребление многозначных слов (шляпка – женский головной убор, гвоздя, гриба);

·                     понимание метафор и умение их использовать («золотые слова», «кот наплакал», «каменное сердце»);

·                     понимание и употребление фраз с переносным значением («стреляный воробей», «сломя голову»);

·                     умение подбирать однокоренные слова (зима – зимний, зимовать, зимовка).

Даже если у ребёнка в школе нет проблем с чтением, но его словарный запас скуден, и он не понимает смысл слова, то он не будет понимать содержание прочитанного им материала.

6. Грамматический строй речи.

Ребёнок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, уметь образовывать слова в нужной форме. Не менее важным является словоизменение – это изменение слов по разным грамматическим категориям (по падежу, числу, роду и т.д.).

Есть и другие навыки, которыми должен овладеть ребенок к школе:

·                     использование развернутой фразовой речи;

·                     работа с предложением: построение простых предложений, понимание связи слов в предложении и т.д.

·                     умение находить ошибки в предложении и исправлять их, умение составлять предложение по картинке;

·                     пересказ текста с сохранением его смыслового содержания.

7. Связная речь.

Под этим понятием понимаются развернутые высказывания, которые использует человек для выражения своих мыслей и желаний. Если с этим возникают проблемы, то процесс школьного обучения оказывается крайне затруднительным.

Готовность к школе детей оценивается по следующим навыкам:

·                     поддерживать разговор на тему, соответствующую возрасту ребёнка;

·                     нормальное общение со сверстниками и взрослыми;

·                     умение развернуто описывать окружающие предметы;

·                     внятный пересказ пережитых событий (как провел лето, какой фильм смотрел и о чём там говорилось);

·                     умение пересказывать сказки, используя собственный словарный запас;

·                     умение раскрывать содержание окружающих явлений, картины.

Все перечисленные умения и навыки формируются через образовательную деятельность, а также через создание соответствующей речевой среды.

Просмотров всего: , сегодня:

Речевая готовность ребёнка к школе.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 24.01.2025

Дата обновления: 24.01.2025

Дата публикации: 24.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».