«Профилактика детских конфликтов»
06.02.2025
Детские конфликты – это естественная и неизбежная часть детства, поэтому взрослым важно на своём примере показать детям, как правильно вести себя в конфликтных ситуациях и разрешать их без агрессии и применения физической силы.
Причины конфликтов у детей разного возраста
1) Дети 2 – 3 лет только начинают учиться
взаимодействовать между собой. Причинами конфликтов в данном возрасте чаще
всего становятся отобранная игрушка или разрушенные постройки. Так как детки в
этом возрасте еще плохо разговаривают, они стараются привлечь внимание
взрослого громким плачем или лезут драться с обидчиком. Нам, взрослым, эти
причины покажутся незначительными, но для детей они представляются трагедией.
Все потому, что малыши только учатся взаимодействовать между собой.
2) В 4 – 5 лет начинают проявляться лидерские
способности. Дети этого возраста предпочитают играть в ролевые игры.
Соответственно им нужно подобрать партнёров по игре, а лучший друг или подруга
не хотят слушать и вот тут может возникнуть конфликт. Они могут возникать и при
распределениях ролей или при нежелании одного из детей играть с другим. Так как
детки этого возраста уже хорошо владеют речевым аппаратом конфликты в большей
степени решаются словесно.
3) В возрасте 5 – 6 лет детки больше всего ссорятся
из-за того, что не могут выбрать единый формат деятельности. Например, две
подружки решают, чем заняться и одна из них говорит, что хочет рисовать, а
другая играть в куклы, но при этом обязательно нужно делать это вместе. Вот тут
и возникает конфликт. Старшие дошкольники в решении конфликтных ситуаций чаще
всего прибегают к угрозам, жалуются воспитателю или перестают «дружить». А все
потому что детям не свойственна эмпатия.
Выделяют три типа детей, у которых чаще всего
возникают конфликты это:
1.
Агрессивные
2.
Обидчивые (молчат, тем самым
происходит конфликт)
3.
Застенчивые (попадают в конфликт,
потому что не умеют постоять за себя)
К агрессивным и обидчивым детям, можно отнести
детей с СДВГ. У всех этих детей цель одна, привлечь внимание.
Предпосылки возникновения агрессивного
поведения, как следствие потом конфликта, очень много зависит в какой
обстановке, семье растет ребенок.
У агрессивных детей есть ряд психологических
особенностей, по которым у ребенка не получается дружить, договариваться. Например,
низкое интеллектуальное развитие, не развиты коммуникативные навыки,
эмоциональная сфера не полностью созрела. А бывает наоборот, все сферы сформированы,
и ребенок в других просто видит конкурентов.
У детей дошкольного возраста нет навыка
договариваться, нужно учить их говорить, а не сразу стукать.
Типичные ошибки,
которые допускают родители,
разбирая детские конфликты:
- Необъективное отношение к случившемуся. Для многих родителей
«мой ребенок не мог сделать ничего
плохого» — аксиома.
Родители должны быть объективными, и в случае
установленной вины своего ребенка воспринять этот факт мужественно, не
оправдывая своего ребенка всеми силами.
— Вмешательство в конфликты в тех случаях,
когда этого не требуется. Детские конфликты
— это школа жизни. Родители не должны лишать своих детей возможности набраться
опыта. Надо не брать решение всех этих проблем
на себя, а объяснять ребенку,
как надо поступать
в таких случаях. Задача
родителей — научить детей самостоятельно выходить из трудных ситуаций.
— Отчитывают своих детей в присутствии пострадавшей стороны. У
некоторых родителей есть соблазн показать
окружающим, какие они строгие и правильные. Ни в коем случае нельзя устраивать
публичную порку — ребенок воспримет это не как нравоучение или справедливое возмездие, а как предательство.
Любые воспитательные работы надо проводить без посторонних.
—
Учат ребенка
неправильно реагировать. Нужно объяснять ребенку, что в определенных ситуациях
нужно уметь постоять за себя и дать отпор обидчику. Однако меры, которые
использует при этом ребенок, должны
быть приемлемы в и не угрожать жизни и здоровью обидчика.
Рекомендации родителям, когда ваши дети находятся в конфликте:
- не стремитесь полностью
оградить ребенка от конфликтов, они неизбежны;
- формируйте у детей навыки
конструктивного решения конфликтов;
- если ребенок может справиться сам, дайте ему эту возможность;
- обсудите проблему
с ребенком, узнайте
причину конфликта, его чувства;
- поговорите с воспитателем, узнайте,
что педагог думает о
сложившейся ситуации, какой он владеет информацией;
- можно поговорить и с родителями обидчика. Но разговор
не должен перерасти в ругань и
скандал.
Важно понимать, что конфликты в детском коллективе проще предупредить, нежели впоследствии разрешить. Успех
профилактики конфликтных отношений будет зависеть от того, насколько развиты будут у ребёнка
социальные нормы взаимодействия и навыки
построения полноценного общения
со сверстниками.
Недопонимание и конфликтные ситуации встречаются на протяжении всей жизни и как сейчас вы научите своего ребенка выходить из них так он будет делать и дальше.
Помните! В конфликте виноваты всегда обе стороны!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2025
Дата обновления: 07.02.2025
Дата публикации: 06.02.2025