Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ВЕСЕЛЫЙ ОРКЕСТР

Содержание:

1.Целевой раздел

2. Содержательный
раздел

3. Организационный
раздел

Название раздела
1.1. Пояснительная записка
1.2.Цели и задачи реализации программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных
особенностей развития детей дошкольного возраста
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
1.6. Развивающее оценивание качества Программы
2.1. Особенности организации деятельности детей в
рамках реализации Программы
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов
и средств реализации Программы
2.3. Календарно-тематический план Программы
2.4. Особенности взаимодействия с семьями
воспитанников
3.1. Описание материально-технического
обеспечения Программы

стр.
3
5
6
6
8
8
11
12
13
29
31

3.2. Календарный учебный график

32

3.3. Кадровое обеспечение

33

3.4. Распорядок дня

33

4. Список литературы

35

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей
дошкольного возраста от 4 до 7(8) лет «Веселый оркестр» (далее по тексту Программа) –
учебно-методический
документ
Муниципального
бюджетного
дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 182 (далее по тексту МБДОУ)
художественной направленности, разработана в соответствии с требованиями в
образовании, отраженными в следующих документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р.
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
4. Письмо Министерства образования и науки от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).
5. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества
дополнительного образования детей, направленные письмом Министерства образования и
науки РФ от 28.04.2017 № ВК-1232/09.
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29.09.2020 г.
№ 28 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания, обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
7. СанПиН 1.2.36.85-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
8. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
9. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных
общеразвивающих программ» в соответствии с социальным заказом.
10. Устав муниципального бюджетного дошкольного
учреждения детского сада № 182 от 12.11.2024 г. № 2081/46/36.

образовательного

Данная Программа соотносится с тенденциями развития дополнительного
образования и, согласно Концепции развития дополнительного образования, способствует
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии.

Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, обеспечивает
разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей,
которые так же реализуются через систему дополнительного образования детей.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселый
оркестр» разработана на основе педагогической концепции детского музыкального
воспитания Карла Орфа, что обеспечивает дополнительную образовательную деятельность
за рамками основной образовательной программы по художественно-эстетическому
развитию детей дошкольного возраста.
Программа направлена на знакомство ребенка с миром музыкальных звуков,
воспитание первоначальных навыков элементарного музицирования, развития творческих
способностей и расширения сферы музыкальной деятельности. В программе учитываются
индивидуальные особенности ребенка, что позволяет эффективно взаимодействовать детям
с различными навыками, способностями и потребностями. Процесс элементарного
музицирования состоящит из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и
игры на инструментах и включает в себя песенки, пьесы и упражнения, которые легко
можно изменять и придумывать новые вместе с детьми.
Целью программы является помочь детям войти в игровой форме в мир музыки,
сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные
формы общения с ней. Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У
них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкальноритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство,
внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития,
но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между
детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности
дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию
музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости,
скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко
проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли,
эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные
способности.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы.
Совершенствование системы музыкального образования — не только задача
педагогов-практиков, но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,
динамично меняющейся в условиях современной музыкальной жизни.
Речь идёт о новых тенденциях музыкальной жизни общества, позволяющих
говорить о качественном уровне насыщения «звуковой среды», в которой формируется
личность будущего музыканта и слушателя.
Использование игры на детских элементарных музыкальных инструментах
плодотворно влияет на музыкальное развитие детей дошкольного возраста. Несмотря на
положительные теоретические и практические предпосылки, создание оркестров детских
музыкальных инструментов до сих пор остается трудной задачей.
4

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской
деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на
музыкальных инструментах, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных
звуков, различают красоту звучания. Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание
разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические
способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику
пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных
функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус,
учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
музыкальные способности. У детей улучшается качество пения, музыкально ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных инструментах способствует становлению и развитию
интегративных качеств детей, таких как эмоционально отзывчивый, любознательный,
активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен
управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных
ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи,
имеющий первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладевший
необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Работа по Программе «Весёлый оркестр» строится на единых принципах и
обеспечивает целостность педагогического процесса. Занятия проводятся в соответствии с
рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп
детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН.
Отличительные особенности Программы является ее опора на систему детского
музыкального воспитания Карла Орфа. Основная идея системы заключается в том, что все
дети, вне зависимости от таланта или предрасположенности к музыке, должны к ней
приобщаться, раскрывать свой природный музыкальный потенциал.
Традиционное обучение игре на конкретном инструменте, по мнению немецкого
новатора, сильно ограничивает ребенка, его страсть к импровизации. Детей, в противовес
классическому подходу, нужно учить играть не на сложных инструментах, на освоение
которых уйдут годы, а на простых, например: ударных (ксилофон, металлофон,
треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы) и мелодических (блокфлейта).
Дети музыкальное дошкольное образование по Карлу Орфу воспринимают легко,
потому что музыка через простые инструменты, незатейливые мелодии становится
доступной.
1.2 Цели и задачи
Цель: Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей
и исполнительского творчества детей.
Задачи:
Обучающие:
1.
Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и
музыкальными инструментами.
2.
Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
5

3.
Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим
ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на
различных детских музыкальных инструментах.
4.
Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.
Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
Развивающие:
1.
Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как
выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.
Развивать мышление, аналитические способности, память и умение
сконцентрировать внимание.
3.
Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
4.
Развивать любознательность, фантазию, творческие способности,
музыкальный вкус.
Воспитательные:
1.
Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его
эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2.
Воспитывать у детей веру в свои силы, в свои творческие способности,
творческую инициативу
3.
Воспитывать творческую инициативу.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа сформирована в соответствии с принципами, определёнными
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности
детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценности детства – понимание
(рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий;
значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период
подготовки к следующему периоду;
2.Уважение личности ребенка;
3.Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной
группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в
форме творческой активности, обеспечивающей художественно - эстетическое развитие
ребенка;
4. Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка;
5. Принцип научной обоснованности и практической применимости, согласно
которому содержание программы должно соответствовать основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики, а полученная ребенком информация
должна иметь возможность применения в практической деятельности;
6.Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
7.Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса,
который предусматривает объединение различных видов детской деятельности вокруг
единой темы при организации воспитательно-образовательного процесса;
8. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка.
1.4. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей
дошкольного возраста.
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
6

числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста,
воспитывающихся в образовательной организации.
Одним из основных условий формирования и, в последующем, реализации
Программы «Весёлый оркестр» является учёт возрастных, психофизиологических
особенностей развития дошкольников:
В возрасте 3-4 лет необходимым становится создание условий для активного
экспериментирования и практикования ребёнка со звуками с целью накопления
первоначального музыкального опыта. Манипулирование музыкальными звуками и
игра с ними (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении,
выполнения простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребёнку
начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах.
Содержанием музыкального воспитания детей данного возраста является
приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к
музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых
исполнительских навыков. В этот период, прежде всего, формируется восприятие
музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он
начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты,
затем дифференцирует части произведения. Исполнительская деятельность у детей
данного возраста лишь начинает своё становление.
Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс
обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей.
Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и
доступного материала.
На седьмом году жизни движения детей становятся все более
координированными, поведение — более осмысленным и управляемым самим
ребенком. Продолжают развиваться основные музыкальные способности: ритмическое
чувство и мелодический слух. Все это во многом объясняет большое желание детей
заниматься игрой на музыкальных инструментах, в частности на металлофоне,
поскольку этот детский музыкальный инструмент наиболее часто встречается в ДОУ.
В элементарных импровизациях на металлофоне наибольших успехов
дошкольники добиваются в использовании таких средств музыкальной
выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая
окраска звука. Мелодическая линия музыкальной ткани привлекает детей, но передача
ее удается им лишь пока в свободной импровизации.
При обучении игре на металлофоне ребята легко осваивают игру только на
двух пластинках, не соседствующих друг с другом. Это объясняется недостаточностью
развития в данном возрасте микро-координации движения руки.
Дети могут запоминать правильные названия пластинок металлофона,
ориентируясь на низкие и высокие звуки. Это способствует довольно легкому
освоению элементов нотной грамоты.
В этом возрасте у дошкольников проявляется чувство ансамбля, прежде всего
ритмического.
Таким образом, они физически и психически готовы осваивать далее игру на
ведущем детском музыкальном инструменте — металлофоне, а также и на других
музыкальных инструментах.
7

1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
4 года
Владение детьми ударными детскими музыкальными инструментами
(ксилофон, бубен, треугольник, деревянные ложки, клавесы, барабан, маракасы).
У детей развиты (в соответствии с возрастом):
– специальные ритмические навыки: хлопать длинные и короткие звуки,
координировать свои действия с музыкой (началом и концом музыки, ее темпом);
– координация речи и движения (хлопать и говорить в ритме простейшие
фразы);
– пространственные представления: низко - высоко, длинный - короткий,
громко-тихо.
– тембровое восприятие (различают звучание инструментов);
– эмоциональное и физическое раскрепощение.
6-7 лет
Знание детьми музыкальных инструментов и узнавание их по звучанию.
Передача ритма при помощи музыкальных инструментов.
Владение навыками игры на разных инструментах.
Развитие творческого воображения (передача художественного образа с
помощью музыкального инструмента).
Подбор и применение в самостоятельной деятельности инструментов для
оркестровки песен, сказок.
Игра в оркестре.
1.6. Развивающее оценивание качества Программы
Мониторинг уровня владения детьми навыками игры на музыкальных
инструментах является частью реализации Программы.
В результате анализа индивидуальных данных педагог может значительно
быстрее, чем в процессе обычных коллективных занятий, изучить группу детей,
составить ее «портрет», а также выявить степень продвижения детей этой группы в
конце каждого года занятий как в плане развития музыкальных способностей, так и
уровня владения навыками игры на музыкальных инструментах
В мониторинге используется методика К.В.Тарасовой. Мониторинг
проводится в начале учебного года и в конце.
Мониторинг следует проводить в привычной для ребенка обстановке. Это
индивидуальные задания для детей – короткие тестовые задания, дидактические игры,
беседы, этюды, экспериментальные ситуации (образцы заданий приводятся в
инструментарии). Педагогу важно быть доброжелательным в общении с
дошкольником, помогать ему сориентироваться в задании посредством простых и
понятных вопросов, выслушивать ребенка до конца, не перебивая и не поправляя
ответы.
Цель мониторинга:
– индивидуальный контроль развития музыкальных способностей
дошкольников (игра на музыкальных инструментах);
– выявление музыкальным руководителем сильной и слабой стороны в своей
собственной работе и проведение соответствующей ее коррекции.
8

Категория оценивания
Чувство музыкального ритма
Уровень несформированности: ребенок решает предложенную ритмическую
задачу по беспорядочному типу, когда не воспроизводится даже метрическая
пульсация, и хлопки следуют беспорядочно, фактически, вне музыки.
Этот тип решения задачи характерен для большинства детей младшей группы
и является для них показателем «средневозрастного» уровня, поэтому если ребенок
этого возраста решает задачу по беспорядочному типу, мы относим его к среднему
уровню развития чувства музыкального ритма. Если же кто-либо из малышей
исполняет задание более ритмично, то относим его к высокому уровню.
В то же время, если по беспорядочному типу решает эту задачу кто-либо из
детей трех последующих возрастов, мы говорим, что это показатель низкого уровня
развития этой способности.
Уровень формирования: ребенок решает ритмическую задачу воспроизводя
только метрическую пульсацию (дети хлопают в ладоши равномерными четвертями,
реже равномерными восьмыми или половинными). Этот тип решения характерен для
большинства детей средней группы и является для них показателем
«средневозрастного» уровня развития чувства музыкального ритма. Если ребенок
этого возраста решает задачи по беспорядочному или адекватному типу, его относят к
низкому и высокому уровню.
Уровень сформированности: Ребенок решает предложенную задачу по
адекватному типу (воспроизводит ритмический рисунок, т.е. соотношение
длительностей звуков и пауз) без ошибок или 1-2 ошибки.
Уровень развития музыкального восприятия – мышления (по показателю
словесных характеристик)
Уровень несформированности: ребенок не определяет вообще или не верно
определяет общее настроение музыки. Не может рассказать о ней. Не может
сосредоточиться на ее звучании. На этом уровне находятся часть детей младшей
группы, а дети младшей группы, которые эмоционально реагировали на музыку,
внимательно слушали хотя бы часть пьесы, правильно, но односложно определяли ее
общий характер, мы отнесен к среднему и высокому уровню.
Уровень формирования. Ребенок правильно определяет настроение
достаточно простой по содержанию пьесы, ориентируясь, комплекс средств
музыкальной выразительности, более тонко анализируя музыку. Благодаря этому,
восприятие музыкального художественного образа становится более адекватным,
ребенок может почти точно определить программу – название незнакомой пьесы.
Уровень сформированности. При восприятии музыкального художественного
образа у детей появляется ориентация на самое информационно яркое средство
музыкальной выразительности – мелодию и составляющие ее интонации. Благодаря
этому, возможность ошибки при определении настроения несложной музыки
становится минимальной, ребенок легко определяет название пьесы, может уловить
процесс развития музыкального образа, сравнить пьесы, между собой.
Продуктивный
компонент
музыкального
мышления
(творческое
мышление)
Уровень несформированности. На самой ранней ступени развития процесса
импровизации имеет опробующий характер. Если это музыкальный инструмент то
дети его просто изучают, прислушиваются к его звучанию. Чаще они «гуляют» по
клавишам снизу-вверх и сверху вниз. Ритмическая структура проб беспорядочна.
Уровень формирования. В импровизациях ребенка превалирует ритм и чаще
всего отсутствует знакомая мелодия.
Уровень сформированности. В импровизациях на музыкальных инструментах
9

творчестве ребенка появляется достаточно развернутая и законченная мелодия,
изложенная чаще всего в форме периода, состоящих из двух предложений.
Импровизации детей отличаются большей оригинальностью по сравнению со средним
уровнем, и содержит наряду с плавными течениями мелодии, широкие интересные
скачки.
Инструментарий для выявления наличия музыкальных способностей в ходе
проведения мониторинга.
Эмоциональная отзывчивость
Предложить прослушать музыкальное произведение «Болезнь куклы», «Новая
кукла» П.И.Чайковского, «Марш» Р.Шуман.
Предложить импровизировать любую мелодию совместно с музыкальным
руководителем.
Предложить ребенку нарисовать рисунок к прослушанной музыкальной пьесе
«Первая утрата» Р. Шуман, «Детская полька» М.Глинка.
Чувство музыкального ритма
1. Предложить воспроизвести ритм хлопками двух, трех длительностей по
показу музыкального руководителя.
2. Предложить исполнить простой ритмический рисунок на металлофоне.
3. Выложить на фланелеграфе ритмический рисунок двух, трех длительностей.
Тембровый слух.
1. Игра «Теремок». Детям определить какой инструмент звучит (металлофон,
ксилофон, фортепиано, духовая гармоника, колокольчики, набор Перкуссия, барабан)
Звуковысотный слух
1. Дидактическая игра «Большие и маленькие» Детям предлагаются картинки
на которых изображены Животные, дети и. т.д.

10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности организации деятельности детей в рамках реализации
Программы
Программа включает в себя 72 занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю. В
середине занятия проводится физминутка.
Форма предоставления платной образовательной услуги: подгрупповая.
Форма обучения – очная, рассчитана на 1 год, группы в составе 10-15 человек.
Язык обучения – русский.
Педагог в течение года представляет творческие отчёты: выступления детей на
утренниках, в конце учебного года проводит два итоговых мероприятия для
родителей. Итоговые мероприятия проводятся в форме утренников, представлений,
творческих выступлений детей для родителей (законных представителей)
воспитанников, посещающих данный кружок.
В течение учебного года по согласованию с руководителем учреждения
допускается незначительная корректировка учебно-тематического плана занятий.
Содержание учебно-тематического плана
Тема: Вводное занятие
Теория: знакомство с программой. Правила поведения на занятиях, техника
безопасности.
Тема: «Речевое музицирование»
Теория: текст и ритмическая пульсация.
Практика: декламация и исполнение жестами и с инструментами музыкальных
композиций. Озвучивание и инструментальное исполнение композиций с речевым
звукоподражанием и без речевой поддержки. «Ора-ара» - двухголосная речевая пьеса с
эффектом «эхо».
Тема: «Обучение игре на инструменте».
Теория: Знакомство с шумовыми металлическими инструментами (бубенцы,
колокольчики, треугольник), деревянными инструментами (коробочка, трещотка,
ложки, рубель и другие). Знакомство с бубном и тамбурином, их отличие и сходство,
Знакомство с барабаном, тарелками. Звуки низкие - высокие, долгие -короткие.
Изучение нотной грамоты.
Практика: Слушание музыки по теме, показ иллюстраций, разучивание
песенок – попевок, музыкально-дидактические игры. Обучение приемам игры
(«тремоло», ритмический удар) на бубенцах, румбе с музыкальным сопровождением
(«Лошадка» ч.н.м.) по ритмическим схемам; на спаренных ложках (потолочек,
коленце, тремоло ); совместной игры в оркестре подгруппами с музыкальным
сопровождением. Обучение приемам игры на металлофоне с музыкальным
сопровождение.
Тема: «Импровизация»
Практика: Мимические импровизации, музыкальные игры: «Кубик
настроения», «Наши настроения», «Эмоциональная угадай-ка», «Весело-грустно»,
«Дружные настроения» и тд. Пластические импровизации, музыкально-дидактические
игры: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги», «Что мы делаем?», «Кто я есть?».
Интонационно-речевые импровизации: «Превращения», «Театр слова». Тембровоимитационные импровизации: звуковые имитации образов (ветер, ручей, гроза, снег и
т.д.), «Театр музыкального звука».
Тема: Музыкально – дидактические игры
11

Теория: Знакомство с музыкальными произведениями, со зрительными
образами, внешним видом игры, содержанием, правилами, игровыми задачами и
действиями, переносим полученные умения и навыки в самостоятельную
деятельность.
Практика: Развитие слухового внимания и координации движений, умения
определить направление звука Накопление словаря и развитие фразовой речи: "Скажи,
что ты слышишь", "Тихо – громко!", "Кто что услышит?".
Тема: «Моделирование элементов музыкального языка»
Теория: Осваивание фонематических упражнений.
Практика: Стих - каждая строчка сопровождается иллюстративным
материалом в виде карточек со схемами. Мелодия - составления ритмических
рисунков, Слушание музыки, непосредственное восприятие и дифференцирование
музыкальных звуков с помощью рук.
2.2.Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы
Реализация Программы предполагает различные формы организации детей:
•
непрерывная образовательная деятельность с детьми (занятия групповые
и подгрупповые);
•
совместные досуговые мероприятия (праздники и тематические
развлечения);
•
индивидуальная музыкально-ритмическая деятельность с детьми;
•
совместная музыкальная деятельность с детьми (подготовка к
праздникам, конкурсам, разучивание музыкально-ритмического и танцевального
материала для театрализованных постановок);
•
самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность детей;
•
открытые занятия и праздники для родителей, гостей и детей других
групп: выступления детей на открытых мероприятиях;
•
участие в тематических праздниках;
•
контрольные занятия;
•
итоговое занятие;
•
открытые занятия и концерты для родителей и детей.
Занятия будут проходить в игровой, наглядной и дидактических формах. В
программе используются следующие формы игровых занятий: угадайка, загадайка,
театрализация песен, музыкально-ролевые игры с
использованием различного репертуара (детского фольклора, народной,
классической и современной музыки). Кроме этого, у педагогов есть возможность
использовать музыкальный и художественный материал, те формы работы, с помощью
которых можно сделать занятия ещё более интересными, творчески развивать и
совершенствовать данную систему обучения.
Важнейшим показателем музыкальности детей является их творчество.
Поэтому в центре предлагаемой методики – творческие формы воспитания
музыкально-слуховых способностей и чувства ритма (импровизация, сочинение).
Такой подход активизирует слуховое сознание, творческую установку на изобретение
ритмоинтонаций, поиски тембров, гармоний, способствует навыкам музицирования.
Практика показывает, что детские музыкально-творческие проявления
«музыкально-частичны», они начинаются с импровизации отдельных элементов
12

музыки. Музыкальная импровизация начинается с игры звуками вне каких бы то ни
было музыкальных систем и звукорядов, а также вне регулярного метра и ритма.
Первоначальные инструменты для звуковой игры – это голос, звучащие жесты и
шумовые инструменты. Соответственно первыми самостоятельными музыкальнопродуктивными действиями детей будут темброво-динамические и темброворегистровые импровизации, которые, постепенно оформляясь ритмически,
превращаются в темброво-ритмические.
На каждом занятии используются различные сочетаются подача
теоретического материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на
музыкальных инструментах (основные навыки), игра в ансамбле, творческие
упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг
друга.
2.3. Календарно-тематический план Программы

Содержание программы для детей младшей группы
№
за
нятия
1-2

3

4

Тема занятия
Юные
музыканты

Погремушка
как
музыкальный
инструмент
Приёмы игры
на погремушке.

СЕНТЯБРЬ
Задачи
Формы организации
Репертуар
образовательного
пространства
Знакомство детей с
Организационное
Музыкальные
простейшими ударными
занятие.
игры: «Дождь»,
(ритмическими)
Беседа, слушание
«Бабочки»,
инструментами (погремушкой, «Дождик» В. Косенко «Сорокабубном, барабаном,
музыкальные игры
ворона»,
колокольчиком),
«Строим дом»
демонстрация приемов игры
на них. Способствовать
проявлению интереса детей к
занятиям посредством
вовлечения их в музыкальные
игры. Стимулирование
интереса к музыке,
потребности в ее слушании
для выполнения игровых
упражнений.
Продолжить знакомить детей
Демонстрация приёмов «Игра с
с простейшим ударным
игры на погремушке. погремушками»
(ритмическим) инструментомУпражнения, игры с Ф.Флотова
погремушкой.
детьми.
Знакомство с приемами игры Демонстрация и
1. «Мишка с
на
отработка приёмов
куклой» муз. М.
погремушке:
игры на погремушке.
Качурбиной
встряхивание,
Ритмические
2. «Ах вы,
удар погремушкой по
упражнения,
сени», р.н.м.
ладошке,
музыкально3. «Как у наших
удар ножкой погремушки по дидактические игры с
у ворот», р.н.м.
(столу).
детьми.
4. Игра
«Сохрани
погремушку»
13

5-6

Такие разные
звуки

7

Такие разные
звуки

8

Развитие
практических
умений в игре
на погремушке.

9

Знакомство с
бубном.

10

Развитие
практических
умений в игре
на бубне.

11

Упражнени
я с бубном.

Формирование
представлений детей о
высоких и низких звуках, о
динамике музыки (тихо громко).
Веселая музыка - грустная.
Медленная
музыка
–
быстрая.
Формирование
умений
различать высокий звук
(ребенок), средний (мама),
низкий (папа) звук.

Упражнения,
музыкальнодидактические игры
с детьми.

Речевое
упражнение
«Веселый дождик»
М. Картушина
(сборник «Забавы
для малышей»)
Обыгрывание сценки
«Петрушка», «Танец с
погремушками» М.
Картушина
игровые упражнения,
простейшие
импровизации

Формируем умения детей с
помощью погремушки
передавать ритмический
рисунок своего имени;
- передавать хлопками,
постукиванием, игрой на
одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные
импровизации на погремушке
Развиваем муз-ритм. слух,
творческие способности детей
ОКТЯБРЬ
Познакомить детей с
Упражнения, игры с
простейшим ударным
детьми.
(ритмическим) инструментомбубном. Формировать умение
правильно держать бубен в
руке.
Знакомство с приемами игры
на бубне: удар ладошкой, удар
кулачком (косточками) по
донцу. Формируем умения
правильно держать бубен в
левой руке - ударять правой
рукой, встряхивание
Демонстрация приёмов
производить правой рукой.
игры с бубном.
Освоение
приема
«встряхивание». Работаем
над действиями с бубном
без кистевого напряжения.
Развиваем
ритм.
Добиваемся четкого удара.
Формируем умения детей с
Упражнения, игры с
помощью
бубна
детьми. Свободные
передавать
ритмический
пляски с бубном
14

«Птица и
птенчики»
Е.Теличеевой;
«Тихие и
громкие
звоночки»
Р.Рустамова

Игра с
погремушками
(рус.нар.мел.)
«Баю-баю, баюбай» (рус. нар.
потешка)
«Дождик»
(рус.нар.потешк
а) (сборник Н.
Сорокина
«Развитие
творческих
способностей»)
«Небо синее» Е.
Теличеевой
Музыкальнодидактическая
игра «Тишегромче в бубен
бей»
Е.Тиличеевой
С. Рахманинов
«Итальянская
полька»
(фортепиано)

«Пляска котят»
В. Герчик

12

13

Погремушка.
Бубен.

Барабан.

14-15 Знакомство
с игрой на
барабане.

16

Умелые
барабанщик
и.

рисунок своего имени;
- передавать хлопками,
постукиванием, игрой на
одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
выполнять
конструктивные
импровизации на бубне
Закрепляем умения исполнять
знакомые упражнения в игре
на погремушке, бубне в
различных
игровых
ситуациях. Развитие
творческих способностей
Познакомить детей с
простейшим ударным
(ритмическими) инструментом
- барабаном.
Показ приемов игры:
одновременные удары одной и
двумя палочками,
поочередные удары правой и
левой рукой, барабанная
дробь. Развитие
практических умений в
игре на барабане.
Формируем умения детей с
помощью
барабана
передавать
ритмический
рисунок своего имени;
- передавать хлопками,
постукиванием, игрой на
одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
выполнять
конструктивные
импровизации
на
барабане.
Формируем
умение
в
различении ритма шага и
бега, поощряем игру на
детских
инструментах.
Поощряем стремление к
игре
с
шумовыми
музыкальными
инструментами
в
соответствии
с
предложенным
образом.
Продолжаем работу над
развитием ритмического
слуха.
15

Озвучивание
стихотворений,
народных потешек.

Демонстрация приёмов
игры с барабаном.
Упражнения, игры с
детьми.
муз.- дид. игра
«Барабанщики»
А. Красева

муз.- дид. игра с куклой
М.Д.И. «Угадай на чем
играю» Е. Тиличеева
Музыкальнотворческое задание
«Теремок»

«Пойду ль я»,
р.н.м. «Ах вы,
сени», р.н.м.
М.Д.И. «Какой
бывает
дождик?»
Песня
«Барабан»
(подыгрывание)
«Веселая
песенка» И.
Евкодимова
«Марш» С.
Парлова
«Кукла шагает и
бегает» Е.
Тиличеева

17-18 Погремушка,
бубен, барабан.

19-20

Колокольчики
(валдайские,
маленькие,
средние)

21-22 Знакомство с
игрой на
колокольчиках.

23-24

25-26

Ах,
колокольчики
звенят!

Как умеем мы
играть!

НОЯБРЬ
Закрепление практических
умений детей на любом
музыкальном инструменте
передавать
ритмический
рисунок своего имени;
- передавать хлопками,
постукиванием, игрой на
одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные
импровизации на погремушке,
бубне, барабане.
Познакомить детей с
простейшим ударным
(ритмическим) инструментом
- колокольчиком.
Показ приемов игры: удар
палочкой, встряхивание,
толчок пальцем.
Учить правильно держать
колокольчик:
вертикально, не зажимать
кисть, свободно
потряхивать и ставить на
ладошку. Обучение приему
«трель». Формируем умения
детей играть на колокольчиках
различной высоты, отмечая
сильную долю такта;
Развивать муз-ритм. слух.
Закрепление навыков игры на
колокольчиках.

Речевые упражнения,
озвучивание
стихотворений,
народных потешек.
Упражнение
«Разминка» Е.
Макшанцева

Прослушивание
звучания. Игры с
детьми.

Демонстрация приёмов
игры с
колокольчиком. Музык
ально-дидактическая
игра
«Тихие и громкие
звоночки»
«Игра с
колокольчиками»

Игры с
колокольчиками
М.Д.И. «Лошадка
скачет медленно и
быстро»

ДЕКАБРЬ
Закрепление практических
Прослушивание,
умений детей в игре на
сравнение звучаний
погремушке, бубне,
инструментов, игры и
барабане, колокольчике.
упражнения
Совершенствование приемов
игры. Развитие
самостоятельности в
исполнении.
Закрепление умения детей
передавать простейший
ритмический рисунок
16

Слушание
«Саночки»
А. Филлипенко

«Колокольчики
звенят»
В.Моцарта;
«Чей
колокольчик»
М.Раухверга;

Е. Тиличеева
Слушание
«Белочка»
Н. РимскийКорсаков
Песня «Музыка
леса» М.
Картушина

«Ёлка» Т.
Попатенко
(«трель»)

«Чей
колокольчик»
М.Раухверга;
«Птица и
птенчики»
Е.Тиличеевой;
«Полька»
М.Глинки;
«Петушок»,
рус.нар.мелодия;
«Тихие и

27-28 Играем
вместе!

29-30 Элементарн
ая
музыкальна
я грамота

хлопками, используя
знакомые ударные
(ритмические)
инструменты погремушка,
бубен, барабан,
колокольчик.
Формирование
первоначальных
умений
совместной игры на ДМИ.
Учить
детей
вместе
начинать игру на ударных
инструментах
после
музыкального вступления
и заканчивать игру вместе
с окончанием звучания
музыки. Соблюдать общий
темп и динамику.
Познакомить с звуками.
Длинные, короткие звуки.
Развитие музыкального
слуха.

Совместная игра

Прослушивание,
пропевание

громкие
звоночки»
Р.Рустамова;
«Тише-громче в
бубен бей»
Е.Тиличеевой
«Маленькие
музыканты»
В.Семенова

«Полька»
М.Глинки;
«Поезд»
Н.Метлова;
«Маленький
вальс»
Д.Кабалевского

31-32 Творческий
отчёт
3334353637-38

Наш оркестр.

«Веселые
ложкари»
40-41 Знакомство
с
деревянным
и ложками,
маракасика
ми,
деревянным
и
палочками.
39

ЯНВАРЬ
Повторение всех приемов
Коллективная игра
игры на
Музыкальнопогремушках, бубнах,
творческое задание
колокольчиках,
«Мышка и мишка»,
барабане. Закрепление
«Летит снежок»
полученных навыков.
ФЕВРАЛЬ
Познакомить с современными
Показ видеоролика
народными коллективами.
«Веселые ложкари»
Познакомить детей с
Слушание «Моя
простейшими ударными
лошадка» А.
(ритмическими)
Гречанинов
инструментами - деревянные
Демонстрация приёмов
ложки деревянные палочки,
игры на ложках,
маракасики. Знакомство с
палочках, маракасиках.
игрой на деревянных ложках,
Упражнения, игры с
палочках, маракасиках.
детьми
Учить детей правильно
держать ложки в руках,
ритмично ударять «пяточкой»
по «пяточке» приемом
«ладушки». Учить правильно
держать палочки, маракасики
17

Повторение
репертуара
сентябрь декабрь

1. «Ладушки»,
р.н.м.
2. «Лошадка»
Потоловского
З. «Цок, цок
лошадка»
Е.Е.Тиличеевой
4. «Цирковые
лошадки» Т.
Попатенко;

42- Деревянные
43-44 ложки,
маракасики,
деревянные
палочки.

45-46

Наш оркестр.

47-48 Знакомство с
металлофоном.

49-50 Развитие
элементарн
ых
практическ
их умений в
игре
на
металлофон
е
из
4
пластинок.

в руке.
Формирование
умений
детей:
- отмечать на ударных
(ритмических)
инструментах (деревянные
ложки,
маракасики,
деревянные
палочки)
сильную
долю
такта,
метрическую пульсацию;
играть
простейшие
ритмические рисунки.
- ускорять и замедлять
темп при игре на ударных
инструментах;
- воспроизводить на ударных
инструментах ритм простых
потешек и стишков.
Развитие умений в
коллективной игре на
ДМИ В шумовом оркестре
вместе вступать и
заканчивать игру.
Соблюдать общий темп и
динамику.
МАРТ
Познакомить ударным
инструментом –ксилафон
трубчатый(3). Рассказать о
конструктивных особенностях
инструмента, показать приемы
игры. Формировать умение
самостоятельно брать и
правильно держать молоточек,
помахивать им свободно в
воздухе, постукивать по
ладошке и по кубику, по
столу, по корпусу
металлофона.
Формирование
первоначальных умений игры
на ксилафон трубчатый(3).
Обучить правильному
положению молоточка в руке,
выполнить подготовительные
упражнения. Развивать
звуковысотный слух.

18

Слушание
«Маленькая полька»
Д. Кабалевский
Упражнения, игры с
детьми на деревянных
ложках, маракасиках,
деревянных палочках.

«Полька»
М.Глинки;
«Аннушка»,
чеш.нар.песня;
«Марш»
Т.Попатен-ко;
«Вальс»
С.Майкапара; «В
садике»
С.Майкапара,
«Поезд»
Т.Попатенко
«Кукушка»,
«Андрейворобей»,
рус.нар.песни;

Коллективная игра
на ДМИ

Грамзапись
любой русской
народной
мелодии;
«Колесико»,
латыш,
нар.танец,
обработка
И.Арсеева

Показ приемов игры на
металлофоне.
Упражнение с
молоточками без
музыки.

«Андрейворобей» Е.
Тиличеевой
Песня
«Солнышко
встань» Б.
Барток

Игровые упражнения
«Дождик», «Часики»,
«Ручейки», «Дятел»
«Цыплятки»

«Лесенка» Е.
Тиличеевой

51-52 Развитие
элементарн
ых
практическ
их умений в
игре
на
металлофон
е.

55- Элементарн
56-57 ая
музыкальна
я грамота.

Обучение приемам игры на
ксилафон трубчатый(3): удар
по одной пластиночке,
glissando на пластиночках.
Добиваемся отскакивания
молоточка от пластиночки,
стремимся к
красивому звуку. У детей
формируем умения:
- играть на ксилафон
трубчатый(3). поступенно
движение мелодии вверх и
вниз;
- передавать на знакомых
музыкальных
инструментах
простой
ритмический
рисунок
мелодии;
- уметь в движении
показать паузу (разводят
руками
или
присаживаются)
Продолжать
учить
передавать на ударных
(ритмических)
инструментах
метрическую пульсацию и
сильную долю.
Совершенствование приемов
игры на развитие
самостоятельной игры.
Исполнение импровизации
«Дождик» на ксилафон
трубчатый(3) . Передача
различным ритмическим
рисунком имя друга (Оля –
Оленька, Коля – Коленька и
т.д.). Звукоподражание
голосам животных и птиц.
Конструктивные
импровизации на деревянных
ложках, металлофоне,
деревянных палочках,
маракасиках.
АПРЕЛЬ
Развиваем музыкальный
слуха. Формируем понятия
«долгие и короткие звуки»
- та та ти-ти та.

58-59 Элементарн

Продолжаем развивать

53-54 Совершенст
вование
элементарн
ых
практическ
их умений в
игре
на
металлофон
е.

19

Игры и упражнения на
металлофоне «Дождик»
(тихий-сильный),
«Ручейки», «Птички»,
«Цыплята»
«Дятел», «Мышка»
индивидуальная
работа

«Лесенка»
Е.Тиличеевой;
«Василек»,
рус.нар.песня;
«Зайка»,
рус.нар.песня;
«Андрейворобей»
рус.нар.песня.
«Гавот»
Ф.Госсека;
«Часики»
М.Вольфензона;
«Бульба»,
белорус,
нар.
Мелодия

Импровизация,
ритмический
рисунок,
звукоподражание
М.Д.И. «Где мои
детки» Н. Кононова

Шум дождя –
звуки
природы.
Голоса
животных –
звуки.

Музыкальные
упражнения
на
проекторе «В лесу»
на развитие чувства
ритма.
Прослушивание,

Развивающие
мультфильмы
про ноты.
«Полька»

ая
музыкальна
я грамота.

60-61 Наш
оркестр.

62-63 Наш оркестр.

64-65 Настоящие
музыканты.

66-67 Наше
творчество.

музыкальный слух.
Длинные, короткие ноты.

сравнение

Формирование
умений
своевременно вступать и
заканчивать свою партию,
соблюдая общий темп и
динамику. Слышать смену
музыкальных
фраз,
предложений,
частей.
Развитие
умений
в
коллективной игре
на
ДМИ
Развитие
умений
в
коллективной игре
на
ДМИ. В шумовом оркестре
вместе
вступать
и
заканчивать
игру.
Соблюдать общий темп и
динамику.

Коллективное
исполнение

МАЙ
Познакомить
с
конструктивными
особенностями и приемами
игры
на
ударных
ритмических инструментах
(кастаньеты, треугольник,
трещотка, тарелки).

Развитие
творческих
способностей.
На
музыкальных
инструментах попытаться
изобразить
движения
различных
животных
(ходит медведь, прыгает
зайчик, поет птичка и т.д.)
Конструктивные
импровизации
на
кастаньетах,
барабане,
бубне,
колокольчиках,
ксилафон трубчатый(3). и
других

Грамзапись
любой русской
народной
мелодии;
«Полька»
М.Глинки;
«Музыкальная
шкатулочка»
С.Майкапара

Коллективное
исполнение

Грамзапись
любой русской
народной
мелодии;
«Колесико»,
латыш,
нар.танец,
обработка
И.Арсеева

Рассказ об оркестре,
о музыкантах.
Наглядный показ
(слайды,
презентации)

Слушание:
«Рожок пастуха»
(рус.нар.мел.)
Упражненияигры: «Ноги и
ножки» Е.
Тиличеева,
«Водичка»,
«Конь
ретивый»(рус.на
р.потешки)
Музыкальны
е
мультимедий
ные клипы.
Оркестровки.

Создание
ритмического
рисунка,
изображение на
ДМИ движений
разных животных,
импровизации

20

М.Глинки;
«Поезд»
Н.Метлова;
«Маленький
вальс»
Д.Кабалевского

68- Наш
69-70 оркестр.

71-72 Творческий
отчёт

Закрепление умений в
коллективной игре
на
ДМИ.
Отрабатывание
умений
своевременно
вступать и заканчивать
свою партию, соблюдая
общий темп и динамику.
Слышать
смену
музыкальных
фраз,
предложений, частей.
Музыкальные
инструменты по выбору
детей.
Игра в оркестре знакомые

Коллективная игра
на знакомых
инструментах.

«Месяц май» Е.
Тиличеевой

2.3.Содержание программы для детей подготовительной группы
Тема занятия

1-2
Юные музыканты

3
Погремушка как
музыкальный
инструмент
4
Приёмы игры на
погремушке.

СЕНТЯБРЬ
Задачи
Формы организации
Репертуар
образовательного
пространства
Знакомство детей с
Организационное
Музыкальные
простейшими ударными
занятие.
игры: «Дождь»,
(ритмическими)
Беседа, слушание
«Бабочки»,
инструментами (погремушкой, «Дождик» В. Косенко
«Сорокабубном, барабаном,
музыкальные игры
ворона»,
колокольчиком),
«Строим дом»
демонстрация приемов игры
на них. Способствовать
проявлению интереса детей к
занятиям посредством
вовлечения их в музыкальные
игры. Стимулирование
интереса к музыке,
потребности в ее слушании
для выполнения игровых
упражнений.
Продолжить знакомить детей
Демонстрация приёмов «Игра с
с простейшим ударным
игры на погремушке. погремушками»
(ритмическим) инструментомУпражнения, игры с Ф.Флотова
погремушкой.
детьми.
Знакомство с приемами игры Демонстрация и
1. «Мишка с
на
отработка приёмов игры
куклой» муз. М.
погремушке:
на погремушке.
Качурбиной
встряхивание,
Ритмические
2. «Ах вы,
удар погремушкой по
упражнения,
сени», р.н.м.
ладошке,
музыкально3. «Как у наших
удар ножкой погремушки по дидактические игры с
у ворот», р.н.м.
(столу).
детьми.
4. Игра
«Сохрани
21

5
Такие разные звуки

6
Такие разные звуки

Формирование
представлений детей о
высоких и низких звуках, о
динамике музыки (тихо громко).
Веселая музыка - грустная.
Медленная
музыка
–
быстрая.
Формирование
умений
различать высокий звук
(ребенок), средний (мама),
низкий (папа) звук.

Речевое упражнение
«Веселый дождик»
М. Картушина
(сборник «Забавы
для малышей»)
Обыгрывание сценки
«Петрушка», «Танец с
погремушками» М.
Картушина
игровые упражнения,
простейшие
импровизации

Формируем умения детей с
помощью погремушки
передавать ритмический
рисунок своего имени;
- передавать хлопками,
постукиванием, игрой на
одном звуке ритм слов,
имен, фраз;
- выполнять конструктивные
импровизации на погремушке
Развиваем муз-ритм. слух,
творческие способности детей
О К Т Я Б Р Ь (8 занятий)
№
Тема
Задачи
Формы
за
занятия
организации
няти
образовательного
я
пространства
9-10 Организационно
1.
Познакомить
Беседа,
е занятие «Юные детей с видами оркестров
рассматривание
оркестранты»
(симфонический, духовой,
иллюстраций,
оркестр народных
чтение коротких
инструментов)
произведений
2.
Познакомить
детей с инструментами разных
видов оркестров
7-8
Развитие практических
умений в игре на
погремушке.

«История возникновения
оркестра, ансамбля»
«Инструменты дирижера»
«Инструменты симфонического
оркестра»

1112

«Металлофон.
Строение
металлофона»

погремушку»
«Птица и
птенчики»
Е.Теличеевой;
«Тихие и
громкие
звоночки»
Р.Рустамова

Упражнения,
музыкальнодидактические игры
с детьми.

Продолжить
знакомство с металлофоном,
развивать умения игры на
1.

22

Беседа о его
строении: корпус,
металлические

Игра с
погремушками
(рус.нар.мел.)
«Баю-баю, баюбай» (рус. нар.
потешка)
«Дождик»
(рус.нар.потешка
) (сборник Н.
Сорокина
«Развитие
творческих
способностей»)
«Небо синее» Е.
Теличеевой
Репертуар

Слушание
произведений в
исполнении
Образцового военного
оркестра Почетного
караула;
Симфонического
оркестра под
управлением В.
Гергиева; Оркестра
народных
инструментов Чтение
«Музыка всюду
живёт» В. Семернина;
«Три оркестра»
Л.Яковлева
Игры на развитие
тембрового слуха
«Какой инструмент

1314

«Молоточек мы
возьмем и везде
стучать начнем»
«Мои первые
песенки»

металлофоне:

«Бубен.
Строение бубна»

1.
Продолжить
знакомить детей с бубном.
2.
Формировать
умение определять на слух
звучания различных бубнов,
показ.
3.
Продолжить
обучение игре на ДМИ,
развивать приемы игры на
бубне: удар ладошкой, удар
кулачком (косточками) по
донцу.
4.
Совершенствоват
ь умения правильно держать
бубен в левой руке — ударять
правой рукой, встряхивание
производить правой рукой.

«Разновидности
бубнов»
«Разновидность
бубнов.
Динамика, слухов
ое восприятие»
Обучение игре
на ДМИ «Мой
веселый звонкий
бубен, мы играть
с тобою будем»

Отработать
навык самостоятельно брать и
правильно держать молоточек,
помахивать им свободно в
воздухе, постукивать по
ладошке и по кубику, по столу,
по корпусу металлофона,
выполнять glissando в воздухе и
на столе с поворотом кисти.
3.
Разучить с
детьми партии музыкальных
произведений.
4.
Познакомить
детей с Коми национальным
инструментом «Шур –Шар»
2.

23

пластиночки
разного размера,
молоточек.
Упражнения,
ритмодекламация«Дидили,дидили»,
р.н.п.
Знакомство с
внешним видом,
Учить
правильному
звукоизвлечение

Рассказ об
устройстве бубна:
корпус, донце,
ямка,
металлические
пластинки,
бубенчики.
Беседа о разных
видах бубнов:
малые, средние,
большие
концертные, с
бубенчиками и без
бубенчиков.
Беседа о
зависимости
громкости звука,
извлекаемого
бубном, от его
размера,
количества
бубенчиков и силы
удара.

звучит?» Чтение
стихотворения «Скол
ько нот?» А.
Шевченко
Гамма до-мажор:
Восходящая (одной
рукой, двумя руками)
Нисходящая (одной
рукой, двумя руками).
«Песенка про ноты»
музыка и слова Ж.
Маталлиди
«Киска» муз. Г.
Куриной;
«Жучок» муз. А.
Филиппенко, «Моя
песенка» слова и
музыка В. Кривилева;
Ритмодекламация «
Еду, еду» р.н.п.
Дидактическая
игра «Сыграй, как я»
«Полька» лат.н.м.,
обр. Я.Кепитиса.

1516

«Ложки
деревянные как
музыкальный
инструмент»
«Строение
ложки»
«Тембр.
Слуховое
восприятие
звучания ложек»
Обучение игре
на ДМИ
«Вятские,
смоленские –
ложки
деревенские»

171819

«Колокольчик.
Его строение»
«Разновидности
колокольчиков»
«Тембр.
Различие в
звучаниях
различных колок
ольчиков»
Обучение игре
на ДМИ
«Колокольчик
зазвенит, всех
вокруг
развеселит»,
«Колокольчик
мелодичный,
звонкий, милый,
симпатичный»

1.
Продолжать
обогащать знания детей о
ложках — музыкальный
инструмент.
2.
Познакомить
детей с разновидностями
ложек, их описанием:
расписные, деревянные,
металлические, большие,
маленькие, пластмассовые.
3.
Формировать
умение прислушиваться к
звучанию различных ложек,
определять на слух большие и
маленькие, деревянные,
металлические и
пластмассовые.
4.
Продолжать
формировать умения детей
правильно держать ложки в
руках, ритмично ударять
«пяточкой» по «пяточке»
приемом «ладушки».
5.
Развивать умение
детей в игре на ложках.
6.
Разучить партии
музыкального произведения.

Беседа о строении
Обыгрывание
ложки: палочканародной
ручка, пяточка. Как потешки «Танцевала
извлекается звук.
репа с маком» стр.51

Н О Я Б Р Ь (8 занятий)
1.
Формировать
Рассказ о
умение определять на слух
строении
звучания различных
колокольчика:
колокольчиков: громко, тихо, юбочка, язычок,
нежно, звонко, мелодично,
ушко. Показ
протяжно — в зависимости от различных
вида и приема игры (трель,
колокольчиков:
удар палочкой, пальцем,
малые, большие,
встряхивание).
средние,
2.
Развивать умение валдайские.
детей игры на колокольчиках.
3.
Закрепить
приемы игры: удар палочкой,
встряхивание толчок пальцем.
4.
Продолжать
обучение приему «трель».
5.
Закрепить умение
правильно держать
колокольчик: вертикально, не
зажимать кисть, свободно
потряхивать и ставить на
ладошку.
24

Ритмодекламация «
Где спит
рыбка?», стихотворен
ие И.Токмаковой,
М.Р. 2004 №4
«Светит месяц»
р.н.м.

«Веселый
колокольчик» муз.
В. Кикты;
Музыкальная
считалочка «Наши
уточки с утра» стр.55

6.
Закрепить навык
игры на колокольчиках.

202122

«Барабан.
Строение
барабана»
«Разновидности
барабана»
«Тембр.
Различие в
звучании разных
барабанов»

2324

2526

Обучение игре
на ДМИ
«Барабан наш
не молчит, он
грохочет и
стучит»
«Треугольник.
Тембр.
Способы игры»
«Наш звонкий
треугольник»
Коми
национальный
инструмент
«Сера палич»

Развивать
слуховое
восприятие
посредством
прослушивания
звучания различных барабанов:
больших, малых и железного
барабана.
2.
Продолжать
знакомить детей с игрой на
барабане. Показ приемов игры:
одновременные удары одной и
двумя палочками, поочередные
удары правой и левой рукой,
барабанная дробь.
1.

Ппродолжать
учить детей играть на
треугольнике различными
приёмами игры на нём.
2.
Познакомить
детей с внешним видом
инструмента флейта цуг и
правильным
звукоизвлечением.

Рассказ о
Ритмодекламация
строении
«Ёжик и барабан» Г.
барабана: корпус, Виеру;
два донца,
«А у меня есть
палочки,
барабан», музыка и
ремешок.
слова Э. Фримерт.
Звукоизвлечение.
Слушание
музыки. Показ
различных
барабанов:
большого, малого,
железного. Беседа
о том, чем они
отличаются друг
от друга.
Показ инструмент
флета цуг. Рассказ
о его строении.
Звукоизвлечение
(удары, трель).
Слушание музыки.
Показ.инструмента
.
Обьяснение

1.

Д Е К А Б Р Ь (8 занятий)
«Маракас как
1.
Развивать умение Рассказ о
музыкальный
на слух определять различные
строении и
инструмент»
маракасы. Прослушивание
устройстве
«Разновидности звучания разнотембровых
маракаса: ножка,
маракасов»
маракасов: гремящих,
наполнитель,
«Тембр.
звенящих, шуршащих и др., в
футляр емкость
Разнотембровые
зависимости от материала.
для горошин.
маракасы»
Определение на слух звучания
Показ различных
Обучение игре всех этих инструментов.
видов маракасов:
на ДМИ
2.
Продолжать
с ножкой и без
«Озорные
знакомить детей с приемами
ножки, различной
маракасы»
игры на маракасе:
формы, кожаные,
встряхивание, удар по ладошке, деревянные,
удар ножкой по столу, игра на
пластмассовые и
двух маракасах одновременно. др.
3.
Продолжать
знакомить детей с приемами
игры на флейте цуг.
25

Ритмодекламация
«Шла веселая
собака»,
стихотворение
Н.Пикулёвой;
«Голубые
канарейки» музыка
неизвестного автора
Использование
фонограммы под
сопровождение.
Ритмодекламация «
Жужжалочки» муз.
Красновой «Если
нравится тебе»,
эст.н.п. обр. В.
Агафонникова

2728

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах
(игра в
ансамбле, игра в
оркестре).

1. Продолжить знакомить
детей с партиями музыкальных
произведений.
2. Разучить отдельные
партии музыкальных
произведений (Флейта – у
педагога, треугольник, бубен,
литавры, колокольчик,
барабан).

2930

Знакомство
коми
национальном
инструменте
тоткадчан

1.

3132

Знакомство с
инструментами
тон блок двойной

333435

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах.

36373839

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах

Разучить
с
детьми
отдельные
партии
музыкальных
произведений
(бубны,
треугольники,
металлофоны, флейта - у
педагога).
2.
Упражнять
в
чистоте исполнения каждого
инструмента, каждой партии,
3.
Развивать ритм и
динамику исполнения.

404142

Знакомство
коми
национальном
инструменте зиль
зёль, сынан

1.
Познакомить
детей с внешним видом
инструмента и правильным
звукоизвлечением

Инд. упражнения,
коллективное
исполнение

Познакомить
детей
с
внешним
видом
инструмента и правильным
звукоизвлечением

Рассказ. Показ
видео. Показ
правильной игры
на инструменте.
Совместное
исполнение.
1.
Знакомство
с Рассказ. Показ
внешним видом инструментов видео. Показ
и
правильным правильной игры
звукоизвлечением
на инструменте.
Совместное
исполнение.
Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь (14 занятий)
1.
Разучить с
Инд. упражнения,
детьми отдельные партии
коллективное
музыкальных произведений
исполнение
(Треугольники, бубны,
колокольчики, металлофоны,
литавры).

1.

26

Инд. упражнения,
коллективное
исполнение

Рассказ. Показ
видео. Показ
правильной игры
на инструменте.
Совместное
исполнение.

«А у меня есть
флейта» музыка и
слова Э. Фримерт
Речевая игра с
аккомпанементом
ДМИ «Что за жёлтый
мячик?», текст Ю.
Тенфьюрда
Использование
фонограммы.

Использование
фонограммы.
Совместная игра на
инструментах
Музыкальная игра
«Проиграй ритм»
«Полька» муз. Д.
Львова-Компанейца
Речевая игра с
аккомпанементом
детских музыкальных
инструментов. «Мале
нькая птичка, где
была?» текст Ю.
Тенфьюрда
«Полька-шутка»
р.н.м., обработка Т.
Ломовой Речевая
игра с
аккомпанементом
детских
музыкальных
инструментов: «Едет
матушка Зима»,
авторская методика Т.
Боровик
Использование
фонограммы.
Лепбук «Коми
национальные
инструменты

43444546

Знакомство с
инструментами:
шум океана,

47484950

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах

5152535455

Знакомство с
инструментами:
Мелодика
духовая

5657585960

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах

616263646566

Игра в оркестре.
Обучение игре
на детских
музыкальных
инструментах

1.
Познакомить
детей с внешним видом
инструмента и правильным
звукоизвлечением

Показ правильной
игры на
инструменте.
Совместное
исполнение.

М А Р Т (9 занятий)
1.
Разучить
с Инд. упражнения,
детьми
отдельные
партии
коллективное
музыкальных
произведений
исполнение
(металлофоны,
хрустальные
колокольчики, треугольники и
другие).
2.
Упражнять
в
чистоте исполнения каждого
инструмента, каждой партии,
работаем
над
ритмом
и
динамикой.
Познакомить
с
внешним видом инструмента
и
правильным
звукоизвлечением
1.

Показ правильной
игры на
инструменте.
Совместное
исполнение.

А П Р Е Л Ь – М А Й (17 занятий)
1.
Разучить
с Инд. упражнения,
детьми
отдельные
партии
коллективное
музыкальных
произведений
исполнение
(ложки,
маракасы,
бубны,
треугольники, металлофоны и
другие).
2.
Упражнять
в
чистоте исполнения каждого
инструмента, каждой партии,
работа
над
ритмом
и
динамикой.
3.
Закрепить
приемы игры на инструментах.
1.
Разучить с
детьми отдельные партии
музыкальных произведений
(металлофоны, бубны,
треугольники, скрипка – у
педагога).
2.
Упражнять в

Инд. упражнения,
коллективное
исполнение

27

Использование
фонограммы.
Совместная ига на
инструментах.
Музыкальная игра
«Мирные и
воинственные»
«Вальс»,
муз.И.Кальмана
«История любви»
музыка Ф. Лея
Дидактические
игры: «Телеграмма»;
«Эхо», «Внимание».
Стр. 56

Музыкальная игра
«Найди водящего»
Использование
фонограммы
Исполнение
музыкального
сопровождения
педагогом.
Игра на внимание
«Игра в кругу»,
«Беседа», стр.56
«Песня старого
извозчика» муз. Н.
Богословского,
«Полька – Анна» муз.
И. Штрауса
Повторение
пройденного
материала.

Дидактические игры
«Дирижёр», «Делай с
музыкой», «Оркестр»,
стр.57 «В трактире
Чингилинги» музыка
П. Вильмо

чистоте исполнения каждого
инструмента, каждой партии,
работа над ритмом и
динамикой.
3.
Закрепить
приемы игры на инструментах.
676869707172

Игра в оркестре Трансляция умений и навыков, Творческий отчёт.
Выступления
приобретённых детьми за
Выступление
детей
учебный год, в игре на ДМИ.
детей.

Репертуар по выбору
педагога.

План выступлений
Осенний праздник
Новогодний праздник
Выступление для детей младших групп
Концерт для пап
Выступление на утреннике «Мамина радость»
Выступление для детей младших групп
Выступление на выпускном утреннике

Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

Формы аттестации и контроля
Текущий контроль обучающихся проводится с целью установления фактического
уровня освоения теоретических знаний по темам (разделам) программы, их практических
умений и навыков.
Формы контроля: наблюдение.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие в
музыкальных конкурсах, утренниках.
Система педагогической оценки музыкального развития и актуального состояния
ребенка опирается преимущественно на данные наблюдений за активностью детей, анализ
продуктов детских видов музыкальной деятельности, в ходе выполнения практических и
творческих заданий, бесед в спонтанной и специально организованной музыкальной
деятельности.
Комплексная оценка развития музыкальных способностей и начала
музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Система педагогической оценки музыкального развития и актуального состояния
ребенка опирается преимущественно на данные наблюдений за активностью детей, анализ
продуктов детских видов музыкальной деятельности, в ходе выполнения практических и
творческих заданий, бесед в спонтанной и специально организованной музыкальной
деятельности.
Индивидуальные данные служат основой для создания портрета группы на каждом
из этапов её развития, который позволяет музыкальному руководителю выявить сильные и
слабые стороны в своей собственной работе и провести соответствующую её коррекцию,
сделать ее более адекватной изменяющимся интересам и потребностям детей.
28

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского
развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития
каждого ребенка.
Критерии оценки:
знание музыкальных инструментов (ложки, бубны, маракасы, треугольник,
металлофон, ксилофон);
- музицирование (знание приёмов игры на музыкальных инструментах);
- способность воспроизводить музыкальный ритм, ритмический рисунок;
- «чувство» ансамбля;
- проявление музыкального творчества.
При оценке индивидуального развития детей используется трехбалльная шкала
оценок, где каждой уровневой оценке соответствует качественная характеристика:
1
– низкий уровень: знания поверхностны; знания, умения, навыки не
сформированы или сформированы частично;
2 – достаточный (средний) уровень: знания, умения, навыки сформированы не
в полном объёме, допускаются незначительные ошибки.
3 – оптимальный (высокий) уровень: знания, умения, навыки сформированы
полностью.
№
п/п

Код
ребенка

Критерии оценки
знание
музыкальных
инструментов

музицирование

способность
воспроизводить
музыкальный ритм,
ритмический
рисунок

«чувство»
ансамбля

проявление
музыкального
творчества

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников
Взаимодействие педагога с родителямипо развитию детей в хореографии
необходимо для поддержки творческих начинаний ребёнка внутри собственной семьи и для
достижения наилучших результатов в работе.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями ставит своей
целью психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе совместной деятельности и
включает в себя следующие направления:
Направления взаимодействия педагога с семьями воспитанников:
наглядно-информационные - нацелены на знакомство родителей с условиями,
задачами, содержанием и методами обучения детей по программе «Хореография», к ним
относятся фотографии, видео детского творчества по группам и общие, стенды, буклеты,
памятки, папки-передвижки. Родители регулярно знакомятся с творческими успехами и
достижениями своих детей.
досуговые – обеспечивают установление неформальных отношений между
педагогами и родителями, более доверительных отношений между родителями и детьми. В
течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия детей и
родителей. Смысл ее в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети,
да и просто приобщить к творчеству.
29

информационно-ознакомительные - нацелены на преодоление поверхностных
представлений о работе педагога в обучении детей творчеству путем ознакомления
родителей с организацией этой деятельности, об ее эффективности в творческом развитии
ребёнка: тематические уголки в группах с памятками педагога о целях и задачах,
консультации в родительских уголках и на сайте МБДОУ.
Формы работы с родителями:
- непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность организация совместной деятельности в системе «ребенок-родитель-педагог» участие в
акциях, в совместной деятельности, участие в конкурсах по реализации проектов. Педагог
организуют помощь родителям по вопросам развития ребенка через индивидуальные и
групповые консультации, консультации по запросам, анкетирование, дает методические
рекомендации родителям по развитию у детей творческих способностей.
традиционные формы - родительские собрания, которые проводятся в начале
учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит
знакомство педагога с родителями; рассказ о содержании программы по хореографии, ее
целях, задачах, требованиях, проводится анкетирование. На первом собрании
распределяются и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для
получения наилучшего результата.
Кроме этого, с родителями проводится консультативная работа по обеспечению
детей удобной одеждой для занятий по хореографии: мальчики занимаются в футболках и
трикотажных шортах, девочки - в гимнастических купальниках, лосины и широких,
коротких юбках. Педагог рекомендует, чтобы волосы у девочек были прибраны, на ноги
рекомендуется надевать носки и мягкие балетные туфли или чешки.

30

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Музыкального зала и кабинета
Место
размещения

Музыкальный
зал

Основное
предназначение

Оборудование и материалы

• Проведение
образовательной
деятельности;
• Проведение
праздников,
развлечений, утренников;
• Проведение родительских
собраний;
• Консультативная работа с
родителями.

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

Музыкальный Подготовка к образовательной
кабинет
деятельности;
Консультативная работа с
родителями

Большое настенное зеркало
Музыкальный центр
Фортепиано цифровое
Синтезатор
Видеопроектор
Экран
Ширма для кукольного театра
Детский хохломской стул
Стул взрослый
Стол детский

4
1
1
1
1
1
1
48
34
1

• Шкаф-купе для используемых
пособий, игрушек, атрибутов,
литературы и прочего материала.
• Разнообразные
музыкальные
инструменты для детей.
• Различные виды театров.

2

• Ширма для кукольного театра.
• Дом
для
театрализованной
деятельности.
• Мольберт
• Детские костюмы.
• Взрослый костюм

7 видов
кукольный,
ростовые
куклы
1
1
2
8

Для реализации программы имеются в наличии:
1. Наглядно-дидактические пособия:
картотека пальчиковых, речевых дидактических игр, иллюстрации, картинки,
ритмическое лото (мультимидийное изображение).
2. Оборудование: фортепьяно, музыкальный центр, ширма.
3. Музыкальные инструменты: шумовые и музыкальные, духовые для детского оркестра
и Орф - оркестра (металлофоны, дудки, бубны, треугольники, ложки, и др).
4. Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты.
5. Озвученные музыкальные игрушки-инструменты:
- игрушки - инструменты с нефиксированным звуком, т.е. звуком неопределенной
высоты (погремушки, бубны, трещотки, барабаны, кастаньеты, треугольники,
31

колотушки, музыкальные молоточки);
- игрушки - инструменты, издающие звук только одной высоты (свирели, дудки, рожки,
свистульки);
- игрушки - инструменты с диатоническим или хроматическим звукорядом
(металлофоны, ксилофоны, пианино, свирели, гармоники, колокольчики, балалайки,
гусли, детские баяны и т.д.).
3.2.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Содержание

Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние каникулы
Летние каникулы
Продолжительность
учебного года
Первое полугодие
Второе полугодие
Продолжительность
учебной недели
Всего в неделю занятий
(НОД)
Объем недельной
образовательной
нагрузки
Занятие (Непрерывная
образовательная
деятельность)
Продолжительность
перерыва
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
планируемых
результатов
освоения программы
Итоговые мероприятия

младшая группа
(4 – 5 лет)

старшая группа
(6 – 7 (8)лет)

01 сентября
29 мая

01 сентября
29 мая

31 декабря – 11 января
01 июня – 31 августа
36 недель

31 декабря – 11 января
01 июня – 31 августа
36 недель

17 недель
19 недель
5 дней

17 недель
19 недель
5 дней

2

2

40 мин

60 мин

20 мин

30 мин

10 мин

10 мин

начало учебного года
01 – 12 сентября
конец учебного года
18 – 29 мая

начало учебного года
01 – 12 сентября
конец учебного года
18 – 29 мая

Открытое занятие

32

3.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация программы возложена на педагога, имеющего специальное среднее
образование.
№
п/п
1

ФИО
работника

Дата
рождения

Стаж
работы

Образование

Квалификационная
категория

Анохина
Анастасия
Федоровна

09.08.1995

1 год

ФГБОУ ВО «Воронежский
государственный
университет»,
2018 г.,
специальность – 44.03.05
Педагогическое образование (с
двумя профилями
подготовки), квалификация –
бакалавр;
ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный
педагогический университет»,
2023 г., специальность –
44.04.01 Педагогическое
образование, квалификация –
магистр 44.04.01
педагогическое образование;

Не имеет

3.4. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Организация образовательного процесса в МБДОУ предусматривает личностноориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности, учет
возрастных и индивидуальных особенностей детей, социальный заказ родителей, время
года, соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию
и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. (СанПиН
2.4.1.3049-13).
При организации распорядка дня детей в МБДОУ предусматривается
сбалансированное чередование видов деятельности: занятий (непрерывной образовательной
деятельности), образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности.
Продолжительность занятий (непрерывной образовательной деятельности) в
различных возрастных группах составляет:
− для детей четвертого года жизни – не более 15 минут;
− для детей пятого года жизни - не более 20 минут;
− для детей шестого года жизни - не более 25 минут;
− для детей седьмого года жизни - не более 30 минут.
В течение образовательной деятельности статическая деятельность (пение, слушание)
чередуется с динамической - музыкально-ритмическими движениями (танцы, хороводы,
игры).
Перерывы между занятиями составляют не менее 10 минут.
Процесс воспитания и развития в детском саду является непрерывным, но, тем не
менее, календарный учебный график составляется в соответствии с выделением двух
периодов:

33

2.

1. учебный год (сентябрь-май), во время которого проводятся занятия (непрерывная
образовательная деятельность) в соответствии с учебным планом и расписанием,
действует режим на холодный период года;
летний оздоровительный период
(июнь-август), во время которого занятия
(непрерывная образовательная деятельность), в том числе по дополнительному
образованию не проводятся, с детьми организуются оздоровительные мероприятия и
спортивные развлечения, на летний период действует режим на теплый период года.

Направления
развития детей
(образовательная
область)

Вид детской
деятельности

Длительность
(в мин.)

Социальнокоммуникативно
е

Коммуникативная,
познавательноисследовательская

Количество занятий, общая нагрузка/часы
1 год обучения
(дети 4 – 5 лет)

1 год обучения
(дети
6 до 7 (8) лет)

20

30

В неделю

В год

2

72

34

В
неделю
2

В год
72

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бублей С. Детский оркестр. – Л., «Музыка», 2002.
2.
Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах - М, Просвещение, 1990.
3.
Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду. Программа формирования
эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. – М.,
Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003.
4.
Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3до
9 лет – Издательство: Национальное образование, 2019 г.
5.
Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки. Система Карла Орфа - М, АСТ, 2000.
Тютюнникова Т. Э. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - Журнал «Музыкальная
палитра» №6, 2006.
6.
Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Учебное пособие. – М, Педагогическое
общество России, 2005.
7.
Щербакова Н.А. Музыкальный сундучок, М., Обруч, 2012.
Литература для детей:
1.
Радынова О. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты.
2.
Радынова О. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».