ЧТОБЫ ЛЕТО НЕ ПРОШЛО ДАРОМ

21.05.2025

Уважаемые родители!


Учебный год заканчивается, и теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.

  

В этом учебном году была проделана большая работа по преодолению нарушения звукопроизношения.  У всех детей появились в речи звуки, ранее им недоступные, у многих звукопроизношение пришло в норму. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса, развитием связной речи, фонематического слуха, а также развитию памяти, мышления, внимания и самоконтроля. Была проведена работа на дифференциацию (различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения дальнейших ошибок на письме. Дети, которые выпущены в школу, нуждаются в закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры, развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза, мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счёта.

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом, и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные чистоговорки, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

Летом ребёнок получает много ярких впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает. Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала и не надо это делать в форме занятия. Игра, только игра! Лето – прекрасное время, чтобы восполнить какие-то пробелы в усвоении материала. Это можно делать везде и в почти в любое время. Отдыхая вместе, у вас образуется больше времени для общения, а значит, и для развития всех компонентов речи.

Перед тем, как дети уйдут на каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и введены в речь, но, если не контролировать ребёнка, он легко может их утратить, и тогда всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю логопедическую тетрадь — в ней есть чистороговорки, которые можно повторять летом.

Лето — время отдыха, но не стоит забывать и о книгах. Пусть ребёнок наращивает технику чтения, прочитает вам вслух небольшой рассказ. Замечательно, если ребёнок не только перескажет его, а порассуждает, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение. Тем самым связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка станет богаче.

Во время прогулок, поездок вы также можете контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в повседневной речи, попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих наш язык богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

·         обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;

·         пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)

·         надувать воздушные шарики;

·         стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи;

·         учиться плавать, выдыхая в воду, нырять;

·         дуть на детские ветрячки, флюгеры.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

·         самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

·         сбор и перебирание ягоды;

·         помощь взрослому в прополке грядок;

·         выкладывание рисунков из камней (шишек, спичек, круп);

·         игры с глиной, мокрым песком;

·         игры с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель, отбивать).

В дождливые дни можно:

·         собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

·         перебирать крупы;

·         раскрашивать раскраски цветными карандашами;

·         складывать игрушки из бумаги (оригами);

·         вышивать (крупным крестиком);

·         завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

·         плести из бисера и резиночек;Хочу такой сайт

·         лепить из пластилина, пластика, теста.

Очень важно продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического):

·         жевать мясо (а не только сосиски и котлеты);

·         жевать сырые овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);

·         лизать языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;

·         жевать боковыми зубами;

·         сосать сухарики из хлеба, булки (солёные);

·         лизать эскимо.

Игры, способствующие  развитию грамматического строя речи, связной речи.

·         Скажи наоборот (высокий-низкий)

·         Посчитаем (1 рыба, 2 рыбы, 5 рыб)

·         Скажи ласково (птица – птичка, ковёр – коврик)

·         Один – много (стул – стулья, много стульев; дом – дома, много домов)

·         Словообразование (стол из дерева – какой? – деревянный)

·         Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

·         Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

·         Назвать слова с определённым слогом, звуком (Назови слова, которые начинаются на слог МА – малина, машина, манго.  Мы купим в магазине только то, что начинается на звук Мь –мёд, мелки, мяч, медведя, мюсли..);

·         Составлять предложения с заданными словами;

·         «А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);

·         Укрась слово (море какое? – синее, спокойное, мокрое, солёное, глубокое..)

Играем, развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста (профилактика дисграфии и дезорфографии):

·         Повтори за мной (слоговые дорожки – па–ба–па, та-да-та, ши-ше-ша и т.д);

·         Назови первый (последний) звук в слове;

·         Где спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ.

Уделяйте своему ребёнку больше внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.

Желаю вам приятного отдыха и огромных успехов!

 

Просмотров всего: , сегодня:

ЧТОБЫ ЛЕТО НЕ ПРОШЛО ДАРОМ.pdf (скачать) (посмотреть)
Автоматизация звука Ш. Мишка.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 22.05.2025

Дата обновления: 22.05.2025

Дата публикации: 21.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».