ЧТОБЫ ЛЕТО НЕ ПРОШЛО ДАРОМ
21.05.2025
Уважаемые родители!
Учебный год заканчивается, и теперь
самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли.
В этом учебном году была проделана большая
работа по преодолению нарушения звукопроизношения. У всех детей
появились в речи звуки, ранее им недоступные, у многих звукопроизношение пришло
в норму. Весь учебный год велась работа над обогащением словарного запаса,
развитием связной речи, фонематического слуха, а также развитию памяти,
мышления, внимания и самоконтроля. Была проведена работа на дифференциацию
(различение) согласных, имеющих сходство в произношении с целью предотвращения
дальнейших ошибок на письме. Дети, которые выпущены в школу, нуждаются в
закреплении поставленных звуков, грамматических форм, слоговой структуры,
развитии связной речи, её выразительности, фонематического анализа и синтеза,
мелкой и общей моторики, развитии дыхания, навыков чтения, письма, счёта.
Впереди лето – пора отпусков,
детского отдыха. Родителям детей, которые занимались с логопедом,
и летом нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в
течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные
звуки, выученные чистоговорки, пальчиковые игры) за летний период могут, как
укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Летом ребёнок получает много ярких
впечатлений, больше находится на воздухе, двигательная активность возрастает.
Этот период можно использовать для закрепления пройденного материала и не надо
это делать в форме занятия. Игра, только игра! Лето – прекрасное время, чтобы
восполнить какие-то пробелы в усвоении материала. Это можно делать везде и в почти
в любое время. Отдыхая вместе, у вас образуется больше времени для общения, а
значит, и для развития всех компонентов речи.
Перед тем, как дети уйдут на
каникулы, мне бы хотелось дать некоторые рекомендации. Звуки поставлены и
введены в речь, но, если не контролировать ребёнка, он легко может их утратить,
и тогда всё придётся начинать сначала. Не спешите выбрасывать домашнюю
логопедическую тетрадь — в ней есть чистороговорки, которые можно повторять
летом.
Лето — время отдыха, но не стоит
забывать и о книгах. Пусть ребёнок наращивает технику чтения, прочитает вам
вслух небольшой рассказ. Замечательно, если ребёнок не только перескажет его, а
порассуждает, что он думает о поступках героев, выскажет своё мнение. Тем самым
связная речь будет постоянно развиваться, а словарный запас вашего ребёнка
станет богаче.
Во время прогулок, поездок вы также можете
контролировать произношение «трудного» звука у ребёнка в повседневной речи,
попросив рассказать о чём-то, описать предмет. Если вы отправляетесь на отдых,
в отпуск — не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для
развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа
обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей
речи, делающих наш язык богаче. Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом
уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень
часто копируют речь родителей, их манеру общения.
Можно
предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
·
обдувать
одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
·
пускать
мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
·
надувать
воздушные шарики;
·
стараться
надувать надувные игрушки, круги, мячи;
·
учиться
плавать, выдыхая в воду, нырять;
·
дуть на
детские ветрячки, флюгеры.
Развитию
мелкой моторики способствуют следующие действия:
·
самообслуживание
(молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
·
сбор и
перебирание ягоды;
·
помощь
взрослому в прополке грядок;
·
выкладывание
рисунков из камней (шишек, спичек, круп);
·
игры с
глиной, мокрым песком;
·
игры с
мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель, отбивать).
В дождливые дни можно:
·
собирать
мозаики, конструкторы, пазлы;
·
перебирать
крупы;
·
раскрашивать
раскраски цветными карандашами;
·
складывать
игрушки из бумаги (оригами);
·
вышивать
(крупным крестиком);
·
завинчивать
гайки (игрушечные и настоящие);
·
плести из
бисера и резиночек;
·
лепить из
пластилина, пластика, теста.
Очень важно
продолжать развивать мышцы речевого аппарата (неспецифического):
·
жевать мясо
(а не только сосиски и котлеты);
·
жевать сырые
овощи (морковь, редис, огурцы) и фрукты (яблоки, груши…);
·
лизать
языком с блюдца варенье, сметану, йогурт – для распластывания языка;
·
жевать
боковыми зубами;
·
сосать
сухарики из хлеба, булки (солёные);
·
лизать
эскимо.
Игры,
способствующие развитию грамматического строя речи, связной речи.
·
Скажи
наоборот (высокий-низкий)
·
Посчитаем (1
рыба, 2 рыбы, 5 рыб)
·
Скажи
ласково (птица – птичка, ковёр – коврик)
·
Один – много
(стул – стулья, много стульев; дом – дома, много домов)
·
Словообразование
(стол из дерева – какой? – деревянный)
·
Подбирать
определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
·
Игра
«Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет) (Зелёная,
кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
·
Назвать
слова с определённым слогом, звуком (Назови слова, которые начинаются на слог
МА – малина, машина, манго. Мы купим в
магазине только то, что начинается на звук Мь –мёд, мелки, мяч, медведя,
мюсли..);
·
Составлять
предложения с заданными словами;
·
«А если бы»
(помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
·
Укрась слово
(море какое? – синее, спокойное, мокрое, солёное, глубокое..)
Играем,
развивая фонематические процессы у детей старшего дошкольного возраста (профилактика дисграфии и
дезорфографии):
·
Повтори за
мной (слоговые дорожки – па–ба–па, та-да-та, ши-ше-ша и т.д);
·
Назови
первый (последний) звук в слове;
·
Где
спрятался звук - в начале? В середине? В конце? - ищем звук [Л] в слове ЛОПАТА,
КОЛПАК, КОЛ.
Уделяйте своему ребёнку больше
внимания, чаще находитесь на свежем воздухе, посещайте игровые площадки, парк.
Желаю вам приятного отдыха и
огромных успехов!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.05.2025
Дата обновления: 22.05.2025
Дата публикации: 21.05.2025