РЕКОМЕНДАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ ДОМАШНИХ ЗАНЯТИЙ С НЕГОВОРЯЩИМ РЕБЁНКОМ
21.04.2025
1. При отсутствии речи у ребёнка, её «запуск» ведётся ежедневно в процессе режимных моментов. Это не работа и не занятие в его обычном понимании. Это ваш диалог (сначала монолог) при любой деятельности, где в поле зрения есть малыш. Важно организовать для неговорящего малыша особый речевой режим.
Общаемся с ребёнком в режиме одностороннего диалога.
Что значит односторонний диалог?
Взрослый не просто рассказывает и
комментирует всё увиденное ребёнку,
а обозначив какую-то ситуацию, постоянно задает по ней вопросы. Такие ситуации
берутся ежедневно из бытовых моментов.
Например : «Миша, пойдём мыть руки! Миша, что мы пойдем делать?»
Взрослый сам же и отвечает, даёт речевой
образец – «Мыть руки!»
«Что мы пойдем мыть? Руки или ноги? –
руки».
«Пойдем гулять? Куда пойдем? Гулять!»
Повторять ответ можно много раз и это
важно (при работе
с неговорящим ребенком можно повторять до 50 раз)
Говорим при общении с ребёнком, упрощая собственную
речь, простыми фразами, состоящими из 1 – 2 слов (Дай! На! Пить! Дай пить!
Ай-яй-яй), тщательно артикулируем звуки, тянем гласные.
Если ребёнок
отвечает, но искажает слова, повторяйте за ним эхом, давая правильный
речевой образец.
Например:
Взрослый: Пойдём гулять? Куда мы пойдем?
Ребёнок отвечает: ять.
Взрослый: Правильно, гулять!
Важно говорить с ребёнком так, чтобы глаза
родителя были на одном уровне с его глазами, чтобы он хорошо видел артикуляцию.
Нужно стараться говорить одними и теми же словами, короткими фразами.
Примерный список слов, который можно много раз в бытовых ситуациях повторять на начальном
этапе вызывания речи:
Дай!
Пить!
Иди!
Хочу!
Ай!
Спать!
Постепенно по мере появления слов переходим
к диалогу с ребёнком.
2. Выполняем простую артикуляционную
гимнастику.
Взяв игрушки или картинки, делаем артикуляционные упражнения: «Бегемотик» (широко открываем ротик, можно спеть
звук АААА, «Лягушка» (улыбочка) можно спеть звук ИИИИ, «Слоник» (губки вперед трубочкой) можно
спеть звук УУУУУ.
3. Делаем вместе с малышом пальчиковую гимнастику и логоритмику для малышей.
Одна из самых лучших систем занятий – это логоритмика Екатерины Железновой для детей 2-3 лет.
У каждой песенки-попевки обязательно есть возгласы для подпевания (ау, му, иа,
бух и т. д., обычно дети во время песенки начинают повторять эти возгласы.
Например, песенка-инсценировка «Кубики».
Текст: Мишка с кубиком идёт,
Желтый кубик он несёт,
Уронил он кубик ОЙ!
Принеси теперь другой!
У взрослого
в руках мишка, ребёнок подает
мишке кубик названного цвета, мишка роняет кубик, первые
несколько раз взрослый говорит восклицание: «Ой!» сам. Затем перед этим восклицанием делает
паузу, давая возможность ребёнку самому
закончить фразу. Если малыш всё же не говорит, взрослый повторяет сам «Ой! Ой!» несколько раз. Очень важно заниматься
регулярно, петь одну и ту же песенку целую неделю (возможно и дольше,
если ребёнку песенка нравится, потом
разучивать новую.
4. Совместная
игра с ребёнком (игры на
вызывание звукоподражания)
Например, игра «Давай покормим мишку» (или
другую любимую игрушку ребенка):
Давай покормим мишку! Мишка съел кашку. Мишка сказал: АМ! Теперь
ты покорми мишку. Мишка АМ!
Игры на подражание голосу животных с
картинками, звучащими книжками (му, ав, мяу, бе, га-га и т.
д.)
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 21.04.2025
Дата обновления: 21.04.2025
Дата публикации: 21.04.2025